Как сдерживать рост цен на стройматериалы

Стройматериалы – такая же часть рынка, как любой другой продукт. Поэтому цены на них, естественно, завязаны на множество факторов: колебания курсов валют, логистические издержки, инфляцию, санкционные сложности, сезонность. По мнению экспертов, на долю стройматериалов обычно приходится от 50 до 60% общей себестоимости жилого объекта. Логично, что застройщики стремятся минимизировать расходы. Однако, не всегда это возможно. В этом материале я расскажу о возможных способах, которые внедряются в нашей стране для сдерживания роста цен на стройматериалы.

Как сдерживать рост цен на стройматериалы

Возможна ли экономия?

Отказаться от использования ряда материалов, таких как бетона или металла, девелоперы просто не могут. Но способы повлиять на продавцов стройматериалов все же есть и такие механизмы постоянно совершенствуют. Это важно для всех игроков рынка: бизнеса, власти и конечного потребителя. Из основных механизмов можно выделить: локализация производств, использование квот при продаже материалов, импортозамещение, долгосрочные контракты с госзаказчиками, авансирование госконтрактов. Список вариантов, конечно, далеко не полный. Однако постепенное внедрение таких механизмов позволит оградить отрасль от ажиотажного роста цен на стройматериалы, а девелоперов и государство – от ненужных рисков. Рассмотрим подробнее каждый из механизмов.

Локализация производства

Чем больше специализированных кластеров по выпуску стройматериалов появится в России, тем более стабильными и выгодными могут стать закупки у отечественных производителей. Согласитесь, никто не будет выстраивать сложные схемы по поставкам щебня, металлоконструкций или электрических кабелей с поставщиками из-за рубежа, если это дольше, сложнее и дороже покупки внутри страны или конкретного субъекта внутри неё. Плюс для экономики регионов тоже очевиден – появление новых рабочих мест и дополнительные налоги в бюджет.

Использование квот при продаже материалов

Цель механизма – минимизировать возможный риск спекуляций на рынке стройматериалов из-за возросшего спроса на отечественные товары. Производители столкнулись с тем, что из-за сложностей с импортом продукции конкурентов интерес покупателей сильно вырос. Готовы к этому оказались не все: объемы выпуска увеличить только предстоит. В итоге некоторые компании приняли решение ограничить продажи оптовикам-дистрибьюторам. Это необходимо, чтобы не допустить неконтролируемого роста цен и заключения контрактов, поставки по которым осуществить будет невозможно. А в перспективе справиться с таким дефицитом позволит опять же активизация импортозамещения.

Импортозамещение

По итогам 2022 года доля отечественной продукции на рынке стройматериалов достигла 95% - такие данные приводил Минстрой. Правда, частные аналитики менее оптимистичны и говорят о более высоком проценте использования импортных товаров – от 5,7% до 22,8% в зависимости от вида объекта. С учетом сильно подорожавшей логистики и колебаний курсов валют логично, что снизить затраты может позволить усиление импортозамещения. Тут важно учитывать, что речь не только о выпуске непосредственно материалов. Отдельно нужно сделать акцент на развитии сектора производства оборудования: до сих пор многие компании предпочитали покупать иностранную технику, а это дороже, сложнее и дольше.

Долгосрочные контракты с госзаказчиками

Смысл новации, подготовленной Минстроем – в создании понятного, прогнозируемого канала сбыта для отечественных производителей стройматериалов. Так, фондам капремонта в регионах хотят разрешить заключать долгосрочные договоры с поставщиками товаров, необходимых при модернизации жилья. Похожий механизм уже есть – это офсетные госконтракты регионов с инвесторами, предусматривающие встречные финансовые обязательства.

Авансирование госконтрактов

Снова принцип создан для минимизации возможных рисков заключения соглашений с недобросовестными компаниями, которые не смогут выполнить взятые на себя обязательства. В 2024 году правительство РФ продлило право госзаказчиков авансировать необходимые закупки по проторгованным контрактам – предоплата может составлять до половины общей стоимости.

33
Начать дискуссию