5 причин прямо сейчас съехать из вашего офиса

Пандемия перевернула рынок труда с ног на голову. Офисы опустели и уже не заполнятся полностью. Давайте вместе разберемся, как выглядит востребованная современными сотрудниками компания в плане организации рабочего пространства. По секрету, поделюсь с вами сразу интересным решением, подробнее в конце.

5 причин прямо сейчас съехать из вашего офиса

Работа в офисе - привычный формат начала 21 века. Все работают рядом, коммуникация в офисе проще, всегда можно подойти к любому коллеге и задать вопрос, да и вместе выпить кофе в обеденный перерыв - тоже хорошее дело. Давайте разберемся, почему сегодня не только сотрудники не поддерживают полный рабочий день в офисе, но и компаниям выгодно пересмотреть привычный формат работы.

Причина 1. Рынок стал супер-динамичным

Начнем сразу с примера. Вы наверняка знаете Пермский стартап (хотя уже не стартап) Miro. Эта компания зародилась в 2012 году, тогда там работало несколько друзей. В 2018 году компания уже насчитывала 110 человек, 90 из которых в Перми, а остальные работали в США и Австралии. Компания привлекла инвестиции и уже в 2019 году там работало 550 человек. Количество сотрудников увеличилось В ПЯТЬ РАЗ всего за 1 год. И это далеко не единственный случай.

Стартапы появляются и умирают, компании растут на подъеме рынка и резко уменьшаются в несколько раз во время кризиса. Пандемия добавляет в эту бочку дегтя еще одну ложку дегтя - пришло время, когда многие колебания рынка настигают нас внезапно и непредсказуемо. Неудивительно, что в это время сервисы для онлайн-связи, онлайн-образования и т.д. взлетели и стали быстро расширяться, а вот за авиакомпании, кафе и другой оффлайн бизнес мы дружно пару лет назад поставили свечку.

5 причин прямо сейчас съехать из вашего офиса

Задачка: Вы снимаете офис на 50 человек в типичном бизнес-центре. Обычный договор аренды заключается на срок около года. Вот пришла пандемия и вам резко надо расширить / сократить штат. Что делать?

Решение: Расширить это еще не так критично - можно снять второй офис, но не забудьте, что это опять же проблемы с коммуникацией между двумя офисами. А вот с арендой маленького офиса сложнее. Расторгнуть действующий договор - большие издержки, а сидеть в этом же офисе - это платить за пустующие места, то есть дополнительные немаленькие расходы во время кризиса.

Ответ: И надо оно вам, если есть решения, которые позволяют быть гибкими?

Причина 2. Новое поколение хочет гибкости

Поговорим про другой аспект. Вы же хотите нанимать самых крутых специалистов рынка? Ответ очевиден. Тогда давайте вспомним, что современные сотрудники хотят большего, чем просто вовремя выплаченная зарплата.

Не секрет, что новое поколение, которое уже захватывает рынок труда, живет по другим ценностям. И, как представитель этого поколения, могу рассказать вам о том, что нам важно. Новое поколение не берет ипотеки, не держится за стабильность. Мы ценим эмоции и свободу, много путешествуем, быстро растем и учимся.

5 причин прямо сейчас съехать из вашего офиса

Для того, чтобы нанимать современных специалистов, важно предоставлять важные для них условия: гибкость и свободу перемещения. Специалиста 21 века не затащить в офис на 40 часов в неделю. Логично, что требуется гибкое решение. Не просто так в наше время набирают популярность лофты, коворкинги, ну и, конечно же, удаленная работа.

Причина 3. Будьте проще - экономьте время

Продолжая тему, на развивающемся со скоростью ракеты рынке стабильно растет стоимость часа специалиста. Не только в плане денег, но и в плане того, что человек может получить за это время: какое количество эмоций, информации.

Поэтому экономия 2-ух часов ежедневно, которые мы можем тратить на дорогу до офиса и обратно, - все более существенный фактор. За счет этого новое поколение предпочитает удаленную работу, за это они отдают предпочтение компании, которая находится ближе к дому, или которая готова предоставить гибридный формат работы или гибкий график.

Рутина все больше упрощается, процессы автоматизируются, появилась доставка всего, что только можно доставить, и все это для того, чтобы экономить время. Так почему не сэкономить время сотрудников, увеличив взаимную лояльность?

Причина 4. Офис - ограничение своими руками

Мы уже говорили о том, что нам хочется работать с лучшими сотрудниками. Какова вероятность найти узкого крутого специалиста в небольшом городе и не отдать за него 1000 и 1 душу? И снова риторический вопрос.

Ну и поговорим о больном. Не секрет, что зарплаты в Москве в лучшем случае в 1,5 раза больше, чем в регионах. Нанимать специалистов из регионов существенно выгоднее. К тому же, в сфере IT почти все могут работать удаленно. Схема бизнеса на миллион: базируемся в Москве, продаем на Москву, сотрудников берем из регионов. Все, победа!

Если вы выбираете в компании формат работы в офисе, то самостоятельно создаете себе ограничения в найме высококвалифицированных специалистов и переплачиваете, причем на регулярной основе, ежемесячно! Издержки часто недооценивают, но это важный фактор, формирующий прибыль. Без привязки к офису вы можете получать больше за меньшие деньги, почему бы не пользоваться этим?

5 причин прямо сейчас съехать из вашего офиса

Причина 5. Офис - это ОЧЕНЬ дорого!

Да, мы привыкли платить за офис и все это организовывать. Но, черт побери, зачем? У офиса есть свои плюсы, как минимум общая площадь со своим обустройством, какая-то личная зона. Но неужели за это стоит переплачивать в 2 раза?

Давайте посчитаем. Мы снимаем среднего размера офис, обычно это не просто рабочее место, но еще и небольшая кухня, несколько переговорок. При обеспечении рабочего места удаленно или в коворкинге данные расходы с компании снимаются (или сильно сокращаются).

Дальше доп услуги, и вот тут начинается веселье: парковка, охрана, вода, электричество, интернет, клининг, бумага, канцелярские товары, кофе, печеньки, принтер, ....

В этот момент просто поставим свечку за наших HR-ов, которые тратят на обеспечение всего этого силы и время. Ну и собственников, которые вычитают деньги на это из прибыли компании.

Поговорим о коворкинге, как об альтернативном решении. Коворкинг на 100 мест = деление издержек на 100 сотрудников. Простая математика: если у вас офис на 10 сотрудников, то за все эти услуги по списку выше вы платите почти в 10 раз больше, чем могли бы, размещаясь в коворкинге. Нужны ли еще аргументы тут?

Давайте подумаем об альтернативах

Первая и самая простая альтернатива офису - удаленная работа. Мы все с ней прекрасно познакомились во время пандемии коронавируса. Поэтому не будем зацикливаться на грустном и вспоминать про проблемы такого формата. Просто кратко напомню, что это снижение продуктивности, сложности в коммуникации, проблемы с тайм-менеджментом и ментальным здоровьем, понижение лояльности к компании, ... (продолжите сами).

5 причин прямо сейчас съехать из вашего офиса

Логичное следствие, которое подтверждается опросами и исследованиями: есть часть сотрудников, которые хотят вернуться в офис, и есть те, кто привык к удаленке, приспособился и научился наслаждаться этим форматом. Тем не менее, полная удаленка - не вариант.

Мы уже упоминали коворкинги, как альтернативу. А вы знали, что во время пандемии такие компании, как OZON, МТС, Сбер, Тинькофф, Яндекс, X5 Group и Ситимобил, разместили часть своих сотрудников в коворкингах? Но это самые крупные сделки, малый и средний бизнес тоже берет пример с ведущих игроков рынка и переходит на гибкие рабочие места.

Тут есть 2 варианта. Первый: можно просто снимать зал в коворкинге вместо офиса. Частично издержки вы сокращаете, при этом вы также остаетесь в одной локации, платите за простаивающие места при гибриде и сталкиваетесь со сложностями при расширении и сужении рабочего пространства, ну а для сотрудников совсем нет разницы, - офис это или зал в коворкинге.

Второй: можно платить за места сотрудников в разных коворкингах. Часто это делается в виде компенсации постфактум. Вот этот вариант решает гораздо больше проблем. Сотрудник сидит в коворкинге с командой или один возле дома, перемещается, сохраняется рабочая атмосфера и, соответственно, лояльность. А компания не платит за пустые места и расширяет локации найма крутых спецов. Вроде бы победа?

Нет, появляются новые сложности: компенсация постфактум это сложно, и в плане бюрократии, и для сотрудников; а значит это еще одна зарплата еще одному hr-у, который будет этим заниматься. А может и две, и три. А если не компенсация, а напрямую с коворкингом, то миллион договоров и согласований. Тот еще геморрой.

Как мы решили проблему навсегда, для себя и других

Мы разработали WorkNear - приложение, которое позволяет автоматизировать размещение сотрудников в коворкингах по всей России.

Как это работает?

5 причин прямо сейчас съехать из вашего офиса

Компания в личном кабинете приложения устанавливает сумму финансовой поддержки на сотрудника и предоставляет нам список сотрудников, которых она хочет подключить к системе. В конце месяца компании приходит один счет. Вот и все, переговоры и юридические вопросы полностью передаются на аутсорсинг, нам.

Мы работаем с каждым клиентом индивидуально и помогаем подобрать действительно оптимальное решение. Каждый случай уникален и мы считаем, что нельзя всех подгонять под одно стандартное решение.

И как, работает?

Аналогов на рынке почти нет, либо они очень костыльные и некачественные. Рынок коворкингов растет, компании их постепенно осваивают, а мы им помогаем. Спрос уже сейчас неожиданно офигенный! Учитывая то, что мы публично запустились 3 месяца назад, крутой результат - мы работаем с тремя немаленькими компаниями и размешаем их спецов в нескольких городах по России.

Если вам интересна тема выбора формата работы в компаниях, поддержите статью апвоутом и мы поделимся интересными открытиями и исследованиями в этой сфере в следующих статьях :)

2121
31 комментарий

"Новое поколение не берет ипотеки, не держится за стабильность. Мы ценим эмоции и свободу, много путешествуем, быстро растем и учимся"

Как семья появится - сразу и стабильность ценить будете, и ипотеку возьмёте, и свободы поубавится. Да и гонор уменьшится.

15
Ответить

Семен, сотрудники без семьи не интересуют?

5
Ответить

Это больше вопрос того, что людям становится некомфортно в нашей стране так жить. Но в развитых странах на самом деле уже ничего не меняется с появлением детей, жён и т.д.
В РФ же кучи проблем в данном случае - непринятием пар с детьми и животными у арендодателей

4
Ответить

Не так все однозначно. Эффективность, креативность и дух командной работы сильно падает. Не зря, Apple, Google & Facebook всеми силами пытаются вернуть сотрудников в офисы.

9
Ответить

Чистая правда, иногда прямо важно, чтобы команда сидела вместе, хотя бы пару раз месяц, на каких-то встречах/ планерках/ ретро.

Из интересного вот такой фишки как раз в других решениях на рынке мы не нашли, а в WorkNear недавно сделали возможность не только бронировать себе место на день/ неделю/ месяц, но и бронировать прямо несколько мест под команду на какой-то срок.

2
Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить

"Рынок коворкингов растёт", пишет автор, не имеющая понятия как работает коммерческкя недвижимость, какие там статьи расходов и подводные камни.

4
Ответить