Юрист Анастасия снимала кабинет, чтобы принимать клиентов, пополам с адвокатом Сергеем. Месячная аренда за одного человека стоила 7 тысяч.
Анастасия — внимательный и трудолюбивый специалист. Она стала получать больше денег и решила переехать в свой собственный кабинет. Её знакомая рассказала, что арендует офис за 40 тысяч в месяц.
Странно, но пока Анастасия просматривала предложения, ей казалось: максимальная цена, на которую она согласна, составляет 40 тысяч рублей. Прошла неделя, и она сама этому удивилась. Ведь знакомая снимает офис на 5 сотрудников, а ей нужен кабинет на одно место. Зачем переплачивать, если можно найти такой за 20 тысяч?
Какие-то оторванные от жизни мечты. Вот вам реальность.
Мечты: старый арендодатель предупреждает за месяц о продаже. Реальность: неожиданно появляется новый арендодатель и в два раза повышает стоимость аренды задним числом (хотя в договоре со старым прописано не более 15% в год), или съезжайте «вчера».
Мечты: арендодатель будет подстраиваться под клиента. Реальность: в договоре прописаны «подводные камни», которые никто не выполняет (например, штраф 50 тыс. ₽ за отсутствие договора страхования гражданской ответственности), но «менять мы ничего не будем, все такой договор подписывают» (реально из 700 компаний договор страхования заключили 4).
В результате перешёл только на коворкинги. Пусть дороже, зато никаких залогов, договора на 11 месяцев и предоплат за первый и последний месяц. Захотел — съехал, максимум потерял остаток за месяц, да и то некоторые возвращают.
Денис, мы говорим только о том опыте, который сами изучили. Тут не место мечтам. Отношение к арендатору бывает хорошее, точно вам говорю. А ещё хорошее отношение может быть закреплено в договоре, который обязательно выполняется. Мы в Place for work и сети офисных центров «Деловой» делаем именно так.
На счёт коворкингов — они не всем подходят. Мы вот от них почти полностью отказались.
Бизнесы бывают разные, поэтому и офисы должны быть на любой вкус, кошелек, количество сотрудников. Банк займёт огромный дорогой особняк в центре, небольшое ИП — возможно и коворкинг, юрист поищет закрытый небольшой отдельный офис. Поэтому надо ориентироваться на боли разных предпринимателей. И предлагать им то, что им нужно.