На чем строится эффективность любого бизнеса

В прошлой статье я писала про проблемы, с которыми сталкиваются большинство компаний. И в комментариях мне написали, что одна из основных причин этих проблем – это мотивация людей. И ведь это действительно так. Давайте разберемся, на чем строится эффективность вообще любого бизнеса.

И на самом деле пунктов всего три:

1. Люди

2. Процессы

3. Непрерывное совершенствование

И придумала это не я, на этом строится вся философия бережливого производства. И тут не надо пугаться слова «производство», сама философия давно распространилась на все сферы бизнеса. И чтобы не было отвержения философии из-за термина, я бы вообще это описала словосочетанием – эффективный бизнес. А кому не хочется, чтобы его бизнес был эффективным?

Поэтому хорошим определением будет:

«Развитие процессов на основе сфокусированного развития людей, выстраивания доверительных отношений в команде и постоянного поиска улучшений».

И опять же, согласитесь, это универсально к любым сферам бизнеса.

1. Люди.

Эту тему точно не уместить и не раскрыть в одной статье.

Но что я понимаю под этим:

Эффективное лидерство – это когда руководитель,

- управляет сотрудниками на основе уважения к людям. На этом на самом деле можно было бы и остановиться, потому что все остальное вытекает из этого,

- развивает в себе эмоциональный интеллект,

- обладает внутренним ядром и принципами. Для меня это очень важно, хуже нет, когда на словах человек говорит правильные вещи и позиционирует себя как высокоэтичного лидера, а потом вскрываются низкие поступки. Особенно, когда разговоры на публику и очень красивые. В моих глазах такие люди теряют уважение и я демотивирована с ними работать,

- обучает своих сотрудников,

- объясняет им цели, формируя общее видение в компании,

- умеет делегировать,

- вовлекает сотрудников в принятие решений и внедрение изменений.

Да, это требует определенной внутренней работы со стороны руководителя (кстати любого уровня), но результат – замотивированные сотрудники – того стоит.

2. Процессы.

Как-то я написала статью про оптимизацию процессов, она получилась правильная, но уж очень подробная, думаю, мало у кого хватило сил и мотивации ее осилить до конца.

Попробую объяснить кратко.

Оптимизация процессов – это поиск и устранения потерь в процессах.

Потерь в процессах восемь:

- перепроизводство – то, что не стоит замораживать финансы в избыточном объеме продукции, вопросов не вызывает. Но почему-то то же самое, когда люди тратят время и деньги на печатание тонн бумажных копий, которые потом раскладывают по папкам, хранят, потом тратят время, чтобы их найти – не ассоциируется с потерей времени.

- ожидание - кто из вас на работе не сталкивался с ожиданием согласований или подписания документов?

- лишние запасы – стеллажи, заполненные комплектующими, которые потом списываются, потому что срок годности вышел, или замороженные в тоннах канцелярии деньги;

- транспортировка – неэффективное перемещение материалов, людей или вещей.

- лишние движения людей – когда сотрудники ходят из отдела в отдел и решают какой-то вопрос или бродят по цеху и ищут инструменты, у которых нет выделенного места. Да, людей может эти хождения устраивают. Я слышала версию, что «они воспринимают это как отдых, пройтись куда-то». Но ведь нужно думать и про эффективность.

- брак - и это не только брак изделий, а когда мы переделываем раз за разом презентации, тот же брак;

- ненужная обработка – вы когда-нибудь сталкивались с ситуацией, что сотрудники считают какие-то показатели, мониторят их, сводят в отчеты, но по факту эти показатели никому не нужны?

- нереализованный потенциал сотрудников – когда высококвалифицированные сотрудники выполняют рутинные задачи.

Чтобы устранить потери, их надо научиться видеть. Может, после этих примеров будет легче заметить их в своих процессах. Что-то в духе модной сейчас осознанности, которая учит концентрироваться на текущем моменте и понимать, что вокруг тебя сейчас происходит. Так и с потерями, нужно знать, что съедает эффективность твоих процессов, уметь их замечать и устранять. Можно это делать самостоятельно - увидел, что делаете что-то не оптимально, придумал как делать правильнее, предложил, договорился с коллегами и пошли все работать по-новому. Знаете, какая частая проблема?

Люди разучились договариваться друг с другом.

Иногда, если бизнес уже более крупный, можно собрать рабочую группу, накидать всем вместе идей, что в процессе неэффективно и как это устранить, и придумать вместе новый процесс и начать работать по нему. Надо только не забыть внедрить какие-то показатели, чтобы оценить результативность.

Приведу пример с одного швейного производства. На конференции по повышению производительности рассказывал генеральный директор, что материал с одного швейного участка на другой переносили стопками и связывали его бечевкой. И на связать/развязать уходило много времени. Они подумали все вместе и расставили столы один за другим. Так они у них отпала нужда куда-то нести заготовки и связывать их, чтобы они не рассыпались, они просто передавали эту стопку на следующий этап. Сейчас не помню точные цифры, но они сэкономили какой-то огромный процент времени, просто убрав эти веревочки.

В любом бизнесе есть процессы, которые можно и нужно улучшить. И это самый простой способ, чтобы повысить эффективность, ведь для этого даже не нужны колоссальные инвестиции.

И, мне кажется, современное поколение все больше и больше об этом задумывается и не хочет работать в хаосе.

3. Непрерывное совершенствование.

«Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет».

Забавно, но в интернете эту фразу приписывают и В.Г. Белинскому, и Конфуцию, и Г.Ю. Орловскому.

Не буду утверждать, кому точно она принадлежит, но с фразой я согласна.

Даже раз выстроив эффективные процессы, надо каждый день задумываться, что еще можно сделать лучше. И создать такую атмосферу в компании, чтобы люди не боялись высказывать свои идеи и предложения.

В бережливом производстве есть несколько методик, которые помогают в этом.

Вот три столпа, на которых держится эффективность любой организации.

Если Вы хотите больше почитать про повышение эффективности бизнеса, подписывайтесь на мой Телеграмм-канал.

Александра Гостева

1111
20 комментариев

На чем строится эффективность любого бизнеса

На наркоманских анимациях

1
Ответить

Если она заставила обратить внимание на тему эффективности, значит цель достигнута))

Ответить

пожалуйста, пожалуйста, не нужно делать анимации в ИИ)) от них болят глаза)

Ответить

А я пока не наигралась в них))

Ответить

это что за дикая генерация, сейчас же лума и клинг есть, а это вроде как из дифюжен))

Ответить

Мы с Вами сейчас зайдем на второй круг дискуссии под одним и тем же постом)))

Ответить