Культура в стартапе. Нужна ли она и как ее создать

Создание благоприятной рабочей обстановки — одна из целей любой компании. Именно атмосфера помогает удерживать, мотивировать сотрудников и в целом набирать новых людей. В этой статье мы расскажем, почему стартап-культура важна, как она влияет на бизнес и дадим советы по ее созданию.

Культура в стартапе. Нужна ли она и как ее создать

Что такое стартап-культура

Рабочая культура любого проекта, сочетает в себе отражение ценностей основателей и то, в каком тоне общаются между собой сотрудники. Это общая внутренняя атмосфера в компании, которая может быть веселой и дружелюбной, сугубо профессиональной, конкурентоспособной и многое другое.

Стартап-культура — это относительно новый тип рабочей культуры, который направлен на преодоление препятствий на пути роста начинающего бизнеса.

Часто, начинающие проекты ассоциируются с креативностью и амбициозностью, но все же, у современного делового общества достаточно двоякое отношение к культуре в экосистеме стартапов. Многие так и не могут понять, когда в офисе проводят матчи по настольному футболу, а сотрудники приходят на работу во вьетнамках и шортах.

Культура в стартапе. Нужна ли она и как ее создать

Например, в офисе американского проекта WeWork, свободный дресс-код, а сотрудники работают в креслах-мешках, играют в настольный футбол в свободное время.

Но, физические атрибуты и интересные плюшки в рабочей среде не создадут вам комплексную культуру. Недостаточно добавить игровой стол и раздать бесплатные закуски и чай.

Разве корпоративная и стартап культура — не одно и то же?

На первый взгляд, кажется что корпоративная и стартаперская культуры заключаются в одном и том же. Часто, они имеют схожие ценности, этику, цели и задачи. Однако, в корпорациях и более мелком бизнесе отличаются пути выполнения задач, процесс принятия решений, количество сотрудников и т.д. Мы изобразили несколько главных отличий между атмосферой в стартапе и классической корпорации.

Культура в стартапе. Нужна ли она и как ее создать

P.S.: Никто не говорит, что какая-то культура лучше другой. Они принципиально разные и то, что работает в одной организации не будет работать в другой.

Как фаундеры относятся к феномену внутренней культуры

Из всего массива информации и мнений, на наш взгляд, самую конкретную позицию озвучили ко-фаундеры сервисов Moz и Airbnb:

«Секретные обмены подарками Санты, вечера караоке, перестрелки в Нерфе — это не культура компании. Это вещи, которые люди могут делать, а могут не делать». В продолжении, он заявил что культуру компании формируют три вещи: «Ценности, которые выражаются словами и проявляются в действиях; миссия и видение, цели, к которым стремится компания; критерии найма, увольнения и продвижения по службе, причины, по которым люди присоединяются к компании, отпускаются или получают повышение / вознаграждение ».

Рэнд Фишкин (Rand Fishkin), екс-соучредитель Moz, учредитель SparkToro

«Мы создаем культуру, отстаивая наши основные ценности во всем, что делаем. Культура сочетает в себе тысячи вещей. Она проявляется, когда ты нанимаешь человека, пишешь официальное письмо, работаешь над проектом или гуляешь по офису».

Брайан Чески (Brian Chesky), соучредитель Airbnb

С чего начать создание стартап-культуры

Развивайте лидерские навыки. Если вы, будучи фаундером, хотите получать результат — сосредоточьтесь, чтобы коллегам было приятно и комфортно работать вместе. Важно быть не просто управленцем, а стремиться стать лидером и вести за собой людей.

Нанимайте нужных людей. Правильный выбор человека критически важен для компании, ее культуры и обстановки в коллективе. Часто, психические качества человека и эмоциональная стабильность важнее строк в резюме и практического опыта в сфере.

Познакомьтесь с командой ближе. Прежде всего, ваши сотрудники являются людьми. У каждого из них свои ценности, интересы, заботы и проблемы. Только общаясь с человеком, можно узнать, что его что-то отвлекает от продуктивной работы. Постройте с коллегами доверительные отношения, выпейте вместе чаю или дайте выходной тому, кто в этом нуждается.

Заботьтесь о сотрудниках. Собрав команду, интересуйтесь их жизнью и благополучием. Как фаундер, вы можете взять на себя ответственность за повышение профессиональной квалификации своих сотрудников. Инвестируйте в них, а они будут качественней работать над общим проектом.

Гэри Вайнерчук верит в то, что основа компании — это ее люди, а если показать команде свое небезразличие, они пойдут за своим лидером «и в дождь и в грязь».

Возьмите ответственность на себя. Прежде всего, за создание стартап-культуры в ответе фаундер проекта. Сталкиваясь с любой проблемой, думайте как конкретно вы можете повлиять на ее решение.

Подавайте пример. Придерживайтесь культуры труда и будьте терпеливы когда человек совершает ошибку. Если вы будете злиться и срываться по поводу мелочей, такая же остановка будет среди работников.

ТОП 3 примера хорошей стартап культуры

Проект Spotify известен своей культурой, которую они называют «Spotify Engineering Culture». Инженерные и продуктовые команды Spotify организованы в «отряды» и кросс-функциональные группы, состоящие не более чем из 8 человек, которые полностью автономны в том, что они делают.

Конечно, у каждой команды есть миссия, и все они скоординированы так, чтобы работать над единой целью Spotify. Сформировав единый командный дух, несмотря на автономность каждого отдельного отряда, компания может позволить себе доверять решениям сотрудников и не беспокоиться о том, что они пойдут в противоположных направлениях.

Другой интересный случай — это случай с Auth0, который рассматривает «инновации, эксперименты и обучение» как основу компании. Как и Spotify, этот стартап предоставляет инженерам большую свободу, поощряет инициативу пробовать что-то новое, а неудачи и ошибки воспринимают как нормальную вещь.

При этом, половина команды Auth0 работает удаленно. Клейтон Мулинокс, директор по культуре компании, утверждает что таким образом люди сами решают, когда, как и где они работают продуктивней.

А вот в проекте Paylocity, формируют и видоизменяют культуру, основываясь на отзывах сотрудников, партнеров и клиентов. Так они определяют то, какие стороны нужно усилить, а какие недостатки исправить.

Возможно, прочитав статью вы осознали, что культура стартап-компании — это комплексная и очень сложная вещь, которая во многом влияет на успех компании. Инвестиционная компания Adventures Lab, активно ищет стартапы. Мы поможем собрать команду, создать, запустить и развить бизнес по максимуму, с учетом всех аспектов. Заявить о своем проекте можно, просто заполнив специальную форму на нашем саите.

66
Начать дискуссию