Что подарить маркетологам на Новый год? А бухгалтерам и разработчикам?

Собрали и проанализировали 3500 мнений о корпоративных подарках.

Что подарить маркетологам на Новый год? А бухгалтерам и разработчикам?

В преддверии крупных праздников (Новый год, 23 февраля, 8 марта) подарки покупают не только частные лица, но и организации. Мы выяснили, что в среднем по стране подарки партнерам по бизнесу дарят 77% компаний, а сотрудникам — около 30%. По каким поводам работники компаний из разных сфер хотят получать подарки, какие именно, и что получают на самом деле — рассказываем в этой статье.

Содержание статьи

Что дарить

Самым популярным и желанным подарком для сотрудника оказались подарочные карты и сертификаты. 43% респондентов когда-либо получали сертификаты от компании, а 67% ответили, что хотели бы. На втором месте — электроника: её предпочтут 33% опрошенных, а получали — 11%. На третьем месте — товары для дома, одежда и брендированная продукция: хотят — 25%, получали — 16-21%.

Какие подарки от работодателя хотят получать сотрудники российских компаний:

Что подарить маркетологам на Новый год? А бухгалтерам и разработчикам?

ТОП-5 подарков для представителей разных профессиональных сфер (указали процент респондентов, выбравших этот вариант ответа в качестве желанного подарка от работодателя):

  • Маркетинг, реклама, PR: подарочные карты (81%), электроника (41%), брендированные подарки (30%), корпоративный мерч (30%), товары для спорта или хобби (30%).
  • Финансы и бухгалтерия: подарочные карты (79%), электроника (34%), товары для дома (22%), брендированная продукция (22%), одежда (21%).
  • Розничная торговля: подарочные карты (78%), образцы продукции (22%), одежда (21%), товары для дома (19%), брендированная продукция (19%).
  • Административный персонал: подарочные карты (73%), электроника (28%), товары для дома (24%), брендированная продукция (19%), одежда (19%).
  • Высший и средний менеджмент: подарочные карты (71%), электроника (38%), товары для дома (33%), корпоративный мерч (29%), одежда (20%).
  • Медицина, фармацевтика: подарочные карты (70%), товары для дома (24%), брендированные подарки (34%), корпоративный мерч (23%), образцы продукции компании (20%), товары для спорта и хобби (20%).
  • Продажи и обслуживание клиентов: подарочные карты (68%), электроника (36%), брендированная продукция (31%), товары для дома (29%), корпоративный мерч (22%).
  • IT: подарочные карты (67%), электроника (49%), одежда (37%), брендированные подарки (32%), товары для спорта и хобби (30%).
  • Наука, образование: подарочные карты (64%), электроника (42%), товары для дома (34%), одежда (25%), корпоративный мерч (23%).
  • HORECA (гостинично-ресторанный бизнес): подарочные карты (64%), образцы продукции (32%), одежда (28%), электроника (23%), товары для спорта и хобби (23%).
  • Транспорт, логистика: подарочные карты (59%), электроника (33%), одежда (31%), товары для дома (23%), корпоративный мерч (23%).
  • Производство, сервисное обслуживание: подарочные карты (57%), электроника (35%), брендированная продукция (33%), одежда (26%), товары для дома (23%).

28% респондентов считают, что нужно обязательно брендировать подарки от компаний. Чем крупнее компания, тем выше процент HR-специалистов, которые «за» брендированные корпоративные подарки — 38% от компаний с численностью сотрудников 1000 и выше. В среднем 65% опрошенных считают, что это зависит от подарка, и только 7% категорически против брендированных сувениров от компании.

Как бизнес использует подарочные карты

Мы провели собственный опрос и выяснили, для каких целей представители компаний приобретают именно подарочные карты (указали процент респондентов, выбравших эту цель приобретения сертификатов):

  • Корпоративные подарки сотрудникам — 43%
  • Мотивация сотрудников (конкурсы, призы, системы лояльности, достижение показателей) — 24%
  • Клиентам компании (акции, конкурсы, бонусные системы, подарки) — 17%
  • Подарки партнерам — 9%
  • Для себя и личных целей (жене, друзьям, покупка товара на карты) — 6%

По какому поводу дарить

Чаще всего сотрудники получают презенты от работодателей по случаю крупных государственных праздников (Новый год, 8 Марта, 23 Февраля) и по личным поводам (день рождения, свадьба, рождение детей) — об этом сказали 75% и 41% опрошенных соответственно. Реже подарки дарят по случаю Дня рождения компании (21%), юбилея работы конкретного сотрудника (9%), завершения крупного проекта (9%). При этом сами работники последние два повода ценят выше — подарки по такому случаю хотел бы получать каждый четвертый.

Чаще всего сотрудники получают презенты от работодателей по случаю крупных государственных праздников.
Чаще всего сотрудники получают презенты от работодателей по случаю крупных государственных праздников.

HR-специалисты в целом согласны с остальными респондентами: 83% считают важным дарить подарки на крупные государственные праздники, 68% — по личным поводам, 46% — на день рождения компании, 47% — на юбилей работы, 23% — к завершению крупного проекта. 3% считают, что дарить подарки не обязательно, а 2% высказались в пользу других поводов (выход на работу, прохождение испытательного срока, победа в конкурсе и прочее).

Интересно, что чем крупнее компания, тем меньше HR-специалистов поддержали идею дарить подарки на крупные и личные праздники, но больше респондентов высказались «за» подарки по корпоративным поводам (день рождения компании, юбилей работы или крупный проект).

Сколько компании готовы тратить на подарки

Оптимальная для бизнеса стоимость подарка — от 1000 до 3000 рублей: с этим согласны 41% HR-специалистов. 27% предпочли бы уложиться в 1000 рублей. 15% готовы потратить до 5000, а 8% — до 10 тысяч рублей. Более дорогие подарки могут позволить себе не более 3% компаний. 6% отмечают, что стоимость подарка не универсальна — к примеру, бюджет на детские подарки меньше, чем на сюрпризы для работников.

Кто отвечает за подарки в компаниях

Главный по подаркам в половине российских компаний — HR-отдел (54%). На втором месте — маркетинг (17%). Реже вопросом подарков занимается административно-хозяйственный отдел (11%), лично генеральный директор (9%), секретарь (7%) и PR-отдел (6%). Чем меньше компания, тем чаще в подготовке подарков участвует генеральный директор и секретарь. В более крупном бизнесе заметно вырастает участие маркетинга и PR-отдела.

Где больше подарков

В среднем 89% HR-специалистов по России позитивно относятся к практике дарить подарки. Этот показатель выше в малых компаниях с численностью персонала менее 50 человек и в крупных со штатом от 101 до 500 человек (90% и 91% соответственно). Самый низкий процент HR-специалистов, которые приветствуют корпоративные подарки, в компаниях со штатом от 501 до 1000 человек — здесь таких 86%.

В среднем 89% HR-специалистов по России позитивно относятся к практике дарить подарки.
В среднем 89% HR-специалистов по России позитивно относятся к практике дарить подарки.

При этом только 30% опрошенных сотрудников российских компаний подтвердили, что на текущем или последнем месте работы получали подарки от компании. Лидер страны по доле компаний, в которых сотрудники получают подарки — Свердловская область (38%). В Москве и Санкт-Петербурге этот показатель ниже среднего: 28% и 29% соответственно.

Распределение корпоративных подарков неравномерно не только в географическом, но и в профессиональном плане. Чаще всего подарки от компании получают работники таких сфер, как закупки, IT, средний и топ-менеджмент, розничная торговля, продажи, административный персонал, маркетинг и образование (31-43%). Реже всего — медработники, рабочие, персонал сфер HORECA и строительство, а также юристы (до 21%).

Отношение к подаркам

Подавляющее большинство опрошенных (94%) рады подаркам. 34% считают, что работодатель не обязан что-то дарить, так что любой сюрприз будет приятен. 20% ответили, что подарки, конечно, здорово, но лучше бы давали деньгами или подарочными картами. 15% респондентов отметили, что гордятся своей работой и будут рады брендированной продукции: наибольшее число компаний, сотрудники которых так считают, оказалось в Воронежской области (24%) и Республике Башкортостан (21%). 13% предпочли бы что-то полезное в подарок вместо корпоративных сувениров: наименьшая толерантность к корпоративным сувенирам — в Республике Татарстан (против высказались 26%), Иркутской области (19%), Краснодарском крае (18%), Свердловской (17%) и Новосибирской (15%) областях, а также в Москве и Санкт-Петербурге (по 15%).

34% считают, что работодатель не обязан что-то дарить, так что любой сюрприз будет приятен.
34% считают, что работодатель не обязан что-то дарить, так что любой сюрприз будет приятен.

Лишь 5% сотрудников российских компаний остались равнодушны к теме подарков, а 2% высказали негативное отношение. Самыми ярыми антагонистами подарков оказались сотрудники отдела закупок (7%) и юристы (4%). Реже всего отрицательное отношение к корпоративным подаркам встречается среди рабочих, маркетологов, административного персонала, финансистов и бухгалтеров, а также работников логистической сферы — менее 1%.

Это подтверждает и опрос HR-специалистов. 65% респондентов подтвердили, что получают в основном позитивную обратную связь от сотрудников по поводу подарков: чем меньше компания — тем чаще сотрудники благодарны. Доля компаний, в которых сотрудники чаще недовольны подарками, колеблется в пределах 3-5% (в зависимости от масштаба бизнеса).

Подарки партнерам: дарить или не дарить

Опрос показал, что в среднем лишь 23% российских компаний не дарят подарков своим партнерам. В малом и самом крупном бизнесе этот показатель выше — 29% и 25% соответственно. А в компаниях с численностью от 501 до 1000 сотрудников партнеров не одаривают лишь 17%.

Самые популярные виды подарков партнерам — брендированная продукция, приуроченная к конкретным событиям (ее дарят 33% компаний), корпоративный мерч (31%), продукты питания, в том числе кондитерские изделия и деликатесы (20%), а также подарочные карты или сертификаты (14%). Тренд на мелкую электронику в качестве подарка партнерам (флешки, пауэрбанки и др.) пошел на спад — в среднем их дарят лишь 8% компаний, а малый бизнес прибегает к такому виду подарков еще реже. Товары для дома дарят 9% компаний, одежду — 6%, товары для спорта или хобби — 5%, благотворительные подарки — 2%.

Мы провели это исследование совместно с сервисом по поиску работы и сотрудников hh.ru. Опрос проводился методом онлайн-анкетирования в октябре 2024 года. В исследовании приняли участие 3,5 тыс. работников и 440 представителей компаний.

Если компания решила дарить подарочные карты, остается выбрать — какие именно. Можно обратиться к результатам исследования Tiburon Research и «Золотого Яблока», в ходе которого компании выясняли, каких подарков россияне ждут от своих близких и что планируют дарить сами.

Самые востребованные подарочные карты — на косметику и парфюмерию: их предпочтет 41% опрошенных. Затем идут сертификаты в магазины электроники (39%) — такой подарок хотели бы получить 45% мужчин и 33% женщин. Подарочную карту в магазины одежды и аксессуаров выбирают 38% опрошенных (46% женщин и 29% мужчин). Треть россиян будут рады сертификатам на товары для дома. Все эти товарные категории представлены в «Золотом Яблоке».

22
Начать дискуссию