{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","hash":"1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Open space, или добро пожаловать в post-industrial

У каждого явления в мире есть свои причины, а происходящие изменения имеют свою железную логику.

Пусть и не всегда очевидную. Зачастую все объясняется простым, но отрезвляющим тезисом «Меняйся или умри!» Мамонты не успели приспособиться к перемене климата и вымерли, Османская империя проморгала модернизацию и исчезла с карты мира, Дженерал Моторс не выдержал гонки с японцами и Детройт превратился в чистилище. Правило работает везде, и игнорировать эволюционный процесс подобно смерти.

По сути об этом на примере своей организации говорили в эфире «Открытой студии» Радио 1 руководители транспортной компании «Байкал-Сервис» Андрей Хрюкин и Наталья Лазоренко, которые стали гостями программы Валерии Гулимовой «Больше чем бизнес». Основным лейтмотивом беседы стала тема изменений, которые затронули транспортную отрасль.

Обыватель, не связанный с перевозками грузов, мыслит о транспортных компаниях стереотипно, что называется, как учили. Для кого-то это и вовсе дядьки в тужурках не всегда вежливые, на больших и часто грязных грузовиках. По сути, такой же индастриал стайл, каким, наверное, характеризовался какой-нибудь советский ныне уже не существующий (умерший) металлургический завод конца 1980-х - начала 1990-х годов.

Ан нет, опровергает такую невеселую обывательскую картинку генеральный менеджер Андрей Хрюкин, хотя сам признает, что основания для такого видения есть: «Мы давно работаем в транспортной отрасли, исторически были такой индустриально-транспортной компанией. Но с некоторых пор все изменилось, и транспортные компании сегодня – это все больше про IT.

Грузоперевозчики борются на рынке не только за водителей, но и за грамотных программистов, которые, приходя в компанию, привносят в нее и свою культуру». А это влечет смену ценностей, подходов к управлению и взаимодействию с сотрудниками. «Почти 15 лет наша штаб-квартира находилась на территории бывшего завода, где была классическая коридорная система: двери - налево, двери – направо, — вспоминает Андрей Хрюкин. — Чуть более года назад мы переехали в новый офис с открытым пространством. Для многих сотрудников это был вызов, в том числе и для топ-менеджеров.

Но мы пошли дальше и кабинеты руководителей тоже сделали открытыми, установив стеклянные перегородки без всяких жалюзи. Такой кардинальный шаг поддержал изменения, которые происходили в компании. Кто-то не принял перемен и покинул компанию. Но большинство нас поддержало. Помню в первые дни было странное чувство: мы как будто вновь встретились, хотя работали вместе много лет». По его словам, так начала складываться совсем другая культура.

«Сегодня лидеры компании задают ценности, которыми она живет, и, если они делом подтверждают, что привержены этим ценностям, тогда не возникает двойных смыслов, —продолжает финансовый директор «Байкал-Сервиса» Наталья Лазоренко. — Возникает так называемая длинная воля, вокруг которой можно собирать команды. И первый шаг – открытый офис. Это была определенного рода декларация, которая говорила об открытости к переменам. И мы были изумлены тем эффектом, который получили.

После переезда мы смогли провести большое количество внутренних мероприятий, которые существенно повлияли на корпоративную культуру. Одним из посылов было вроде бы простое решение – посещать бизнес-экскурсии, обучаться. Потом мы решили создать книжный клуб. Простая идея, она у многих компаний в работе. Мы переживали, сколько людей на него придет, но люди откликнулись, и мы уже провели три таких встречи. Мы поняли, что люди очень хотят быть вовлеченными в нечто большее, чем просто работа. Многие открыли для себя друг друга. И мы поняли, что книга – это лишь повод для того, чтобы поговорить о нас, о нашей компании, о тех изменениях, которые мы проводим и хотим проводить, и что личные интересы каждого могут быть созвучны ценностям компании».

Как верно подметила ведущая программы Валерия Гулимова, современные технологии дали человеку неслыханные возможности для коммуникации. Но тотальная диджитализация ведет на следующий круг, к разобщению, когда в принципе не обязательно даже находиться рядом, чтобы общаться. И после пира коммуникации может возникнуть пир одиночества.

Так, может быть, популярность open space неслучайна и глубоко обоснована? Ведь можно допустить, что это своего рода инструмент, поддерживающий рабочую коммуникацию на необходимом уровне, которым компании страхуют себя от разобщения и распада команды? В советские времена были демонстрации, художественная самодеятельность и спорт, в 1990-е и нулевые – корпоративы и тренинги, а сейчас – «открытый офис».

«Очень важно, чтобы сотрудники разделяли ценности компании, шли с ней в ногу, потому что это категорически ускоряет производственные процессы и принятие решений, — говорит Андрей Хрюкин. — Для тех, кто приходит к нам на собеседование, мы проводим небольшую экскурсию по офису, чтобы человек посмотрел на людей, на то, как организовано пространство. Говорим не только о профессиональных навыках, но и о хобби и интересах. И обязательно побольше рассказываем о себе, чтобы люди могли понять нашу культуру».

Получается, что «открытый офис», этот признак постиндустриальной корпоративной культуры, выступает одним из факторов выживания компании в современном мире. А вы как думаете?

0
1 комментарий
Kirill Kir

думаю, что не всем типам компаний подходит опенспейс, или, если точнее - не для всех типов потоков работ / проектов

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда