Нематериальная мотивация как противодействие выгоранию сотрудников

Нематериальная мотивация как противодействие выгоранию сотрудников

Выгорание - проблема, от которой не застрахован никто. При этом выгорающий сотрудник становится большой проблемой для всей компании, ведь он, сам того не желая, дестабилизирует команду, снижает эффективность работы и, в целом, гоняет себя в глубины выгорания всё глубже. При этом природа выгорания такова, что определить его достаточно сложно - многие компании выстраивают для этого целые системы, способные вовремя выявить выгорающих сотрудников и мотивировать их тем или иным способом. В этой статье мы рассмотрим методы нематериальной мотивации и насколько они эффективны в борьбе с выгоранием сотрудников.

Что такое выгорание

Выгорание, или, как оно ещё называется, синдром профессионального выгорания, является ментальным расстройством, официально зарегистрированным в Международной классификации болезни. Оно не является болезнью, но представляет собой состояние, которое напрямую связано с рабочими условиями и влияет на него самым негативным образом.

Выгорание проявляет себя в нескольких симптомах:

  • упадок мотивации, продуктивности, отсутствие желания делать что-либо;
  • изменение мнения о работе, когда проект, которым нравилось заниматься, перестаёт быть интересен;
  • появление негатива, цинизма по отношению к рабочим обязанностям;
  • резкое снижение работоспособности.

Диагностировать выгорание профессиональное способен только профильным специалист-психотерапевт. Однако заметить его признаки можно и без его помощи. Вот только что с этим делать?

В зоне риска в первую очередь оказываются сотрудники компаний, которые работают в рамках определённых проектов, например фрилансеры, работники различных агентств, студий, консультанты, разработчики. Проблема заключается в проектной специфики работы - каждый сотрудник вовлечён сразу в несколько проектов, из-за чего проникнуться к какому-то одному делу всей душой и зарядиться мотивацией не получается, а переключение между ними создаёт ощущение постоянной нехватки времени, необходимости браться сразу за все делаю. На этом стыке и формируется стресс, который со временем копится, отнимая рабочий ресурс сотрудника, приводя к профессиональному выгоранию.

Не стоит забывать и о трудоголиках, которые только и рады взвалить на себя как можно больше работы. Со стороны такой сотрудник может показаться настоящим волшебником, который мотивирован и берёт на себя гораздо больше стальных. На деле же это оказывается серьёзной проблемой, ведь такая работа будет выполнена через призму выгорания, а значит далеко не так качественно. При этом нагрузка и отсутствие коммуникабельности даже не позволят вовремя выявить проблему.

Таким образом, выгорание является куда более серьёзной проблемой, чем кажется поначалу, и её всегда должны учитывать как сотрудники, так и руководители компаний. Первые - поскольку это напрямую влияет на их эмоциональное и психологическое состояние, а вторые чтобы обеспечить комфортные условия для продуктивной работы. Ведь если сотрудники постоянно выгорают, то и работать будет попросту некому.

Как предотвратить выгорание

Конечно, не существует волшебного способа справиться с такой комплексной проблемой, как выгорание, в противном случае его бы уже активно все использовали. Однако несколько советов по этому поводу всё же стоит учитывать:

  • Грамотное глобальное планирование. Проектная структура компании приводит к тому, что фокус работников размывается, результатов работы не видно, и переключение между несколькими проектами выглядит как погоня сразу за несколькими зайцами в дикой спешке. Глобальное планирование позволит определиться с конкретными и достаточно реалистичными целями, к примеру достичь определённых показателей. Затем поставленные задачи делятся на этапы и реализуются поэтапно. Таким образом команда будет видеть, что её члены работают в определённом направлении и достигает целей, что вдохновит работников.
  • Создание чувства принадлежности. Когда команда совместно работает над реализацией проекта, ей важен не только результат каждого отдельного работника, но и всей группы. Выгорание же наступает, когда чувство общности размывается, и для компании каждый отдельный работник ничего не значит, из-за чего он переосмысливает ценность своей работы. Если компания вводит единые для всех грейды, проводит совместные брейнштормы и мероприятия, организует командные проекты и корпоративный мерч - это позволит вдохновить каждого члена команды и отметить их как личностей.
  • Оптимизировать клиентскую работу. Работа с клиентами - огромное давление на сотрудников, и корпоративная этика, согласно которой клиент всегда прав, тут только мешает. Подгонять и наказывать за плохую работу с клиентами будет ошибочным путём, куда лучше выступить в роли ментора, помочь и мотивировать такого сотрудника. А в глобальном смысле учесть возникающие при клиентской работе проблемы и решить их, а не заметать под ковёр.

Немалую роль в борьбе с выгоранием играет и нематериальная мотивация, о которой мы расскажем ниже.

Нематериальная мотивация и её цели

Нематериальной мотивацией называется комплекс действий, направленных на вдохновение команды, но выходящих за пределы повышения зарплаты или премии. От материальной она отличается в первую очередь тем, что затрагивает глубинные чувства человека, делая его счастливым и довольным.

Нематериальную мотивацию можно разделить на четыре вида:

  • Социальная. Она необходима для повышения самооценки сотрудников, что, в свою очередь, побуждает их брать на себя инициативу. Зная, что к его мнению прислушаются, такой сотрудник будет куда более успешным и продуктивным. Опять же, это показывает, что руководство видит в работниках именно людей, а не просто инструменты для закрытия плана и реализации проектов.
  • Психологическая. Каждый человек имеет потребность в общении, и удовлетворить это - задача руководителя. Конечно, речь не идёт о том, чтобы превращать офис в балаган, но чрезмерно строгие правила также не приведут ни к дисциплине, ни к продуктивности. Лучшим выбором будет совместный отдых или обед, особенно с сотрудниками смежных отделов, либо выходные активности, например празднование дней рождений или других памятных дат.
  • Моральная. Она закрывает потребность человека в признании и уважении. Чтобы морально поддержать сотрудника, нужно отмечать его успехи в рамках проекта. Кроме того, репутация компании тоже может стать частью мотивации. Работая в известной компании, сотрудник будет рад уже тому факту признания его как достойного специалиста.
  • Организационная. Это максимально бытовая мотивация, потребность работника в комфортном рабочем месте. Например, дизайнеру куда лучше будет работаться с двумя мониторами и в укромном уголке, нежели сидя около окна и пытаясь разглядеть в засвеченном солнцем мониторе свою работу.

Ещё одним способом мотивации являются подарки в том или ином виде. Это может быть как подарок на День рождения, так и презенты на сезонные праздники, часть мотивационной системы с обменом баллов и так далее. Недооценивать эффективность такого подхода нельзя - на сайте реализующей такие проекты компании Giftery полно кейсов, которые прекрасно показывают эффективность подарочного сервиса.

Итоги

Подводя итоги, можно сказать, что выгорание далеко не надуманная проблема, как многие могут представить со стороны. Бороться с ним нужно, и во многом эта обязанность ложится на плечи руководителей. Поэтому чаще прислушивайтесь к своим сотрудникам и общайтесь с ними, чтобы узнать обо всех проблемах, выявить выгорающих работников и создать комфортную для работы атмосферу.

11
Начать дискуссию