Автоматизируй это: какие инструменты делают лучше жизнь сотрудников и результаты компании

Автоматизируй это: какие инструменты делают лучше жизнь сотрудников и результаты компании

Какие три процесса в компаниях нужно автоматизировать в первую очередь и какие IT-продукты для этого использовать.

Светлана Борматова
Генеральный директор компании «Гринатом Простые Решения»

Три процесса, которые нужно автоматизировать всем

Бизнес не будет эффективным, если время сотрудников уходит на рутинные стандартные действия.

Это приводит к снижению мотивации и быстрому выгоранию, что негативно отражается на производительности и финансовом положении компании.

Мидл- и топ-менеджмент часто сверх меры загружены задачами, которые в наше время почти не автоматизированы, хотя это можно сделать.

Разберем их подробнее.

󠀠

1. Ежегодное бюджетирование

В большинстве компаний бюджетирование идет с июля-августа по октябрь-ноябрь. Компания строит планы на следующий год и рассчитывает будущие траты.

Обычно в бюджетировании принимают участие множество сотрудников сразу — экономисты, логисты, IT-специалисты, бухгалтерия, специалисты по продажам и маркетингу. Все эти подразделения составляют расчеты своей потребности в финансах, в том числе для изменений в самой компании.

Чаще всего сотрудники составляют бюджет при помощи таблиц Excel, а затем делают презентации для руководителей и дальнейшего обсуждения. Также при обсуждении принимаются во внимание общие показатели компании, затем вносятся правки, таблицы переделываются и так далее.

Все эти расчеты, обоснования, правки, обсуждения с использованием множества бумажных документов отнимают огромное количество времени.

Составление и корректировки бюджетов — функционал, который можно и нужно автоматизировать любой компании. Работать с бюджетами вручную есть смысл разве что небольшим компаниям, которые работают в Excel на постоянной основе.

Если же компания ведет бухгалтерию с большими базами данных, есть несколько подразделений, ротация кадров и удаленные сотрудники — автоматизировать контроль бюджета необходимо, чтобы минимизировать количество ошибок из-за человеческого фактора а также оптимизировать штат бухгалтерии и финансистов.

󠀠

2. Работа с KPI

Помимо бюджетирования, в автоматизации нуждается работа с ключевыми показателями эффективности (KPI).

Когда в первом квартале года в компании подают на утверждение годичные планы, это всегда требует от сотрудников огромного количества действий: подготовить документы и обоснования, защитить свои расчеты перед руководством и утвердить все, что нужно. При этом, если в ручном режиме появляются новые метрики или убираются ненужные, это приводит к нестыковкам.

Далее в течение года сотрудники оценивают результаты по выручке, маркетинговым показателям, клиентам и так далее, ставит новые цели и KPI.

В конце года приходит пора подводить итоги, и это тоже трудоемкий процесс: сотрудники ищут подтверждающие документы вручную, делают запросы в разные подразделения, ищут переписки и так далее. Когда данные хранятся разрозненно, их сбор превращается в настоящий квест.

Если у сотрудников есть KPI от прибыли, то они ближе к отчетной дате начинают просить точные цифры у экономистов — а количество экономистов в компании и их занятость на это не рассчитаны.

В итоге экономисты перегружены, работа замедляется. Если же в компании есть единая база данных, куда есть соответствующие доступы у всех сотрудников — выполнение подобных рутинных задач происходит гораздо быстрее. Сотрудник раз в неделю вносит в систему актуальные данные, а в нужный момент в пару кликов выгружает отчет.

Если с помощью KPI оценивается эффективность отдельных сотрудников, то благодаря автоматизации расчет не только ускоряется, но и становится более прозрачным: никакой предвзятой оценки уже не будет, премии и увольнения будут справедливыми.

Это позволяет убрать один из факторов стресса на работе — сотрудник видит, от чего зависит его результат, и может на него влиять.

󠀠

3. Обучение сотрудников

Согласно исследованию StratView, с 2021 по 2026 год корпоративное электронное обучение в мире станет более чем на 142% более востребовано.

В России ситуация, к сожалению, иная: согласно результатам опроса компании “Эквио” и сообщества Digital Learning, многие российские компании в 2023 году сократили расходы на обучение в связи со сложными финансовыми обстоятельствами.

В целом же электронные системы обучения (LMS) на российском рынке совсем не популярны: по результатам того же опроса, 51% организаций в России совсем не пользуются ими, в то время как за рубежом их распространенность высока. При этом электронное обучение многое дает бизнесу, поэтому этот рынок в России однозначно будет расти.

Образовательный процесс — это не только финансовые затраты, но и личное участие HR или тимлида, а их возможности ограничены, особенно если в компании много сотрудников.

При этом онлайн-материалы доступны неограниченной аудитории сотрудников, включая иногородних и удаленных — через чат-бот или в личном кабинете обучающей платформы.

Автоматизируй это: какие инструменты делают лучше жизнь сотрудников и результаты компании

Как помочь сотрудникам работать быстрее и эффективнее

⭐ Личный кабинет

Личный кабинет сотрудника — инструмент, позволяющий держать на одном ресурсе все данные сотрудника. В первую очередь это относится к кадровым процессам — таким, как прием на работу, изменение условий оплаты, командировок, отпусков, переводов.

Благодаря подобным сервисам HR-службы спокойно переходят на электронный кадровый документооборот.

Сотруднику личный кабинет тоже добавляет комфорта. Он может просматривать свои персональные данные, расчетные листы и прочие данные о зарплате, должность и ее место в оргструктуре компании, даты плановых командировок и отпусков.

С помощью чат-бота можно заказать в бухгалтерии справку (2-НДФЛ или для визы) или копию трудовой книжки в отделе кадров, оформить больничный или отпуск, получать важные уведомления или читать корпоративные новости.

Личный кабинет сотрудника — в каком-то смысле мобильное рабочее место, которое экономит время в офисе и крайне удобно для работы на удаленке.

⭐ Программная роботизация

Программные роботы — оптимальное решение для замены человека там, где много рутинных задач на стыке взаимодействия разных систем компании.

Например, в бухгалтерии роботы используются, чтобы контролировать корректность начислений по счетам, готовить акты сверки и справки 2-НДФЛ, вести ЭДО. Благодаря этому нагрузку на бухгалтеров удается снизить на 85-90%.

Конечно, бумажные носители в любом случае останутся, особенно в государственных учреждениях и небольших компаниях, однако все чаще собственники решают цифровизовать бухучет — благо, большинство IT-решений на рынке допускают интеграцию с государственными и банковскими системами.

⭐ Обучающие сервисы

Чем чаще в компаниях рутинные задачи перекладываются на современные IT-продукты и искусственный интеллект, тем важнее обучать сотрудников ими пользоваться. Особенно актуально это в условиях распределенной команды и ограниченного времени у IT- и HR-специалистов.

Автоматизированные системы удобны тем, что обучающие программы и тренинги может проходить неограниченное число сотрудников, в том числе в разных городах и с разным рабочим графиком, и в системе будет виден прогресс каждого из них.

Например, сотрудник на испытательном сроке или в новой должности может не посещать очное обучение, тратя на это полдня или больше, а посмотреть обучающие материалы в любое удобное для него время и на любом экране — компьютерном или телефонном.

Задача системного администратора — назначить роли пользователям и сформировать графики обучения.

Тогда с HR-специалистов снимается огромное количество рутинных задач: им не приходится составлять график обучения отдельно для каждого сотрудника с учетом его пожеланий, записывать его на курсы и контролировать, прошел он их или нет.

Обучающие курсы могут быть интерактивными, включать в себя тестирования, анимацию, видеоролики.

Резюме: чем хороша автоматизация рутины

Автоматизация трудоемких рутинных процессов в компании несет 4 преимущества:

  • Сокращается время, которое сотрудники тратят на рутинные повторяющиеся операции (например, отчеты или обработку данных), что позволяет заниматься более важными и интересными делами;
  • Снижается количество ошибок в важных процессах (KPI, бюджетирование, управление персоналом), что положительно сказывается на результатах работы компании;
  • Сотрудники получают оперативный доступ к нужной информации, что позволяет быстрее принимать решения на всех уровнях менеджмента;
  • Сотрудники становятся более продуктивными, снижается уровень выгорания и текучка кадров, потому что люди занимаются интересными задачами, а не рутиной.
Автоматизируй это: какие инструменты делают лучше жизнь сотрудников и результаты компании

Поможем сэкономить время и деньги.

Сделаем ваш бизнес более эффективным!

Email: Info@greenatom-solutions.ru

11
Начать дискуссию