Офисы Ситидрайва: как устроено пространство для успешной команды в 5 городах

Оценка через призму теории Спиральной динамики.

Офисы Ситидрайва: как устроено пространство для успешной команды в 5 городах

Привет! Меня зовут Саша Иволга, я ведущий офис-менеджер в каршеринг-сервисе Ситидрайв. Мы команда из 1100+ сотрудников в 5 городах: Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Многие из наших сотрудники работают удалённо или в гибридном формате, но при этом мы сохраняем офисы в каждом городе присутствия.

Я всегда стремилась понять, как офисное пространство может быть не просто местом для работы, а инструментом, способствующим развитию компании. В этой статье я проведу виртуальную экскурсию по офисам Ситидрайва, чтобы наглядно показать, как офис должен соответствовать стратегии компании и общей атмосфере внутри неё. Чтобы лучше понять эту связь, воспользуемся теорией Спиральной динамики Томаса Бека, которая описывает этапы развития людей, коллективов и организаций. Она помогает понять, почему в разных компаниях по-разному относятся к работе, руководству и клиентам. Погнали!

Экскурсия по офису в Москве

Чтобы погрузиться в атмосферу Ситидрайва, покажу, как проходит мой рабочий день. Утро всегда начинается с блинчика – я беру его в вендинге офиса, иду на кухню и наливаю кофе в брендированный стаканчик. Кофе-леди бегают по кухням и заканчивают подготовку к встрече сотрудников.

Офисы Ситидрайва: как устроено пространство для успешной команды в 5 городах

С чашкой кофе делаю ежедневный обход, я даже занесла его в календарь – никто не может отвлечь меня. На часах чуть больше 9 утра, в офисе только юристы и отдел взысканий. Команды операционного департамента и HR уже подтягиваются, несут свои завтраки и контейнеры с обедами. Наш московский офис находится рядом с самым большим фуд-моллом Москвы, но всё равно на каждом этаже стоят вендинги с едой – некоторые коллеги не хотят выходить на обед из офиса. Да и зачем? Около каждого департамента есть своя уютная кухня с бесплатными хлопьями, кашами и другими вкусностями.

Офисы Ситидрайва: как устроено пространство для успешной команды в 5 городах

Хозяюшки уже намывают апельсины для фреша. Мы подаём его каждый день до 12 часов, вот такой стимул прийти в офис до обеда.

Сегодня вторник, это значит, что завтра ПП-день без сахара. Вместо печенек и конфет будут полезные продукты: овощи, салаты, безглютеновое печенье. Но есть хитрецы, которые запасаются с прошлого дня твиксами. Также по средам в офис приходит преподаватель по йоге и проводит вечернюю йогу для сотрудников в тёплое время года на веранде.

Офисы Ситидрайва: как устроено пространство для успешной команды в 5 городах

А на СТО (станции технического обслуживания) есть площадка для игры в футбол, коллеги из офиса могут также присоединиться. Компания поддерживает и любит спорт – в офисе есть столы для малого тенниса, настольный хоккей и PlayStation. Своего рода тоже спорт 🙂 Между сотрудниками и другими компаниями в бизнес-центре регулярно проводятся соревнования. Соперничество нас драйвит – коллеги ходят вместе на гонки героев и забеги.

Офисы Ситидрайва: как устроено пространство для успешной команды в 5 городах

Ждём айтишников, аналитиков и менеджеров продукта. Раньше 10 утра их часть офиса никогда не заполняется. Проверяю, чтобы на их кухне тоже разложили фрукты/овощи и конфеты конкретных брендов – эти ребята любят твиксы и баунти, никакая другая конфетка от неизвестного производителя им не зайдёт. Кстати, интересный факт – за прошлый год в Ситидрайве съели 6,5 тонн сладостей и 4,5 тонны фруктов.

К нам приехала флорист, чтобы полить цветы. Клинеры закончили уборку на рабочих местах, подготовили уборные и кухни. Рабочий день в Ситидрайве начался, а я сажусь за свои задачи у ноутбука, на сегодня несколько доставок, заказ канцелярии, пару созвонов, поиск нового поставщика чая и планирование новогоднего корпоратива.

Первый раз отрываюсь от монитора около 12, чтобы послушать выступление команды дизайна на Утро с Драйвом. Это ежемесячная встреча в учебном классе – различные департаменты по очереди рассказывают про работу своего отдела. Так мы лучше узнаем процессы в компании и понимаем, чем занимаются коллеги. И не забываем поощрять тех, кто пришёл в офис послушать лично – в этот день до начала мероприятия работает профессиональный бариста и делает бесплатно капучино/рафы на любом молоке с любым сиропом.

Офисы Ситидрайва: как устроено пространство для успешной команды в 5 городах

У нас довольно сильная корпоративная культура, мы ежегодно устраиваем NPS опросы – измеряем уровень лояльность сотрудников. В этом году процент удовлетворенности составил 85,6%, что на 1% больше, чем в прошлом. Изучая развитие корпоративной культуры, я решила посмотреть глубже на то, как же можно улучшить пространство офиса, чтобы оно еще больше соответствовало духу команды, и решила изучить теорию спиральной динамики.

Как воссоздать пространство офиса согласно типу культуры

Томас Бек разработал теорию спиральной динамик, в соответствии с которой люди, коллективы и организации развиваются и проходят определённые уровни. На основе этой концепции Марк Розин в своей книге «Восхождение по спирали»‎ описал 6 этапов развития организации и соответствующих им культур. Сейчас будет немного скучной теории, которую важно понимать, чтобы разобраться в этой концепции.

1. Культура принадлежности (фиолетовые организации)

В фиолетовых организациях культура принадлежности проявляется через отсутствие формальных регламентов — все руководствуются традициями и ритуалами, следуя принципам «мы всегда так делали» и «так исторически сложилось».

Офис в таких компаниях – это открытое пространство, рабочие места созданы так, чтобы сотрудники могли свободно общаться, порой забывая о своих задачах. Руководитель компании работает в отдельном кабинете и проводит там много времени. Для него офис — это второй дом, поэтому кабинет должен сочетать зону отдыха и работы, а также оборудован переговорным столом.

2. Культура силы (красные организации)

Команда силы ступила на следующий этап: война за доминирование на рынке, они «уничтожают» конкурентов с помощью агрессивного маркетинга. В такой культуре царит строгая иерархия: «‎босс» — главный и его слово закон. Все обращаются друг к другу на «‎Вы», а страх перед руководителем является стимулом к работе.

Офис в этой модели отражает воинственный дух. Яркие красные оттенки активируют лимбическую систему мозга, стимулируя быстрые действия и конкурентное мышление. Система KPI отслеживает каждый шаг, подчёркивая необходимость победы в борьбе за рынок.

3. Культура правил (синие организации)

В компании, находящейся на этом этапе, всё строго регламентировано: главным движущим элементом системы становится документ. Каждое действие описывается в регламентах, а система штрафов обеспечивает строгое соблюдение правил.

Офис должен отражать этот порядок: тихие и уединённые кабинеты обеспечивают концентрацию для сотрудников. Охрана, обходы помещений, чек-листы и контроль посещений сотрудников — всё строго регламентировано.

4. Культура успеха (оранжевые организации)

В оранжевых организациях, где царит культура успеха, всё динамично и изменчиво. Компания стремится к росту, постоянно внедряя новые проекты и привлекая новых сотрудников. В такой атмосфере сложно создать статичное рабочее пространство – отделы меняются, а люди перемещаются между проектами.

В офисе оранжевой организации необходимо предусмотреть гибкость. Коворкинг-зоны, не закреплённые за конкретными сотрудниками, обеспечат свободное движение по офису. Большое количество переговорных и мест для брейнштормов позволит командам быстро собираться и генерировать новые идеи. Отделы могут расти или, наоборот, сокращаться — это нормальный процесс.

5. Культура возможностей (зелёные организации)

В зелёных организациях, олицетворяющих культуру возможностей, значительное место занимают инновации и персональная самореализация. Такие компании становятся гибкими, размывая иерархии и стабильные организационные единицы – большая часть работы осуществляется в рамках проектов, а решения принимаются коллективно в результате постоянного обсуждения.

Необходимость в переменной конфигурации рабочих мест требует наличия гибкой мебели и многофункциональных зон для совместных встреч, брейнштормов и вдохновения.

6. Культура согласия (бирюзовые организации)

Идея бирюзовых компаний — это, скорее, утопия. Пока не существует ни одного реального примера, который полностью воплотил бы эту концепцию. Ключевой принцип бирюзовых организаций — свобода. Сотрудники не работают ради компании или собственной выгоды, а действуют во благо всего мира, стремясь к тому, чтобы человек был счастлив от результатов работы компании. Это идеальный сценарий, где главной целью становится помощь миру.

В какой культуре сейчас Ситидрайв?

У компании есть чёткий план стать лидерами на рынке и развивать направления «‎больше, чем каршеринг»‎, что говорит о культуре успеха и стремлении к постоянному росту. Ситидрайв с гордостью рассказывает о достижениях, а конкуренция похожа на «олимпиаду»‎, где важен и результат, и честность соревнования. Компания открыта – выстраивает множество коллабораций и сотрудничает с конкурентами, создаёт совместные мероприятия, например, День каршеринга. Это всё говорит о том, что на данный момент мы – оранжевая организация.

Офисы Ситидрайва: как устроено пространство для успешной команды в 5 городах

С ростом компании начал меняться и офис – стали собираться пожелания сотрудников, появились голосования. Это создало драйв: появились английские клубы, занятия йогой на веранде, приставки PlayStation и мероприятия для сотрудников с детьми. Мы организуем встречи после рабочего дня, заказываем пиццу в честь небольших праздников.

Сейчас нам важно продолжать расти, создавать новые бизнес-юниты. Также мы готовы к тому, чтобы задуматься об экологии, например, сейчас все использованные покрышки Ситидрайва передаются на переработку для строительства новых детских площадок. В офисе у команды есть запрос на сбор крышек и сдачу батареек, мы не используем одноразовую посуду. Раздельный сбор мусора в бизнес-центрах — это непростая задача и требует серьёзной проработки. Думаю, что это станет нашим следующим шагом к устойчивому развитию компании.

Как устроен офис и работа отдельных команд?

В Москве мы выбрали сервисный офис, который идеально соответствует культуре успеха. В open space цветовая палитра спокойная, используются нейтральные оттенки — белый и светло-серый, а в местах для креатива предусмотрены яркие тона. Мы добавили красного и зелёного цвета в переговорных комнатах, так как он ассоциируется с борьбой и движением, что полезно в генерации новых идей.

Также мы оборудовали открытую веранду, чтобы можно было переключиться и поработать в тёплое время года на свежем воздухе.

Офисы Ситидрайва: как устроено пространство для успешной команды в 5 городах

В офисе поддерживается температура и влажность комфортного уровня, а система вентиляции обеспечивает эффективную фильтрацию и защиту от неприятных запахов. Для равномерного освещения используются лампы со спектром излучения на 98% соответствующим естественному свету, что способствует приятной и продуктивной рабочей обстановке.

Юристы, бухгалтерия, документооборот и отдел безопасности

Эти команды создают систему регламентов и внутренних распоряжений, занимаются обработкой документов и конфиденциальной информацией. Для их оптимальной работы предусмотрено закрытое офисное пространство. Цветовая гамма в офисе таких команд нейтральная с добавлением зелёных комнатных растений.

Команда отдела кадров и подбора персонала

Отдел кадров вместе с командой по подбору персонала находится в open space. Их пространство украшено яркими элементами декора и освещения, а также зелёными акцентами для создания уютной атмосферы. В непосредственной близости телефонные будки и переговорные комнаты.

IT, продукт и аналитика

Как и в большинстве крупных IT-компаний, рабочие места разработчиков в Ситидрайве расположены вдали от других сотрудников, поскольку им нужно тихое пространство. Мы специально разместили их в крыле с большими панорамными окнами для вдохновения. Здесь же находиться лаундж-зона, телефонные будки и места для быстрых брейнштормов. Рядом с ними сидит отдел продукта и аналитики, что способствует быстрому обмену информацией и идеями.

PR, маркетинг и дизайн

Креативные команды находятся в непосредственной близости друг к другу. Например, PR-отделу удобно находиться рядом с командами маркетинга и дизайна, поскольку у них смежные задачи, и это позволяет эффективно работать, не тратя время на походы по офису или дополнительные переписки.

Операции

Это самый большой отдел, который находится на отдельном этаже. В прошлом году команда увеличилась вдвое, поэтому в их зоне было сделано множество переговорных комнат и кабинетов для директоров со столами для проведения встреч – к ним часто приходят партнёры. Также в отделе операций предусмотрены ресепшен и администраторы для оформления пропусков.

Топ-менеджмент

Наличие отдельных кабинетов для топ-менеджеров в культуре успеха не является обязательным, так как они работают в одном пространстве с командой, делая акцент на людях и взаимодействии. Но в Ситидрайве топ-менеджмент часто участвует в конфиденциальных встречах, что требует уединения и сосредоточенности на стратегии, поэтому каждый сам для себя выбирает нужен ему кабинет или нет. Например, HR-директор не работает в кабинете, а предпочитает открытое пространство — она всегда открыта для общения, к ней регулярно приходят сотрудники. Генеральный директор также время от времени садится в open space, чтобы быть ближе к команде. А когда топ-менеджер работает удаленно, любой сотрудник может занять его кабинет для встречи. Это позволяет нам создавать открытую культуру в компании.

Кто-то использует кабинет технического директора, оставил табличку «занято»
Кто-то использует кабинет технического директора, оставил табличку «занято»

Открываем новые офисы по единому стандарту

В компании придерживаются единых стандартов при открытии офисов в новых городах, чтобы вся команда существовала в еодной атмосфере: те же поставщики, цветовая гамма остаётся сдержанной с белыми стенами и яркими плакатами, украшенными изображениями наших автомобилей, активности также запускаются сразу на все офисы.

Офис в Санкт-Петербурге

Команда Санкт-Петербурга недавно переехала в новое пространство – один из самых больших коворкингов в Петербурге, где работают продвинутые креативные команды.

Само здание является историческим, при первом посещении мы сразу влюбились в атмосферу этого места. Здесь удобная дизайнерская мебель, много воздуха и открывающиеся окна. Петербургский офис можно описать как поистине культурное пространство, гармонирующее с атмосферой самого города.

В офисе 25+ рабочих мест и просторный кабинет, который позволяет временно разместить сотрудников, приехавших в командировку из других городов.

Офис в Сочи

На Курортном проспекте – месте с удобной транспортной развязкой — на первом этаже одного из зданий с апартаментами обосновался наш офис. Он оформлен в том же стиле, что и московский: с зонированием на лаундж-зону с PlayStation и кофе-поинтом.

А главный бонус – бассейн и потрясающий вид на Чёрное море. В этом офисе, как и во всех остальных, есть настольный теннис, единственное отличие – он установлен на открытом воздухе.

Офисы Ситидрайва: как устроено пространство для успешной команды в 5 городах

Екатеринбург и Нижний Новгород

В сентябре Ситидрайв запустился в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Несмотря на то, что прошло меньше месяца, в каждом городе уже сформировались небольшие и дружные команды, для которых мы обустраиваем офисы. В Екатеринбурге уже организовано пространство в самом высоком бизнес-центре города – Высоцком, а в Нижнем Новгороде мы находимся в поисках лучшей локации.

В компании с большим вниманием относятся к комфорту сотрудников, поэтому заранее приступили к обустройству офисов: привезли яркие фирменные плакаты, закупили ту же мебель, что и в других городах, зонировали пространство и предусмотрели мини-кухню. Мы стремимся, чтобы наши новые команды в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде чувствовали себя также комфортно, как в других офисах.

Надеюсь, мне удалось передать атмосферу работы в Ситидрайве и показать, насколько многогранен и важен мир офис-менеджмента. Качество пространства, в котором мы проводим большую часть времени, действительно влияет на людей, их настроение, продуктивность и даже на отношение к работе.

Если вам близка атмосфера, которую мы создали, и вы хотите стать частью команды успеха – велком на наш карьерный сайт. До встречи в одном из офисов Ситидрайва :)

1414
22
11
11
6 комментариев

Пользовался активно каршерингами 1,5 месяце. НО последние разы имеено с Сити связаны крайне не приятные опыты. Как вам топать 16 минут до машины сити. И дойтя, увидеть ее с открытой настеж дверью и бутылкой пива в салоне?
По другим не лучше, выломанные бардачки и прочи сюрпризы и потерянное время, деньги. А прекрасные зоны ограничения завершения в Москве. И глядя на прекрасный офис думаешь. Ребята. Закройте эти офисы, и поставьте датчики закрывания дверей в машины, пользы будет больше.

1
Ответить

смешно, мне только что штраф выписали за то что у меня машина не закрылась, когда я нажала на кнопку "сдать авто", ну криво нажала наверное, стояла несколько часов, счет 4к

пишу в поддержку с просьбой пересчитать, мне ответили - хер и с вас штраф 1к за то что не закрыли авто

купят себе в офис новые настолочки и пуфик

Ответить

вам очень не повезло, в целом все хорошо

Ответить

Классная статья ! Подскажите а почему вы считаете, что нет примера бирюзовых компаний ? Не нашли ?

Ответить

Ой! Мой "любимый" ситидрайф. Надо как-то здесь статью выложить, как они пытались меня на 250К нагреть. У меня видосик даже есть 😋

Ответить