{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Какими будут офисы через пять лет

Компьютерное зрение, датчики и микроклимат — как изменятся офисы и при чем здесь пандемия коронавируса.

Источник: CBS Television

Почему меняются офисы

Офисные пространства эволюционируют постоянно, этот процесс начался не вчера или позавчера.

Идея заставить несколько человек ютиться в небольших коробках показалось бы странной ремесленнику 15-го века. В книге «Дом: Краткая история идеи» утверждается, что перелом произошел в 17-м веке: юристы и госслужащие крупных городов Европы начали работать в конторах. А в конце 19-го века уже раскинулись огромные корпоративные кампусы и выросли первые офисные небоскребы в США.

Офисы меняются по разным причинам, например:

  • Появляются новые технологии. Например, изобретение телефона позволило административным сотрудникам больше на находиться прямо на заводе и уехать в центр города.
  • Меняются подходы к коммуникациям и принятию решений. От жесткой иерархии, когда один человек, сидя в отдельном кабинете, принимал решения и потом раздавал указания – к командам, где решения ищутся в спорах между специалистами.
  • Компании ищут способы сделать рабочее пространство более эффективным. И этот процесс тоже начался не вчера – еще в 1917 году вышла книга «Научный офис-менеджмент», где автор предлагал способы повысить эффективность сотрудников на рабочем месте. Например, он заявил, что увеличить производительность работников помогают комнатные растения.
  • Компании конкурируют за таланты. А красивый, удобный и современный офис — это большой плюс в копилку HR-бренда.
  • Меняются нормы пожарной безопасности и другие нормы от государственных регуляторов.
  • Эволюционирует сам дизайн. То, что считалось красивым и практичным вчера, уже не является таковым сегодня.
  • Люди чаще задумываются об экологии — и об экологии пространства, в котором они находятся, и о том, какой экологический след оставят после себя.
  • Люди тщательнее следят за своим здоровьем, в том числе ментальным. Сегодня нельзя представить себе сотрудника, курящего прямо на рабочем месте. А вот в сериале «Безумцы» герои только и делали, что обсуждали дела за сигаретами.
Кадр из сериала «Безумцы» (Mad Men)

Офисы и пандемия

Пандемия коронавируса сильно ускорит эволюцию офисных пространств, и вот почему:

  • Многие компании остались довольны удаленной работой и начали всерьез рассматривать ее как основной формат. Другие разрешили сотрудниками выбирать между офисом и работой из дома. Это значит, что компании будут съезжать с насиженных мест и искать пространства поменьше и подешевле. Согласно опросам американских компаний, уже 67% из них готовы перейти на удаленку навсегда. В России показатель меньше — всего 16%.
  • Малые бизнесы уже съехали с офисов и не планируют искать новые, так как боятся второй волны пандемии.
  • Люди стали чаще задумываться о здоровье: каким воздухом они дышат, с кем пересекаются, каких предметов касаются в течение дня. У большинства такая «истерия» пройдет или уже прошла. Но многие не хотят подвергать риску своих близких – будь то пожилые родители или маленькие дети, поэтому продолжают придерживаться мер предосторожности.
  • До пандемии коронавируса человек мог не задумываться о том, как переносятся вирусы и бактерии. Но теперь он понимает, что на распространение сезонных заболеваний вроде гриппа и простуды можно повлиять. Героизм в духе «я так люблю работу, что пришел в офис с температурой» больше не будет социально приемлемым.

На основе этих трендов сделаю несколько предположений, как изменятся офисы в ближайшие 5 лет.

Конец эры open space

Скорее всего, офисы снова поделятся на ячейки и отдельные кабинеты. Если компании прямо сейчас не захотят вкладывать значительные ресурсы в перепланировку, они могут поставить прозрачные перегородки между столами.

Рабочее место на дому

Некоторые российские компании в начале пандемии предложили сотрудникам перевезти рабочие места — кресла, столы и компьютеры — домой. Если тренд усилится, то при выборе квартиры люди начнут задумываться о наличии кабинета.

Разделенные потоки людей

Идти утром на работу в большом потоке людей сегодня психологически некомфортно. Чтобы раздробить потоки, компании будут:

• Строить несколько небольших зданий вместо одного большого, размещать департаменты в разных частях города;

• Расширять коридоры. По нормам пожарной безопасности, коридоры должны быть минимум полтора метра шириной. В таком пространстве люди задевают друг друга плечами, так что компании будут планировать более широкие проходы. Не исключено, что появятся стеклянные перегородки между разными потоками людей;

• Использовать разметку на полу. Иногда так делают в больницах: людям предлагается идти только по часовой стрелке, создавая односторонний поток;

• Разделять входы и выходы из здания. Бизнес-центры будут строиться по принципу ячеек: попасть в свой кабинет можно будет прямо с улицы, без необходимости проходить через общий холл.

В фильме «Пятый элемент» главный герой мог заехать домой прямо с улицы.

Датчики и тепловизоры

Работодатели могут начать более пристально следить за заболевшими. Например, встраивать датчики для контроля температуры тела под рабочими столами. Руководитель будет получать предупреждение, когда у кого-то поднимется температура.

Бесконтактные системы вместо карточек и кнопок

Хотя американские компании начали отказываться от разработок по распознаванию лиц «для массового наблюдения», технология приживется в офисах. Люди лояльно относятся к тому, что их лицо распознается на работе, потому что работодатель в любом случае постоянно имеет дело с их персональными данными.

Если Amazon Go может позволить покупателю забрать товары, не контактируя ни с продавцом, ни с платежными терминалами, то у работодателей тут намного больше возможностей:

• Пропускать сотрудников в офис можно как «по лицу» с помощью компьютерного зрения, так и с помощью специального мобильного приложения;

Технология «оплаты лицом» может позволить, например, продавать сотрудникам снеки в вендинговых аппаратах.

Новая штаб-квартира Zaha Hadid Architects в ОАЭ уже внедрила бесконтактные технологии: работникам редко приходится касаться чего-либо руками. Двери офиса открываются автоматически с помощью датчиков движения и системы распознавания лиц, а вызвать лифт и заказать кофе можно со смартфона.

Штаб-квартира Zaha Hadid Architects в ОАЭ

Компании откажутся от массовых мероприятий

Люди больше не захотят находиться в закрытом помещении с большим количеством людей. Режим самоизоляции показал, что совещания и тренинги можно проводить онлайн без потери вовлечения. А если нужно перезнакомить или сплотить команду — можно организовать выездное мероприятие на природе. В крайнем случае можно арендовать чужое помещение — это будет намного дешевле, чем постоянно обслуживать собственное.

Компании будут больше беречь ваше здоровье: циркуляция воздуха и шумоизоляция

Чем эффективнее работает сотрудник, тем выше капитализация бизнеса. Компании будут заботиться не только о физическом здоровье сотрудников, но и о ментальном.

• Дистанция между рабочими местами увеличится. Аналитик архитектурного бюро Zaha Hadid Architects предсказывает, что изменится и офисная мебель: все это время столы уменьшались в размерах, но теперь люди больше не захотят сидеть близко друг к другу.

• В каждом помещении будут делать приточную и вытяжную систему вентиляции обособленно, чтобы заболевший сотрудник из одной части офиса не мог заразить людей из другого крыла.

• ВОЗ давно признала шумовое загрязнение одним из ключевых факторов риска для здоровья человека. Постоянное пребывание в шумной обстановке увеличивает выброс гормона стресса — кортизола. Компании будут предусматривать как шумоизоляцию здания в целом, так и шумоизоляцию отдельных кабинетов.

• Сегодня выделяют еще один вид загрязнения – информационный. Чтобы снизить дофаминовую зависимость от просмотра новостных лент, компании могут ограничивать трафик на соцсети или мотивировать сотрудников пореже брать в руки смартфон.

• Чтобы сотрудники не выгорали, компании начнут подталкивать их к соблюдению баланса «работа—личная жизнь». Появится запрет на использование почты после окончания рабочего дня. Кстати, во Франции уже действует закон, который разрешает сотрудникам не отвечать на письма в нерабочее время.

Комнаты для сна — еще один способ поддержать ментальное здоровье сотрудников.

«Если ты хочешь создавать что-то необычное, тебе нужны какие-то необычные условия. Условия, в которых люди могут фокусироваться на том, чтобы творить, переходить какие-то рубежи» – так объяснял философию кампуса Google Андрей Дороничев в фильме Юрия Дудя про Кремниевую долину, стоя на фоне бесплатных фудтраков для работников.

Сотрудники будут сами контролировать микроклимат

Наши бабушки и дедушки почти не задумывались о таких вещах, как влажность воздуха. Сегодня вырастает поколение, которое с детства знает, что воздух должен быть влажным на 40–60% и что его можно очищать с помощью специальных фильтров.

Некоторые люди уже повсюду носят с собой карманные увлажнители воздуха, которые можно заряжать через USB.

В каждом кабинете можно будет настроить влажность и температуру под себя, а также убедиться, что воздух достаточно очищается.

В офисах появятся свои «коворкинги»

Хотя часть сотрудников останется на удаленке навсегда, иногда им нужно будет появляться в офисе – например, обсудить что-то лично с коллегами, либо просто отдохнуть от дома. Для таких удаленщиков компании предусмотрят отдельные рабочие места, которые можно будет бронировать на час или на весь рабочий день.

Общие столовые превратятся в отдельные кухни

Одно время компании намеренно отказались от кухонь и отправили сотрудников в фудкорты: это позволяло избежать запаха разогретых сосисок на рабочем месте. Но сегодня, когда люди не хотят ходить в многолюдные места, кухни снова стали актуальны. А хорошая вытяжка и перегородки позволят избежать неприятных запахов.

Появятся виртуальные доски для совместной работы

Зачем собираться в одном помещении, если можно обсудить любой вопрос по видеосвязи? Чтобы взаимодействие было более живым, в офисах появятся виртуальные доски – планшеты, на которых сотрудники могут совместно творить, при этом находясь в разных частях офиса.

Facebook уже тестирует полноценные виртуальные рабочие места.

Компании будут демонстрировать свою экологичность

Современная молодежь очень проактивна в вопросах не только равенства, прав и свобод человека, но и защиты окружающей среды.

Несколько фактов:

Опрос десяти тысяч 18–25-летних показал, что 41% из них считает глобальное потепление самой важной проблемой, стоящей перед миром. На втором месте — загрязнение окружающей среды (36%).

Опрос Dell Technologies показал, что 38% представителей поколения Z хотят работать в социально и экологически ответственных организациях.

Для собственного HR-бренда компаниям придется демонстрировать, что они заботятся об экологии:

  • Использовать возобновляемые источники энергии;

  • Не только сортировать макулатуру, стекло и пластик, но и правильно утилизировать органические продукты (пищу), старую электронику и т.д. По данным Агентства по охране окружающей среды США, около 80–90% твердых офисных отходов подлежат вторичной переработке. Во дворах или прямо в офисах могут появиться контейнеры с червяками, которые перерабатывают кофейную гущу или банановую кожуру (технология называется «вермикомпостирование»).
  • Бумага уйдёт в прошлое – и из соображений экологичности, и благодаря развитию коммуникационных сервисов.

Согласны ли вы работать в таком будущем? Изменилось ли ваше представление об офисе после пандемии?

Кстати, предлагаю прочитать другую статью — «Как вернуть сотрудников в офис после пандемии и не напугать».

0
24 комментария
Написать комментарий...
Nikolay Vavilov

Ожидание: всё что в статье
В реальности: усушат косты, урежут ЗП в связи с удаленкой. 

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly Ivanov

при том что должны наоборот повышать - так как расходы на деятельность повышаются

Ответить
Развернуть ветку
Андреева Вероника

Кстати очень странная политика, ты создаёшь себе офис дома со всеми вытекающими, и для компании меньше затрат, а зарплата меньше. 

Ответить
Развернуть ветку
Kristina Dmitrova
Автор

Анатолий, а вы чем занимаетесь? Хочу понять, у кого вырастают расходы на деятельность

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly Ivanov

Дизайн и разработка цифровых продуктов. Расходы довольно небольшие, но все же

Ответить
Развернуть ветку
Kristina Dmitrova
Автор

А в рамках вашей деятельности вообще есть необходимость в офисе? Как вы отреагировали на ситуацию с пандемией? Переехали работать домой?Просто интересно)) 

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Тоже отвечу, если не возражаете, т.к. являюсь директором рекламного агенства, который в условиях пандемии перекочевал на удаленку. Сфера деятельности тоже вполне может существовать в таком формате, но, как оказалось, плюсов в этом особо и нет, и не стоят того, чтобы снижать расходы на офис.

Офис нужен. Продуктивность в офисе выше. Лучше кооперация с коллегами. Лучше связь с клиентами. Сотрудники, по отзывам, меньше устают работая в офисе, и лучше концентрируются на работе не отвлекаясь на сторонние вопросы. Совещания по удаленке получаются не информативные без экспрессии, отсутствует инициатива при переговорах, и от того они получаются сухими и скучными. 

Работа в офисе четко разграничивает работу и свободное время. Я раньше часто брал работу на дом и сейчас крайне не рекомендую это делать своим подчиненным. Дома нужно отдыхать и заниматься своими делами, а работать в офисе с коллективом.

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly Ivanov

Скажем так - многие проекты позволяют находиться хоть на Марсе, лишь бы инет был. А с этой ситуацией, дома через 3 дня чуть сума не сошел, благо сейчас не в мск - хожу в пустой и очень просторный офис, ибо разграничивает и есть стимул катать на вехе/самокате/лодке (да, иногда и так добираемся).    

Ответить
Развернуть ветку
Αртем Κоновалов

2 года работаю дома и ничуть не пожалел, уйдя из офиса)

Ответить
Развернуть ветку
Elina Kirillova

А как же тратить 2 часа на дорогу 😂

Ответить
Развернуть ветку
Αртем Κоновалов

это самая приятная потеря) 

Ответить
Развернуть ветку
Mika

А могли бы книжку почитать.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Azarov

за рулем

Ответить
Развернуть ветку
Kristina Dmitrova
Автор

Можно потратить 20 минут)) если грамотно подойти к вопросу но в мск мне кажется это нереально  

Ответить
Развернуть ветку
Igor Filippov

Ага, держи карман шире. Автоматизация, экономические кризисы, торговые войны... многие будут рады любой работе. Когда рынок труда это рынок работодателя то инициатив улучшать что-то не так много. 

Ответить
Развернуть ветку
Kristina Dmitrova
Автор

Думаю, на рынке IT ближайшие 10 лет будет рынок сотрудников

Ответить
Развернуть ветку
Elina Kirillova

Пока всех не заменит AI

Ответить
Развернуть ветку
Kristina Dmitrova
Автор

Не всех можно заменить... пока)

Ответить
Развернуть ветку
Ксюша Александрова

Мне кажется, мой офис не будет усовершенствоваться ещё лет 20... Но прогноз на будущее у вас хороший, хотелось бы верить

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

не верьте, вкладывать лишние деньги во внешний вид офиска в кризис мало кто захочет,а  вот отправить вас на удаленку после эксперимента с вирусом- это запросто

Ответить
Развернуть ветку
Kristina Dmitrova
Автор

Мы, кстати, сами ушли на удаленку :) Перевезла оборудование и организовала сотрудникам рабочие места на дому. Слышала, что Mail-ru Group также поступил

Ответить
Развернуть ветку
Вера Берзан

Так это же по своему хорошо, не придётся добираться до офиса и обратно, общаться с людьми которые не интересны и т.д. 

Ответить
Развернуть ветку
Denis Manchenko

Будущее офисов вполне совместимо с сегодняшними параметрами.

Да. Высотки с "многоклеточным" пространством нужно куда-то пристроить.
Их много осталось, некоторые - вообще строились с учетом защиты от излучений и даже радиации.
Такие здания сейчас пустуют, так и хочется зайти и увидеть приведений.

Однако, осталось немало старого, реально старого фонда, как раз, в котором, приспособить индивидуальные входы/выходы, зоны отдыха встреч - вполне реально.
Тут уже цены зависят от регионов.
И, конечно, от наличия спроса на твой бизнес.

К примеру, здание в той же Москве, по улице Садовая Самотечная (фото1) - явно, памятник архитектуры, и может оказаться, что и миллиарда рублей не хватит на его приобретение.
А вот, например, сильно похожее и тоже, архитектурно ценное (хотя всё сложно - придут строить многоэтажки - снесут что угодно), в Ростове-на-Дону (фото2) - вполне "зашло" за 25 млн.
 

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Сергеевна

Наше современное общество прогрессирует не только в сторону заработка. Чаще люди задумываются о своем здоровье, гармонии и комфорте. Безусловно, грядут большие изменения в обустройстве и личных пространств, и рабочих. Все больше в развивающихся, успешных компаниях идет речь об экологичности производства, офиса, о здоровом климате для сотрудников и клиентов - это факт. Нынешняя ситуации с пандемией подталкивает остальных "неверующих" и консерваторов "из коробочек" задуматься о происходящем, и дает время определить для себя стратегию развития уже в новом формате, оценивая максимальное количество рисков.
Действительно, весна 2020 показала особенные и неожиданные результаты. Эффективность отделов продаж на максимуме, т.к. руководители ввели отчетность по окончании каждого рабочего дня, появилась необходимость введения показателей KPI там, где они еще не использовались. Хорошо прослеживалась заинтересованность сотрудников в результате, а это как раз то, что является ведущей характеристикой знатного «продавана». Встречи с клиентами проводились в определенный день по записи, что делает комфортным и эффективным рабочий день сотрудника, без дополнительных затрат времени на дорогу из одного конца города в другой.
Да, дома нужно было оборудовать удобное место для работы. С этим возникли сложности у тех, кто не имеет отдельного кабинета в квартире, а семья большая. Постоянные отвлечения на «поиграть или почитать сказку», «пойдем обедать» и т.д., но и этот нюанс был улажен уже на второй неделе пандемии, такая своеобразная акклиматизация рабочего режима в домашней обстановке.
Эмоциональный фон сотрудников уже на второй неделе работы дома выровнялся. Не потраченное время на дорогу позволило выспаться и завтракать без спешки, а кто-то вообще начал заниматься тем, на что в предыдущем ритме не хватало времени. У сотрудников наконец появились те долгожданные 3 часа, которые они тратили на дорогу, включая походы по магазинам, которые тоже пришлось исключить, а выбор в интернет-магазине товара, как показала практика, занимает меньше времени, чем поход в «Ленту».
Как отметили менеджеры при выходе на работу в офис, уровень раздражительности в офисе выше, чем в домашней обстановке. Это связано именно с внутренней составляющей активных людей, которым легко делать несколько дел сразу, у кого высокий уровень ответственности и осознанности. Кто быстро адаптируется и грамотно распоряжается временем.
А разве не о таких продажниках мечтают работодатели? Вот именно! Полностью поддерживаю новую волну в развитии постоянного рабочего пространства в домашних условиях с возможностью выезда на встречи с клиентами в специально оборудованные зоны со всеми удобствами и экологичностью для здоровья людей и пространства.

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
Раскрывать всегда