Вооруженная некомпетентность на работе: как справиться

Рассказали о несамостоятельных сотрудниках и как они могут навредить рабочему коллективу.

Вооруженная некомпетентность на работе: как справиться

Далеко не каждый человек рвется проявить себя на работе и вовлекаться во все задачи. Некоторые сотрудники предпочитают, чтобы их как можно меньше беспокоили, и стараются брать на себя чуть меньше, чем положено в рамках их должности. Метод избегания обязанностей называется вооруженной некомпетентностью.

В статье подробнее осветили тему причин возникновения вооруженной некомпетентности, формах ее проявления, воздействия на коллектив и методах противостояния.

Что такое вооруженная некомпетентность

Вооруженная некомпетентность — это модель поведения, при которой человек намеренно демонстрируют свою неспособность справляться с определенными задачами, чтобы избежать их выполнения. Эта некомпетентность часто выглядит как нежелание работать, когда человек «включает неумение» — нехватку опыта или знаний — чтобы задачи передали другому человеку.

Такое поведение можно встретить как в повседневной жизни, например, в личных отношениях (кто-то не хочет готовить, помогать в уборке и тд.), так и в корпоративной среде (перекладывание обязанностей и нежелание брать ответственность).

Как она проявляется: фразы-маркеры

Вооруженная некомпетентность на работе: как справиться

Часто вооруженную некомпетентность можно распознать не только через поступки и «язык тела», но и через устоявшиеся фразы-маркеры. Вот самые распространенные из них:

«Я не уверен, что это в моей компетенции»;

«У меня нет для этого навыков, лучше отдать это другому»;

«Я точно не смогу это сделать так же хорошо, как ты»;

«Мне нужно больше времени для подготовки»;

«Я не знаю, как это делать».

При помощи них сотрудник сразу определяет себя в число отстающих и закрепляет за собой ассоциации неспособного человека, к которому нет смысла обращаться.

Почему сотрудники начинают так себя вести

Причины появления вооруженной некомпетентности разнообразны и не всегда связаны с ленью. Иногда это может быть проявлением недостаточной мотивации или личной неуверенности. Также сотрудники могут считать, что выполнение определенных задач не соответствует их должностной роли или они ощущают выгорание.

В ряде случаев такое поведение может быть реакцией на перегруженность: когда сотрудник берет на себя слишком много обязанностей, он начинает избегать новых задач, показывая свое «неумение».

С чем можно перепутать вооруженную некомпетентность

Важно отличать вооруженную некомпетентность от ситуаций, когда люди действительно сталкиваются с нехваткой опыта или требуют дополнительного обучения. В таких случаях сотрудники обычно проявляют желание и охотно учатся, не боясь трудностей.

В свою очередь вооруженная некомпетентность сопровождается уклонением от решения задач. Также вооруженная некомпетентность может быть случаем обычной лени или саботажа — когда человек демонстративно не прикладывает усилий с целью выразить протест и недовольство чем-либо, связанным с его работой.

Как вооруженная некомпетентность разрушает рабочий коллектив

Вооруженная некомпетентность может серьезно подорвать рабочую атмосферу, вызывая напряжение между сотрудниками. Эффект можно сравнить с домино — члены команды, вынужденные выполнять «чужие» задачи, могут испытывать демотивацию и перегрузку, что в итоге отразится на их работе. Возникают конфликты из-за неравномерного распределения обязанностей, которые негативно сказываются на обстановке в коллективе, делая ее более токсичной. Сотрудники могут потерять доверие друг к другу, а рабочие процессы — замедлиться.

Как ей противостоять

Вооруженная некомпетентность на работе: как справиться

Чтобы противостоять вооруженной некомпетентности, можно использовать несколько подходов:

  • Четкость ожиданий. Точно определите роли и обязанности каждого сотрудника. Понимание своей роли помогает избежать ситуаций, когда сотрудники уклоняются от выполнения задач под предлогом «некомпетентности»;
  • Мотивация к развитию. Поощряйте развитие и обучение. Создайте среду, где сотрудники чувствуют, что они могут расти и совершенствовать свои навыки. Тогда они будут более охотно браться за новые задачи;
  • Признание усилий. Отмечайте вклад каждого члена команды. Если сотрудники чувствуют, что их усилия ценятся, они меньше склонны к «вооруженной некомпетентности»;
  • Контроль за выполнением. Внедрите системы мониторинга выполнения задач и оцените эффективность каждого сотрудника. Важно, чтобы те, кто действительно трудится на благо компании, были отмечены и вознаграждены, а случаи вооруженной некомпетентности не оставались незамеченными;
  • Обратная связь. Давайте честную обратную связь. Если вы заметили, что сотрудник уклоняется от задач, обсудите с ним причины, предложите помощь и пути улучшения.

Больше о бизнесе можно узнать в нашем телеграм-канале «Совкомбанк для бизнеса» или группе во ВКонтакте — подписывайтесь и оставайтесь в курсе главных бизнес-трендов.

Начать дискуссию