«Да у вас вотэбаутизм, голубчик!», или Как избежать ловушки нерелевантных аргументов

Один из самых токсичных и неприглядных манипуляций в спорах — вотэбаутизм. Каждый из нас сталкивался с его воздействием и даже сам применял (или применяет) его. Разбираемся что это такое, какие «симптомы» и как «лечить» вотэбаутизм у себя и у оппонента!

Что такое вотэбаутизм?

Эта стратегия, при которой человек вместо ответа на критику указывает на другие проблемы, часто нерелевантные. Всё это делается, чтобы отвлечь внимание и снять с себя ответственность. Такой подход не исправляет ситуацию, а лишь создает дополнительный конфликт.

Примеры:
Руководитель: «В отчете ошибка! Мы можем потерять клиента!»
Сотрудник: «Но ведь отчёт отдела маркетинга тоже был с ошибками, и никто ничего не сказал!»

Руководитель: «Почему проект не сдан вовремя?»
Сотрудник: «Но ведь и другие команды тоже задерживаются!»

Сотрудники жалуются на устаревшее оборудование.
Ответ руководства: «В другой компании даже таких компьютеров нет».

Как вотэбаутизм мешает в бизнесе?

• Снижает продуктивность обсуждений. Вместо того, чтобы сосредоточиться на поиске решений, обсуждение переключается на сравнения, которые не имеют отношения к делу 🤦🏻‍♂

• Подрывает доверие. Когда сотрудник или руководитель избегает обсуждения своих ошибок, это вызывает недоверие у коллег.

• Мешает развитию. Вотэбаутизм приводит к критике «не по делу», из-за чего команда топчется на месте.

Как «лечить» вотэбаутизм у себя?
1. Признать, что вы используете этот метод 😅
2. Проанализировать, в каких ситуациях чаще всего вы скатываетесь в вотэбаутизм.
3. Научиться признавать свои ошибки и брать за них ответственность.
Хороший ответ: «Да, вы правы, здесь есть проблема. Давайте обсудим, как ее исправить».
4. Контролировать себя и не давать снова уйти в такую «самооборону» при любом удобном (и неудобном) случае.

Как «лечить» вотэбаутизм у других?

1. Отвечайте по существу
Держитесь в рамках обсуждаемой темы, даже если вас пытаются сбить с курса.
Примените технику «возврата к сути»: «Это важное замечание, но сейчас давайте продолжим обсуждение нашего вопроса».

2. Создавайте культуру ответственности
Вместо оправданий каждый отвечает за свои результаты ☝🏼 Формируйте позитивное отношение к конструктивной критике. Регулярно обсуждайте в команде, что можно улучшить.

3. Исключите сравнение
Когда кто-то пытается оправдаться, указывая на чужие ошибки, мягко напомните, что это не помогает делу. Фраза для ответа: «Возможно, но сейчас мы концентрируемся на нашем вопросе».
Пример:
Сотрудник: «Но и конкуренты допускают ошибки!»
Руководитель: «Возможно, но наша цель — стать лучше конкурента. Как мы можем этого достичь?»

4. Четко формулируйте вопросы
Иногда люди уходят в вотэбаутизм, потому что этот вопрос кажется им обвинением и срабатывает самозащита. Переформулируйте его в конструктивное русло.
Вместо: «Почему это не сделано?»
Скажите: «Чем я могу помочь? Что можно сделать, чтобы ускорить процесс?»
Поддержите его: «Понимаю, что это может быть неприятно, но важно разобраться».

5. Используйте таск-трекер «Мяудза»
Многих конфликтов можно вовсе избежать, если задачи чётко распределены между сотрудниками, установлены дедлайны и расписаны чек-листы по выполнению каждой задачи. Всё это можно сделать в «Мяудзе»! 😺

Скачивайте таск-трекер Мяудза и управляйте временем и командой без суперспособностей!

11
Начать дискуссию