{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Аренда офиса и когнитивные искажения: «Как я мог это выбрать?!»

Когнитивные искажения — это ловушки мышления. Из-за них мы принимаем неосознанные решения, которые оказываются не самыми оптимальными.

Иногда мозг изобретает шаблон, чтобы принимать решения быстро. Бывает наоборот: у мозга ещё нет шаблона для конкретной ситуации. Он применяет тот, который работал в другой — и промахивается. Обе ситуации — причины когнитивных искажений.

Я уже 8 лет руковожу бизнесом в сфере аренды офисов, и часто наблюдаю, как арендаторы попадают в ловушки своего мышления. В какие — читайте в этой юмористической статье.

Примеры, о которых вы прочитаете, содержат преувеличения, а все персонажи — вымышленные. Но если вдруг бывали в похожих ситуациях — расскажите в комментариях!

vgif.ru

Ошибка планирования

Лена руководит небольшой курьерской компанией «Быстровоз». Она арендует кабинет и склад.

Арендодатель решил продать свои площади, и предупредил «Быстровоз» за месяц, чтобы они успели переехать в новое помещение. Месяц — это много, решила Лена. Недели хватит, чтобы найти объявление и заключить договор.

Когда до переезда осталась неделя, оказалось: найти помещение не так просто. То стоимость аренды не укладывается в бюджет, то склад далеко, то бизнес-центр далеко от метро. «И почему я не начала искать раньше?» — хватается за голову Лена.

Наш стакан может быть пустым, полным или несуществующим — но сознание остаётся оптимистом, особенно в оценке временных затрат. В шутливом законе Мёрфи говорится: всё, что может пойти не так, идёт не так. Пара обидных случайностей, и сроки переезда сдвигаются. Поэтому советуем начинать подбор офиса минимум за месяц до окончания предыдущего договора.

Заякоривание

Юрист Анастасия снимала кабинет, чтобы принимать клиентов, пополам с адвокатом Сергеем. Месячная аренда за одного человека стоила 7 тысяч.

Анастасия — внимательный и трудолюбивый специалист. Она стала получать больше денег и решила переехать в свой собственный кабинет. Её знакомая рассказала, что арендует офис за 40 тысяч в месяц.

Странно, но пока Анастасия просматривала предложения, ей казалось: максимальная цена, на которую она согласна, составляет 40 тысяч рублей. Прошла неделя, и она сама этому удивилась. Ведь знакомая снимает офис на 5 сотрудников, а ей нужен кабинет на одно место. Зачем переплачивать, если можно найти такой за 20 тысяч?

Мозг склонен цепляться за числа. Если первый попавшийся вам офис стоит 50 000 в месяц — с большой вероятностью, все следующие вы будете оценивать с привязкой к этой цифре. Меньше 50 000 будет казаться хорошей ценой, больше — завышенной. Забавно, что в роли якоря оказываются случайные числа, от даты рождения друга до номера купленного недавно авто.

Доступность опыта

Агенты, которые подбирали Ивану офис для нотариальной конторы, буквально сходили с ума. Он проверял планы эвакуации, наличие огнетушителей на всех этажах БЦ и даже закурил в холле, чтобы протестировать датчики дыма.

Иван — не сумасшедший. Два года назад в его офисе случился пожар. Пришлось долго судиться с арендодателем, который не заменил вовремя старую электропроводку. Теперь ему кажется, что возгорание — главная опасность, которая подстерегает за каждым углом.

Одна проблема: Иван совсем забыл, что офис должен удобным, светлым и близко к метро. Теперь его сотрудники не слишком любят приезжать на работу.

Нам кажутся наиболее вероятными те вещи, которые случались с нами или нашим окружением, и наоборот. Например, если в вашем офисе когда-то случился пожар, вы обратите внимание на противопожарную защиту в новом помещении. Если нет — менее вероятно, что вы проконтролируете это.

Эффект ореола

Виктор ведёт очные курсы программирования. Идеальное помещение для занятий в его голове выглядело так: яркие стены, удобные кресла-мешки и гейм-зона, чтобы расслабляться после умственной работы.

Друг Виктора Андрей решил начать свой бизнес: нестандартно обустраивать помещения и сдавать их стартапам. Первый объект, фото которого он отправил Виктору, выглядел как из его мечты. Конечно, как только закончился предыдущий договор аренды, курсы переехали туда.

Первую неделю Виктор не мог нарадоваться. Потом начали вскрываться проблемы: в аудитории слишком темно, и у студентов устают глаза. По соседству расположилась детская хоровая студия, и программировать приходится под «Во поле берёза стояла». Кажется, придётся переехать.

Мы больше доверяем людям, которые нам симпатичны: например, арендодателям или агентам. Это можно перенести и на помещения. Если вам визуально очень нравится офис, вы будете воспринимать другие его характеристики в более позитивном ключе.

Как не попасть в ловушку?

Лекарство от когнитивных искажений — тщательно взвешивать все аспекты, задавать арендодателям неудобные вопросы и прислушиваться к мнению коллег или партнёров. Но часто заметить, что ваше решение не самое рациональное, почти невозможно. Остаётся прощать своему мозгу особенности его работы.

Если заинтересовались темой, хотите изучить её и начать мыслить более рационально, советую прочитать «Карту и территорию» Элиезера Юдковского. Это эссе из его блога, объединённые в книгу. Написано просто и без снобизма.

0
3 комментария
Denis Bystruev

Какие-то оторванные от жизни мечты. Вот вам реальность.

Мечты: старый арендодатель предупреждает за месяц о продаже. Реальность: неожиданно появляется новый арендодатель и в два раза повышает стоимость аренды задним числом (хотя в договоре со старым прописано не более 15% в год), или съезжайте «вчера».

Мечты: арендодатель будет подстраиваться под клиента. Реальность: в договоре прописаны «подводные камни», которые никто не выполняет (например, штраф 50 тыс. ₽ за отсутствие договора страхования гражданской ответственности), но «менять мы ничего не будем, все такой договор подписывают» (реально из 700 компаний договор страхования заключили 4).

В результате перешёл только на коворкинги. Пусть дороже, зато никаких залогов, договора на 11 месяцев и предоплат за первый и последний месяц. Захотел — съехал, максимум потерял остаток за месяц, да и то некоторые возвращают.

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Соколова
Автор

Денис, мы говорим только о том опыте, который сами изучили. Тут не место мечтам. Отношение к арендатору бывает хорошее, точно вам говорю. А ещё хорошее отношение может быть закреплено в договоре, который обязательно выполняется. Мы в Place for work и сети офисных центров «Деловой» делаем именно так.

На счёт коворкингов — они не всем подходят. Мы вот от них почти полностью отказались.
Бизнесы бывают разные, поэтому и офисы должны быть на любой вкус, кошелек, количество сотрудников. Банк займёт огромный дорогой особняк в центре, небольшое ИП — возможно и коворкинг, юрист поищет закрытый небольшой отдельный офис. Поэтому надо ориентироваться на боли разных предпринимателей. И предлагать им то, что им нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Bystruev

Я тоже писал о своём реальном опыте, первый — аренда в течение пары лет 35 кв. м в БЦ «Капитал», второй — попытка аренды 23 кв. м у УК «Восточные ворота». Это всё в Default City.

Проблема традиционной аренды — долгосрочный договор. При современном темпе бизнеса, когда ты не знаешь, из какой страны ты его будешь вести через пару месяцев, какого размера у тебя будет команда, подписываться вдолгую недальновидно.

Коворкинги расцветают ровно потому, что и каршеринг — сейчас нужна почасовая/посуточная аренда в любое время в любом месте. Пришли, посовещались, разбежались. Банки в больших дорогих особняках в центре — штучный, вымирающий вид бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда