Аренда офиса и когнитивные искажения: «Как я мог это выбрать?!»
Когнитивные искажения — это ловушки мышления. Из-за них мы принимаем неосознанные решения, которые оказываются не самыми оптимальными.
Иногда мозг изобретает шаблон, чтобы принимать решения быстро. Бывает наоборот: у мозга ещё нет шаблона для конкретной ситуации. Он применяет тот, который работал в другой — и промахивается. Обе ситуации — причины когнитивных искажений.
Я уже 8 лет руковожу бизнесом в сфере аренды офисов, и часто наблюдаю, как арендаторы попадают в ловушки своего мышления. В какие — читайте в этой юмористической статье.
Примеры, о которых вы прочитаете, содержат преувеличения, а все персонажи — вымышленные. Но если вдруг бывали в похожих ситуациях — расскажите в комментариях!
Ошибка планирования
Наш стакан может быть пустым, полным или несуществующим — но сознание остаётся оптимистом, особенно в оценке временных затрат. В шутливом законе Мёрфи говорится: всё, что может пойти не так, идёт не так. Пара обидных случайностей, и сроки переезда сдвигаются. Поэтому советуем начинать подбор офиса минимум за месяц до окончания предыдущего договора.
Заякоривание
Мозг склонен цепляться за числа. Если первый попавшийся вам офис стоит 50 000 в месяц — с большой вероятностью, все следующие вы будете оценивать с привязкой к этой цифре. Меньше 50 000 будет казаться хорошей ценой, больше — завышенной. Забавно, что в роли якоря оказываются случайные числа, от даты рождения друга до номера купленного недавно авто.
Доступность опыта
Нам кажутся наиболее вероятными те вещи, которые случались с нами или нашим окружением, и наоборот. Например, если в вашем офисе когда-то случился пожар, вы обратите внимание на противопожарную защиту в новом помещении. Если нет — менее вероятно, что вы проконтролируете это.
Эффект ореола
Мы больше доверяем людям, которые нам симпатичны: например, арендодателям или агентам. Это можно перенести и на помещения. Если вам визуально очень нравится офис, вы будете воспринимать другие его характеристики в более позитивном ключе.
Как не попасть в ловушку?
Лекарство от когнитивных искажений — тщательно взвешивать все аспекты, задавать арендодателям неудобные вопросы и прислушиваться к мнению коллег или партнёров. Но часто заметить, что ваше решение не самое рациональное, почти невозможно. Остаётся прощать своему мозгу особенности его работы.
Если заинтересовались темой, хотите изучить её и начать мыслить более рационально, советую прочитать «Карту и территорию» Элиезера Юдковского. Это эссе из его блога, объединённые в книгу. Написано просто и без снобизма.
Какие-то оторванные от жизни мечты. Вот вам реальность.
Мечты: старый арендодатель предупреждает за месяц о продаже. Реальность: неожиданно появляется новый арендодатель и в два раза повышает стоимость аренды задним числом (хотя в договоре со старым прописано не более 15% в год), или съезжайте «вчера».
Мечты: арендодатель будет подстраиваться под клиента. Реальность: в договоре прописаны «подводные камни», которые никто не выполняет (например, штраф 50 тыс. ₽ за отсутствие договора страхования гражданской ответственности), но «менять мы ничего не будем, все такой договор подписывают» (реально из 700 компаний договор страхования заключили 4).
В результате перешёл только на коворкинги. Пусть дороже, зато никаких залогов, договора на 11 месяцев и предоплат за первый и последний месяц. Захотел — съехал, максимум потерял остаток за месяц, да и то некоторые возвращают.
Денис, мы говорим только о том опыте, который сами изучили. Тут не место мечтам. Отношение к арендатору бывает хорошее, точно вам говорю. А ещё хорошее отношение может быть закреплено в договоре, который обязательно выполняется. Мы в Place for work и сети офисных центров «Деловой» делаем именно так.
На счёт коворкингов — они не всем подходят. Мы вот от них почти полностью отказались.
Бизнесы бывают разные, поэтому и офисы должны быть на любой вкус, кошелек, количество сотрудников. Банк займёт огромный дорогой особняк в центре, небольшое ИП — возможно и коворкинг, юрист поищет закрытый небольшой отдельный офис. Поэтому надо ориентироваться на боли разных предпринимателей. И предлагать им то, что им нужно.
Я тоже писал о своём реальном опыте, первый — аренда в течение пары лет 35 кв. м в БЦ «Капитал», второй — попытка аренды 23 кв. м у УК «Восточные ворота». Это всё в Default City.
Проблема традиционной аренды — долгосрочный договор. При современном темпе бизнеса, когда ты не знаешь, из какой страны ты его будешь вести через пару месяцев, какого размера у тебя будет команда, подписываться вдолгую недальновидно.
Коворкинги расцветают ровно потому, что и каршеринг — сейчас нужна почасовая/посуточная аренда в любое время в любом месте. Пришли, посовещались, разбежались. Банки в больших дорогих особняках в центре — штучный, вымирающий вид бизнеса.