От стартапа до корпорации: способы и правила развития компаний

Замечательная, и главное, злободневная тема позволила освежить в памяти многие тезисы, а также на досуге поразмыслить над будущим своих компаний. Начать стоит с неутешительной статистики — только 3% стартапов живут долее трех лет в России. Это поразительно низкий символичный процент, и тому есть не одна причина.

Во-первых, скупой рынок труда, заставляющий людей брать все в свои руки и пытаться добиваться лучшей жизни. В основе идеи лежит мотивация большего заработка в отличие от ситуации, когда бизнес является тем, что человек любит и чем готов заниматься всю жизнь.

Во-вторых, нелегкие кризисные времена. Становится все сложнее прогнозировать рынки сбыта и потребления, надеяться на улучшения и проблески солнечных лучей в густых грозовых тучах темпов инфляции.

В-третьих, банальное отсутствие профильной подготовки в образовательной системе. Подтверждением этих слов служит масса предложений онлайн-школ и различных курсов. Но, как говорится, пойди заработай сначала на эти курсы. Считаю, что готовить людей к «выживанию» во взрослом мире должны еще в школе, как это делают на Западе. Это развивает логическое мышление, чем сегодня не может похвастаться даже хваленое MBA.

Так как же нам достичь развития от стартапа до корпорации? Обо всех моментах попробуем поговорить ниже. Для упрощения материала хронологическую последовательность выстроим этапами, попробуем сделать это за 5 шагов.

Этап №1. Вы — менеджер

Чтобы мы могли говорить о развитии с уровня стартапа до масштабов корпорации, необходимо разобраться в вопросах развития самих стартапов. За свою карьеру менеджера проектов и маркетолога мне довелось проводить открытия разных объектов, от магазинчика площадью 20 кв.м. до торгового комплекса 60 000 кв.м, и в каждом случае были разные ситуации: с инвестором и без него. В обоих случаях все начинается с менеджмента. Если открытие проходит за счет собственных средств, сначала создается, или по крайней мере рассчитывается, спрос на ваши услуги. Если с привлечением сторонних — то же самое, но в добавок с отчетами и презентациями для третьих лиц.

Ваша задача — создать ажиотаж на минимально необходимом или оптимальном уровне. Важно не перестараться, чтобы к моменту запуска хватило ресурсов. В зависимости от специфики бизнеса, случается и такое. Например, у вас завод, и вы договорились о поставках в разы больше, чем способны будете произвести первое время. Найти покупателя – это успех, однако, чтобы вас воспринимали всерьез, важно планировать.

Этап №2. Вы — рекрутер.

Люди – ваш главный ресурс. Главный при условии, что они понимают, каковы их роли и функции. В первую очередь это должен понимать CEO, уже на этапе стартапа важно прописать должностные обязанности сотрудников. Не «для бумажки», а для систематизации работы сотрудников и будущих отделов. Именно этот подход к делу ляжет первым в основу успеха масштабирования вашей компании.

Нанятый персонал важно адаптировать. Не обучить, а именно адаптировать к работе в вашей компании. Работать «как везде» не допустимо, поскольку каждая организация – совершенно отдельный опыт и набор правил. Задайте сотрудникам верное мышление. Для этого хорошо подходят еженедельные встречи и общение.

Во избежание высокой ротации кадров еще на стадии собеседования важно качественно отбирать кадры и обсуждать с ними перспективы развития в компании. Справедливая система мотивации закрепит результат. Про нее можно написать целую книгу, поэтому просто скажу, что человек должен понимать конкретные показатели и что в его силах реально влиять на них.

Часто масштабирование напрямую завязано на человеческом ресурсе, и HR идут на поводу этих обстоятельств затыкая брешь в табеле на скорую руку. У всех нас разный уровень эмпатии, поэтому лучше уделить найму больше внимания, довериться логике и не спешить. Это особенно важно в регионах, поскольку там существует отток высококвалифицированных специалистов и довольствоваться часто приходиться новичками. В моем случае были и есть абсолютно те же сложности, поэтому периодически масштабирование происходит от «правильного» специалиста. К слову, из любого новичка можно «вырастить» крутого спеца. Все в ваших руках.

Этап №3. Вы — аналитик

Бизнесом занимаются совершенно разные люди. В моем случае уже к моменту открытия маркетинговой компании у меня был опыт работы аналитиком, маркетологом и менеджером проектов. Цифры для меня были основным языком получения обратной связи и свидетельством эффективности работы компании и моей лично. Общаясь с людьми из числа моих клиентов, я понял, что большинство людей не имеют такого опыта и полагаются на свои интуицию, харизму и стремление к цели. Спешу вас огорчить, одного стремления мало — требуется умение контролировать и анализировать.

Этап №4. Вы — безопасник

Диверсификация рисков. У вас уже есть капитал или по крайне мере денежный поток. Продаете кофе? Найдите поставщика стаканчиков и продавайте их на маркетплейсе. Никто не знает, что будет завтра с кофейным бизнесом, но по крайней мере вы не будете последним разорившимся заведением этого рынка, а возможно успеете вовремя выйти из него без серьезных потерь. И в этом случае важно быть на плаву.

Используйте сопутствующие направления деятельности или товары, и вы сократите риски банкротства.

Этап №5. Вы — стратег

Важно задумываться о стратегии с самого начала вашей деятельности. По крайне мере понимать вашу цель, к чему вы стремитесь, и туманно, но пытаться представлять, КАК вы к ней придете. Начните с простой визуализации ваших планов на бумаге или сразу в соответствующем ПО. Важно понимать две вещи:

1. Не имеет смысла пытаться планировать на 5 лет вперед сразу. Малому бизнесу сегодня необходим простор для маневра, и менять курс скорее всего предстоит часто.

2. Стратегии — это ваш ориентир, а не инструкция к действию. Меняйте ее в процессе, если того требуют реалии.

Что такое корпорация? Это группа компаний с единым коммерческим названием. Одним из ярких примеров является СБЕР — множество юридических лиц и направлений. Маркетплейс, доставка, инвестиции. Сегодня сам гигант предпочитает быть IT-компанией, а не банком. О чем это говорит? О том, что и корпорациям есть, куда расти. А значит, есть что менять.

Следуя пяти этапам развития вашего бизнеса вам не придется прибегать к роли спасателя и реаниматора.

Советы:

· Избито, но все же. Читайте книги. Лично я совмещаю чтение бумажных версий с прослушиванием аудио. Это не даст готовых ответов, но даст отличные примеры, идеи и пищу для размышлений. После чтения более четким становится понимание ваших действий в обозримом будущем.

· Считайте. Любому предпринимателю важно «дружить» с таблицами excel. Сегодня маст хэв – google-таблицы. Очень удобно и мобильно в нашем деле. Особенно важно уметь собирать хотя бы простые P&L-модели — это даст базовые инструменты контроля, планирования и прогнозирования, без чего в бизнесе сегодня не выжить.

· Диверсифицируйте.

· Интересуйтесь политикой. Не важно, каких вы в этом вопросе взглядов. Важно анализировать разные источники и понимать, куда движется экономика страны, пусть даже на каком-то своем интуитивном уровне.

· Дружите. Важно общаться с другими представителями сфер бизнеса, малого среднего, любого. Это ваш источник информации, формирующий картину происходящего в целом.

— Никита Угрюмов для Wayxar Wall ©2021

Начать дискуссию