Виртуальный помощник, роботы-доставщики и Big Data: какими будут офисы будущего по мнению ChatGPT

О том, что ИИ уже в недалёком будущем может составить человеку конкуренцию на рынке труда, кажется, не написал ещё только ленивый – особенно, по мнению исследователей, высоки риски для офисных профессий. ChatGPT на этот счёт выражается более скромно, называя себя и ему подобных скорее помощником, чем заменой (хотя как ещё ответил бы на такой вопрос искусственный интеллект?). А вот какими будут сами офисы будущего и их сотрудники? Мы решили детально обсудить эту тему с нейросетью от OpenAI – вот что у нас получилось:

Виртуальный помощник, роботы-доставщики и Big Data: какими будут офисы будущего по мнению ChatGPT

Пользовательский опыт: удалёнка, персонализация и здоровый образ жизни

По оценке ChatGPT, в 2035 году от 40 до 70% сотрудников будут трудиться в гибридном формате, сочетая присутствие в офисе с удалённой работой. Нейросеть также уверена, что культура совместного потребления в ближайшие годы продолжит активно развиваться, постепенно охватывая всё больше различных сфер общественной жизни – вплоть до образования и косметологии. В совокупности это окажет серьёзное влияние на то, как именно работники будущего будут взаимодействовать с офисом и ради чего они в принципе будут туда приходить.

Вот лишь несколько примеров:
1. Шеринг вместо постоянных рабочих мест станет новой нормой. Сотрудники будут использовать мобильные приложения для бронирования места на удобный промежуток времени, тем самым «разделяя» его с коллегами в течение дня;

2. Офис станет в первую очередь местом для проведения встреч – с командой, партнёрами, инвесторами. Все переговорные будут оснащены продвинутыми системами видеоконференцсвязи, AR/VR-системами для визуализации информации и др., а в самом офисе может появиться отдельная зона для проведения мероприятий;

Виртуальный помощник, роботы-доставщики и Big Data: какими будут офисы будущего по мнению ChatGPT

3. Разнообразие рабочих зон в целом повысится. В офисах будет появляться всё больше различных типов пространств, призванных создать максимально комфортные условия для каждого сотрудника в зависимости от его/её стиля работы. От себя добавим, что это могут быть, например, «тихие» зоны, командные зоны, лаундж-зоны и др. – ознакомиться с тем, как могут выглядеть подобные пространства, вы можете на примере одного из наших проектов:

4. Вырастет роль офиса в обеспечении физического благополучия сотрудников, включая появление фитнес-зон, мест для релаксации и др. Гораздо больше внимания будет уделено инфраструктуре питания: в частности, офисы будут оснащены умными автоматами и киосками, предоставляющими доступ к разнообразным блюдам и напиткам с акцентом на ЗОЖ, а сбор данных о предпочтениях сотрудников позволит создавать персонализированное меню.

Технологии: торжество ИИ и оцифровка всего

Конечно, офисы будущего никуда не денутся от всепроникающих блокчейна, VR, интернета вещей и особенно искусственного интеллекта. ChatGPT много рассуждает о том, как ИИ освободит сотрудников от рутинной работы, у каждого будет свой виртуальный ассистент с голосовым управлением, а роботы будут доставлять документы, кофе и делать уборку – что, безусловно, заманчиво, однако скорее похоже на описание из художественной книги, чем на экспертное заключение.

Виртуальный помощник, роботы-доставщики и Big Data: какими будут офисы будущего по мнению ChatGPT

Есть и, напротив, совсем приземленные прогнозы, воплощение которых мы можем наблюдать уже сейчас: это касается, например, использования биометрической идентификации вместо пропусков, бронирования парковочных мест через мобильное приложение и автоматического распознавания автомобильных номеров при въезде, а также управления инженерными системами на уровне пользователя (например, индивидуальная настройка освещения и температуры на рабочем месте, транслирование контента на различные устройства в офисе с помощью смартфона и др.).

Однако наиболее интересной идеей, пожалуй, является ключевая роль Big Data в офисах будущего. ChatGPT выделяет два направления, в которых будут развиваться технологии сбора и анализа данных в рабочих пространствах:

1. Big Data как инструмент управления для компаний. Это может включать в себя:
- управление бронированиями рабочих мест, переговорных, парковочных мест и др.;
- мониторинг энергопотребления (освещение, кондиционирование и др.) и его оптимизация;
- составление расписания обслуживающего персонала;
- прогнозирование возможных неисправностей оборудования;
- обеспечение безопасности: например, идентификация посторонних в офисе с помощью технологии распознавания лиц.

Виртуальный помощник, роботы-доставщики и Big Data: какими будут офисы будущего по мнению ChatGPT

2. Big Data как бизнес-инструмент. Это направление представляет интерес прежде всего для девелоперов, собственников бизнес-центров, управляющих компаний и др. и может включать в себя:
- сбор данных об активности сотрудников для прогнозирования необходимого количества рабочих мест, переговорных, размера паркинга и др.;
- анализ потребительского опыта арендаторов бизнес-центра с целью улучшения качества услуг, формирования более релевантного предложения и создания эффективных маркетинговых стратегий;
- использование больших данных для принятия более обоснованных решений о расходах на модернизацию офисных пространств, а также для оценки динамики рынка офисной аренды в целом.

Сотрудники: diversity, work-life blend и непрерывное обучение

Какими отличительными чертами будут обладать офисные работники будущего? Ответы нейросети на этот вопрос довольно расплывчаты, однако некоторые особенности всё же можно выделить:

1. Общее старение населения и снижение рождаемости приведут к увеличению среднего возраста. Позиции в компаниях, на которых мы сегодня привыкли видеть 30-летних, будут занимать в том числе и более зрелые сотрудники;

2. Миграционные процессы и усиление культурной интеграции с другими странами повысят этническое разнообразие населения в целом, что также скажется и на рабочей среде. При этом ChatGPT отмечает, что несмотря на совершенствование технологий перевода, знание языков по-прежнему останется ценным навыком, так как поможет лучше понимать культурные нюансы и контекст, а также точно переводить сложную профессиональную лексику;

3. Work-life blend придет на смену work-life balance: границы между личной и профессиональной жизнью станут более расплывчатыми. Офисы могут быть интегрированы с виртуальными пространствами, позволяя сотрудникам взаимодействовать из разных мест и с любых устройств – например, всё больше сотрудников будет работать в пути;

Виртуальный помощник, роботы-доставщики и Big Data: какими будут офисы будущего по мнению ChatGPT

4. Офисные сотрудники будущего будут работать с гораздо большим количеством источников информации и постоянно взаимодействовать с искусственным интеллектом. Это предполагает наличие развитых цифровых навыков, а также необходимость постоянного обучения, чтобы оставаться востребованным. В этой связи офисы также станут своего рода образовательными центрами, где сотрудники смогут получить доступ к различным обучающим ресурсам и регулярно повышать квалификацию.

В заключение ещё немного иллюстраций от Midjourney:

Виртуальный помощник, роботы-доставщики и Big Data: какими будут офисы будущего по мнению ChatGPT
Виртуальный помощник, роботы-доставщики и Big Data: какими будут офисы будущего по мнению ChatGPT
Виртуальный помощник, роботы-доставщики и Big Data: какими будут офисы будущего по мнению ChatGPT
Виртуальный помощник, роботы-доставщики и Big Data: какими будут офисы будущего по мнению ChatGPT
Виртуальный помощник, роботы-доставщики и Big Data: какими будут офисы будущего по мнению ChatGPT
Начать дискуссию