Благополучие сотрудников: как выглядят российские офисы будущего

Сталагмитовые пещеры, акустические деревья, много зелени и современных технологий

В Москве завершилась выставка Office Next — крупнейший форум, посвященный современным офисным пространствам. Тема этого года – каким должны быть рабочие места в условиях сложной реальности. Если ответить коротко, то безопасными, комфортными, зелеными и умными. Анастасия Калита, руководитель спецпроектов Фикуса, представила наш стенд, посетила все остальные и теперь рассказывает об интересных проектах, заслуживающих внимания.

Без проходных проектов: что такое выставка Office Next и чем она интересна

Фото c cайта <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fwww.officenext.ru&postId=439428" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Office Next</a>
Фото c cайта Office Next

Это крупнейшая на территории Восточной Европы и стран СНГ форум-выставка дизайна, технологий и менеджмента офисных пространств. На современной площадке 4 000 квадратных метров ежегодно собираются профессионалы офисной индустрии: топ-менеджеры компаний и корпораций, административные директоры, руководители HR и IT-подразделений, девелоперы, инвесторы, архитекторы и дизайнеры. Экспертное сообщество оценивает самые интересные и современные проекты офисных пространств, реализованных за последнее время, а также решения, которые меняют жизнь людей. Каждый год меняется тема выставки, в этом — участники размышляли, как офисы продолжат свое существования в условиях жесткой реальности. И подкрепляли свое мнение примерами.

Фото с сайта <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fwww.officenext.ru%2F&postId=439428" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Office Next</a>
Фото с сайта Office Next

Кажется, что одна из главных целей Office Next в этом году — проявить участников и показать: бизнес занят не только выживанием, но и жизнью. Пока что рабочее пространство является тем местом, где человек в компании единомышленников работает, создает новое и проживает сложное время настолько комфортно и безопасно, насколько можно.

Второе, на что можно обратить внимание — это формирование профессионального сообщества, объединенного общими целями. Оно складывается из всех участников: заказчиков, архитектурных и дизайнерских бюро, озеленителей, ландшафтных дизайнеров, производителей мебели и отделочных материалов. Меньше всего это похоже на соревнование в формальном конкурсе — “смотрите, мы придумали и сделали это и сейчас получим все призы”. Участники с самым разным опытом и багажом презентуют свои идеи и подходы, коммуницируют друг с другом, запускают живой обмен мнениями и эмоциями, и понимание, где можно и нужно улучшаться, приходит само собой. Отдельно радует, что нет проходных проектов –– все равноценные и равнозначные. Ну а другой повод для гордости — это подтверждение наших концепций, что офис может быть местом силы и пространством для работы и творчества.

Гибридные пространства: офис как место силы и привилегия

Фото с сайта <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fwww.officenext.ru%2F&postId=439428" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Office Next</a>
Фото с сайта Office Next

На выставке были представлены пространства, в которых кому-то точно может быть лучше, чем дома — за счет положительной энергетики, позитивной среды и атмосферы.

Достигнуть этого можно разными способами. Например, Universum Project в своем офисе будущего объединили науку, искусство и технологии. Доминанта тренд-рума — световая инсталляция художницы Нат Апанай, демонстрирующая работу нейронов головного мозга. При помощи светодиодных нитей воссоздали образ переплетенных нитей, по которым движутся нервные клетки.

Другой замечательный и запомнившийся нам проект — эфемерный павильон от IND architects. Это не выставка современной мебели или готовое решение для компании — это тренд-рум, главным объектом которого является человек, а пространство — его место силы, обособленное от хаоса. Экспозиция IND architects больше всего похожа на сталагмитовую пещеру. От внешнего пространства павильон закрыт зеркальной пленкой. Она приклеена поверх стекла, которое меняет прозрачность в зависимости от яркости освещения внутри тренд-рума. Пол покрыт шлифованными металлическими и стеновыми панелями, которые благодаря отражающемуся свету напоминают водную гладь.

В вентиляцию бокса встроили арома-машину, а в стены — колонки. Ты заходишь, садишься в кресло, закрываешь глаза и слушаешь чистый и объемный звук падающих капель воды. Это очень медитативно, и кажется, что достаточно провести здесь пятнадцать минут, чтобы перезагрузиться. Будет здорово, если какие-то компании возьмут на заметку такое решение — оно лишний раз доказывает, что возможности для создания рабочих пространств безграничны.

Фикус тоже представил свой проект. Это совместная работа с архитектурным бюро ABD architects, концепция павильона garage. Архитекторы переосмыслили пространство гаража — в нем можно не только хранить автомобиль и разные ремонтные принадлежности, но и создавать что-то новое. Вспомните успешные стартапы, которые начинались в гаражах, или известные рок-группы, проводившие там первые репетиции и концерты. В нашем случае, гараж — это метафора того, что офис или рабочее пространство может быть организовано в любом месте. Здесь много элементов гранжевой эстетики, многосценарное освещение, удобное зонирование, внушительная живая фитостена. Последняя по-прежнему остается недорогим способом снять напряжение и стресс — обилие зелени всегда успокаивает. Вышло довольно ярко и живо (у нас было еще и выступление ударника!) . Стендом были довольны не только мы, но и посетители форума — благодаря им проект получил приз зрительских симпатий. Это не менее почетно, чем признание экспертного жюри, так как публика — это те же профессионалы в области архитектуры и озеленения, а также потенциальные заказчики.

Если говорить об оценке жюри, то в номинации “Лучший региональный проект” приз получил проект, для которого мы разрабатывали сценарий озеленения. Это Корпоративный университет НЛМК в Липецке — современное креативное пространство в минималистичном стиле. Тут все, что мы любим, — много света, минимализм и достаточное количество зелени: как живых деревьев, так и фитостен для того, чтобы пользователи пространства продуктивно работали, хорошо учились и чувствовали себя комфортно.

Фото с сайта <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fwww.officenext.ru%2F&postId=439428" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Office Next</a>
Фото с сайта Office Next

Другой премии Best Office Awards был удостоен центр исследований клиентского опыта Alfa Research Center — для них мы тоже подбирали сценарии. Вообще, озеленение очень важно использовать в пространствах, предназначенных для образования: растения помогают лучше фокусироваться, держать внимание, а если нет возможности сменить обстановку, для пятиминутного отдыха глаз всегда полезно посмотреть на что-то зеленое. Но об этом расскажем подробнее в следующий раз.

Фотограф: Дмитрий Чебаненко, Фото с сайта <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fwww.officenext.ru%2F&postId=439428" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Office Next</a>
Фотограф: Дмитрий Чебаненко, Фото с сайта Office Next

Принципы биофилии: экологические полотна и акустические деревья

Фото: Никита Пшеничников
Фото: Никита Пшеничников

Другой отчетливый тренд выставки — обращение к принципам биофилии. Во-первых, это понимание того, что без экологии, осознанности, обращению к природе и растительному миру уже не обойтись. Это то, о чем на протяжении последних лет говорит “Фикус”: прямая связь между озеленением и благополучием сотрудников и уровнем развития компании. Радует, что проектов, так или иначе связанных с биофилией, стало больше, и соблюдение признаков давно не ограничивается формальным подходом — расстановкой горшков с живыми или искусственными растениями по тумбочкам. Вот несколько интересных примеров.

Многие эксперты отметили экополотно organoid Natural Surfaces — на 100% экологичное и гипоаллергенное. Оно соткано вручную и собрано из натуральных цветов и трав, собранных в Альпах. Палитра довольно широкая: есть полотна из альпийских трав и ромашки, есть — из лепестков горного василька или альпийской розы, есть — изо мха Лойташа. Компоненты панно спрессованы в несколько слоев и связаны друг с другом биосмолой. Использовать такое полотно можно совершенно разными способами: в качестве стеновой или акустической панели, для отделки помещения или затемнения переговорной комнаты.

Другое интересное изделие — акустические деревья от FlyFelt. Компания поддержала лесную и природную концепцию и выпустила деревья, которые способны поглощать звуки. По сути, это настоящие арт-объекты, которые сделают практически любое пространство ярче, а благодаря экологичности используемого материала и возможности рециклинга — соответствуют строгим стандартам современного развития. Эти деревья были награждены экспертами выставки наградой Next Products, а компания планирует запустить массовое производство таких растений. Конечно, будет интересно в следующем году или в другое ближайшее время увидеть пространство — офисное или общественное, в котором живые деревья соседствуют с такими высокотехнологичными.

77
6 комментариев

Комментарий недоступен

Это же не офис, а стенд на выставке)

1

На фото офис становится перегруженным имхо

какой именно?

Жуть какая, не удобно, не практично, даже не красиво.