Офлайн
Georgy Vachnadze
727

Как работает индустрия переработки отходов в Испании

Одно из последних возможных нововведений — поднятие утилизационного сбора для производителей с 15% до 100% к 2024 году (а значит, и увеличение цен на товары для потребителей). Как такой сбор работает в Испании?

В закладки

На фоне бурного обсуждения вопросов экологии в России в рамках новой федеральной программы «Экология», создан единый мусорный оператор по обращению с отходами, строятся десятки эко-технопарков, мусоро-сортировочных заводов, растет полемика вокруг заводов по термической переработки отходов компании РК-Инвест и способов сокращения выбросов парниковых газов.

В России только лишь год как стартовала федеральная программа, тем интереснее посмотреть, как страны ЕС уже десятки лет развивают индустрию вторичной переработки отходов и к каким результатам это привело.

Ниже хочу познакомить вас со статьей El Español, в которой повествуется о монополизации рынка единым оператором, контролируемым крупными корпорациями.

Полемика вокруг Ecoembes: переработка желтого контейнера

Экологические организации заявляют, что предоставляемые компанией цифры по переработке «раздуты» и не очень прозрачны

При быстрой проверке в сером мусорном контейнере нередко можно найти пластиковые бутылки, пивные банки или упаковки от молока, которые не были надлежащим образом разделены и помещены в желтый контейнер.

Несмотря на рост общественного сознания, эта картина повторяется повсеместно, в городах и поселках. Также много пластика и бумаги на обочинах дорог, на улицах и в городских урнах, без разделения отходов на соответствующие фракции для переработки.

Эти повседневные образы противоположны той реальности, которую приводит статистика. По данным перерабатывающей компании Ecoembes, которая ответственна за желтые и голубые контейнеры, в 2018 г. в Испании переработано не менее 78,8% упаковки. Но возможно ли это, исходя из «уличной» реальности?

Парковка в Валенсии​

Сначала немного фактов. Ecoembes - это не организация, которая заботится об окружающей среде. Это некоммерческая корпорация Ecoembalajes España S.A., созданная более 12 000 компаниями по производству продуктов питания и напитков для управления деньгами, которые они по закону отчисляют за управление и утилизацию 100% отходов. Европейские правила обязывают компании брать на себя ответственность за упаковку своих товаров. В Испании компании решили сделать это таким образом вместо системы депозита – модели, которая широко используется в Европе.

Таким образом, муниципалитеты через свои службы по сбору мусора забирают желтые контейнеры и доставляют их на сортировочные заводы. Оказавшись там, содержимое пакетов разделяется в зависимости от размера упаковки. Самые маленькие - например, соломинки или чайные ложки - извлекаются из процесса и продаются сторонним компаниям, которые извлекают все, что могут, а остальное оказывается на свалках.

Ecoembes платит за эти задачи (сбор и обработка) городу, и делает это исходя из количества упаковки, которая покидает эти заводы. Позже эти отходы продаются компаниям по переработке, которые извлекают все, что можно переработать.

Определить компании, которые являются частью Ecoembes, просто. На упаковке изображен символ «зеленой точки», представляющий собой круг, образованный двумя стрелами, одна из которых темная, другая - белая. При покупке одного из этих продуктов потребитель оплачивает несколько центов сверху, которые будут использованы для оплаты переработки упаковки. Компании платят Ecoembes в зависимости от количества упаковки и типа материала, который они выпускают на рынок, но эти бизнес-данные доступны только в Ecoembes, поэтому система становится несколько непрозрачной, как сообщают экологические организации.

В 2018 году Ecoembes собрала 517 миллионов евро на организацию управления желтыми контейнерами и проведение кампаний по информированию общественности.

Таким образом компании платят за «зеленую точку» и финансируют Ecoembes.

Непрозрачная информация

Но как насчет упаковки, которая не разделяется должным образом для желтого бака? Небольшая часть отходов попадающих в серый контейнер извлекается на сортировочных заводах. После контакта с органическими останками, во многих случаях трудно отделить и очистить полезные отходы поэтому они оказывается на свалках. Но это не отражается в статистике. «Также много упаковки оказывается на улицах и в море. Все это ежедневно убирается муниципалитетами, то есть оплачивается гражданами, а не Ecoembes - и это экономит их деньги», - объясняет EL ESPAÑOL Карлос Аррибас, эксперт по отходам организации «Экологи в действии».

Ожидается, что это изменится не позднее июля 2021 г., когда вступит в силу новая европейская директива по одноразовым пластмассам. Норматив обяжет производителей загрязняющей моря упаковки покрывать расходы на их очистку.

Карлос Аррибас считает, что уровень переработки Ecoembes «завышен». У Greenpeace тоже счета не сходятся. Согласно исследованию экологической организации, подготовленному с использованием муниципальных данных, показатель повторного использования упаковки, только из пластика, остается на уровне 25,4%. Между тем, Ecoembes оценивает переработку всей легкой упаковки в 78,8% в 2018 году.

С другой стороны, показатель переработки упаковки (бытовой, коммерческой и промышленной), которую Министерство по экологическому переходу отправляет в Европу, составляет 68,5%. Но если учитывать только пластиковые контейнеры, этот показатель переработки снизится до 47,94%. Данные не сходятся - признак того, что показатели улучшают.

Ecoembes объясняет, что она получает свои данные от разницы между переработанной бытовой упаковкой (1 453 123 тонны) и упаковкой, которую по данным компаний, они выпустили на рынок (1 843 423 тонны).

Но количество упаковки, которое каждая компания индивидуально вводит в обращение, считается коммерческой тайной, и данные не разглашаются.

«Ecoembes обладает монополией на статистику упаковки, это единственная интегрированная система управления в Испании. У них монополия на информацию», - говорит Аррибас. Поэтому трудно узнать количество упаковки, которое не доходит до желтого контейнера.

Верните оболочку

Альберто Вискайно, эколог и автор блога по устойчивому развитию окружающей среды, согласен с тем, что Ecoembes является не прозрачной организацией. Он пытался узнать о количестве упаковки, которое компании выпускают в обращение, но ему всегда отказывали в этих данных. «Мы не знаем, сколько упаковки выпущено на рынок, поэтому мы не можем знать, сколько потом собрано и какой процент от общего количества эффективно утилизируется», - говорит он.

Эксперт по устойчивому развитию считает, что для поддержания своей бизнес-модели Ecoembes инвестирует в рекламные кампании, направленные на убеждение потребителей в правильном использовании и утилизации упаковки, но которые ни в коем случае не служат экологическим просвещением. «Решение состоит в том, чтобы прекратить покупать бутилированную воду и пить водопроводную воду, но это не то сообщение, которое транслирует Ecoembes или упаковочная проимышленность», добавляет Vizcaino.

Чтобы предотвратить попадание упаковки на пляж или в парки, экологические организации, входящие в Альянс нулевых отходов (AERESS, Друзья Земли, Экологи в действии, Greenpeace, Retorna, Rezero и Surfrider), считают наиболее эффективным вариантом внедрение системы депонирования, возмещения и возврата (SDDR) для упаковки от напитков. Это практика, которая действовала в Испании до 80-х годов, известная как «вернуть оболочку».

Когда у упаковки есть ценность, это больше не мусор.

С помощью этой системы потребители оплачивают дополнительную сумму в качестве депозита, которая возмещается при возврате контейнера или продукта в магазин. Альянс считает, что этот инструмент позволит достичь европейской цели выборочного сбора 90% пластиковых бутылок к 2029 году, и должен распространяться на стаканчики и другие виды упаковки. Благодаря этой системе организации уверяют, что в некоторых европейских странах достигнут самый высокий уровень выборочного сбора: около 90%. Германия является примером.

Между тем, Ecoembes отказывается от внедрения SDDR в Испании. Компания объясняет, что это система, которая «принимает только некоторые виды упаковки для напитков, и, кроме того, через возврат депозита еще больше поощряет потребителей и малый бизнес к потреблению». Они также указывают на то, что этот механизм исключает многие виды упаковки (тетрапак, полиэтиленовые пакеты, бутылки от шампуней и моющих средств, обертки и т.д.), которым место в желтом контейнере.

Но Карлос Аррибас считает, что, как и в соседних странах, SDDR в конечном итоге будет реализован в Испании как дополнительная система к нынешней модели желтых контейнеров. «Это простая логика, и это единственная система, которая гарантирует соответствие правилам одноразовой упаковки», - говорит он. По мнению эксперта, нынешняя интегрированная система управления является наиболее удобной и дешевой формулой для бизнеса. «Для упаковщиков самое простое - поставить зеленую точку на упаковке, заплатить полцента и забыть об этом. Так они уже выполнили свои обязательства», добавил он.

Вискайно считает, что лучшим решением для граждан является прекращение использования одноразовой упаковки, но несправедливо, что потребитель снова несет ответственность за плохую переработку и проблему отходов. По словам эксперта по устойчивому развитию, именно упаковочные компании несут ответственность за выпуск на рынок более экологически безопасных альтернатив: «Почему бы не выбрать упаковку многоразового использования, если она оставляет меньший экологический след?»

Мой Telegram-канал «Эко-Логика» — больше информации о настоящей экологии.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Georgy Vachnadze", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": 2, "favorites": 5, "is_advertisement": false, "subsite_label": "offline", "id": 110292, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 04 Mar 2020 12:05:35 +0300", "is_special": false }
Создать объявление на vc.ru
SEO
Эффект от SEO есть, клиента — нет: часть вторая
История о том, как мы работали, выкладываясь на максимум, но все равно чуть не потеряли клиента.
0
1 комментарий
Популярные
По порядку
0

Давно жду, когда залог за тару введут

Ответить

Прямой эфир