Бизнес как пространство смысла. Часть 1

Бизнес является деятельностью, а любая деятельность является целесообразной активностью. Т.е. мы стремимся к цели, для чего у нас должны быть представления о цели, о планируемом результате, о способах достижения цели и т.д. И все это является рациональными, смысловыми, осмысленными явлениями.
Более того, если мы пытаемся осуществлять рациональную деятельность, то и о среде, о реальности, в которой мы действуем, мы должны иметь некие представления. Причем если речь идет не об индивидуальном действии, а о коллективной деятельности, то эти представления нужны нам для согласованного взаимодействия.

И в этом смысле бизнес, как и любая организация, базируется на двух консенсусах: консенсусе о том, что собой представляет внешний мир организации и консенсусе о том, что собой представляет сама организация.

Чей это консенсус? Всех, кто принимает участие в бизнесе: основателей, акционеров, сотрудников, партнёров и т.д. Мы должны между собой как-то договариваться о происходящем во внешнем мире, и о себе. Весь этот процесс достижения консенсуса о себе и внешнем мире поддерживается целым рядом специальных инструментов: различными документами и регламентами, утверждающими политику организации в разных направлениях, атрибутами корпоративной культуры, стратегией, видением и т.д.

Все это очень хорошо известно.

Чуть менее известно о том, что все эти представления регулируют и нашу психоэмоциональную реакцию на происходящее в организации. И здесь уже можно начать говорить о модели ABC, которая лежит в основе когнитивно-поведенческой терапии.

Суть схемы состоит в том, что мы:

В определенной ситуации А,

Испытываем конкретные эмоции C,

Которые вызваны определенными мыслями B, которые у нас возникают в рамках процесса осмысления ситуации.

За мыслями находятся ещё убеждения, метапрограммы и т.д., но для начала достаточно говорить о бессознательных мыслях.

Таким образом, то, как мы осмысливает ситуацию и себя в этой ситуации, влияет на наши эмоции.

В свою очередь наше поведение, которое будет обусловлено этими мыслями, может быть дезадаптивными (не способствует достижению наших целей и удовлетворению потребностей), а могут быть адаптивными (способствовать достижению целей и удовлетворению потребностей).Чем эта схема хороша для применения в организации?

Тем, что все динамические силы, которые влияют на поведение всех действующих лиц организации очень можно очень просто представить как элемент схемы ABC или всю схему в целом, когда поведение каждого из участников организации или всех вместе можно представить как обусловленной этой схемой. И эта схема обсуловливает либо то как компания в целом реагирует на происходящее, либо как на происходящее реагирует каждый из ее участников. Для первых лиц, которые хотят подчинить это все себе, управлять реакциями коллектива на происходящее, я сообщаю хорошую новость: именно ваши когнитивные схемы в первую очередь влияют на то, как организация будет вести себя в тех или иных ситуациях.

Психологическая функция первого лица в первую очередь состоит в том, чтобы осознавать свои дезадаптивных когнитивные схемы, трансформировать их в адаптивные и транслировать их всему коллективу. Содержание функции лидерства и состоит в том, чтобы распространять адаптивные когнитивные схемы, а не все, что вы думали до сих пор ;).Это конкретная техника, которую надо осознавать и осознанно применять первому лицу.

Начать дискуссию