Крутой разворот: пять компаний, которые резко поменяли свой продукт и стали успешными

В истории предпринимательства было немало моментов, когда та или иная компания вставала перед необходимостью радикальной смены продукта или сферы деятельности. Далеко не все идут на этот риск, и уж тем более не всем такой шаг удается.

Тем интереснее взглянуть на опыт известных брендов, сумевших вовремя распознать новые бизнес-возможности и ухватиться за них.

Nintendo и игральные карты

Сегодня японская корпорация Nintendo является одним из ведущих производителей видеоигр и игровых приставок — именно в ее стенах родились такие персонажи, как братья Марио и Покемоны. Но вплоть до 1970-х годов, когда компания вышла на рынок видеоигр, в ее структуру входили самые разные бизнесы, никак не связанные с сегодняшней сферой деятельности. Компания была основана в 1889 году в Киото и поначалу производила карты для игры «ханафуда» — японской вариации старой португальской карточной игры. Параллельно она пробовала себя и в других начинаниях: владела сервисом такси, продавала рис быстрого приготовления и даже управляла сетью отелей на час. В 1959 году компания заключила контракт с Walt Disney на выпуск игральных карт с персонажами Диснея на обложках и через некоторое время заинтересовалась рынком детских игрушек и развлечений. В 1977 году Nintendo выпустила свою первую видеоигру “TV Game 6”, а 1979-м создала подразделение по разработке аркадных игр для стационарных игровых автоматов. Интересно, что в 2010 году компания возобновила выпуск колод игральных карт в небольшом объеме — сегодня они являются предметом коллекционирования.

Крутой разворот: пять компаний, которые резко поменяли свой продукт и стали успешными

Wrigley и мыло

Американский предприниматель Уильям Ригли-младший, основатель знаменитого бренда жевательной резинки Wrigley’s, в начале 1890-х годов зарабатывал на жизнь торговлей мылом. Его отец владел небольшой мыловарней в Филадельфии, а сын помогал с продажей товара. Чтобы люди покупали мыло охотнее, он предлагал им в подарок различные товары, в том числе жевательную резинку. Она была относительно новым и диковинным товаром, и многие приобретали мыло только для того, чтобы получить заветный подарок. Это натолкнуло Уильяма Ригли на мысль о большом коммерческом потенциале продукта. Он купил патент и начал производить жевательную резинку под собственным именем. Так на свет появилась компания Wrigley — а известные на весь мир бренды Juicy Fruit и Wrigley's Spearmint появились на рынке в 1893 году.

Крутой разворот: пять компаний, которые резко поменяли свой продукт и стали успешными

Nokia: бумага и галоши

Самый известный в России продукт этой финской компании — «неубиваемый» кнопочный мобильник Nokia 3310, чрезвычайно популярный в начале 2000-х. Сегодня телефоны марки Nokia выпускают другие производители, а сама компания сосредоточилась на производстве телеком-оборудования. Но задолго до того, как стать технологическим гигантом, она специализировалась на товарах, не имевших никакого отношения к высоким технологиям. Компанию создал в 1865 году инженер Фредрик Идестам: он открыл бумажную фабрику, а спустя три года — еще одну, вблизи реки Нокианвирта, в честь которой и переименовал свой бизнес в Nokia. Постепенно к производству бумаги добавился резиновый завод, выпускавший главным образом галоши, а также кабельный завод. Компания изготавливала туалетную бумагу, велосипедные и автомобильные шины, а позже наладила производство электроники и техники — телевизоров, ПК, радиотелефонного оборудования. Ее первый мобильный телефон Mobira Senator был создан в 1982 году. Он предназначался для использования в автомобиле и весил 10 кг. Ну а более компактные и привычные нам мобильники компания начала массово производить в 1990-х годах.

Крутой разворот: пять компаний, которые резко поменяли свой продукт и стали успешными

Lamborghini и тракторы

Роскошные спортивные автомобили Lamborghini совершенно не ассоциируются с тем бизнесом, который итальянский предприниматель Ферруччо Ламборгини основал в 1948 году. В сарае на родительской ферме он занимался переделкой военной техники под нужды сельского хозяйства — собирал тракторы собственной конструкции. Дела шли успешно, и, возможно, Ламборгини никогда не заинтересовался бы производством автомобилей, если бы не один эпизод, задевший его гордость. По легенде предприниматель публично раскритиковал систему сцепления в гоночных авто своего земляка Энцо Феррари. На что тот язвительно заявил: «Негоже производителю тракторов указывать мне, как делать спортивные автомобили». Со свойственной итальянцам пылкостью Ламборгини решил доказать Феррари, что может сконструировать более удачную модель спорткара — и с этой целью основал в 1963 году автомобильную фабрику, продукция которой сегодня знаменита на весь мир.

Крутой разворот: пять компаний, которые резко поменяли свой продукт и стали успешными

Avon и книги

История старейшей американской косметической компании начиналась с продажи бульварных романов. Именно их коммивояжер Дэвид Макконнелл продавал «от двери к двери» в 1880-х годах, путешествуя с саквояжем по восточному побережью США. Чтобы заинтересовать потенциальных покупательниц, он начал предлагать им маленькие флакончики с духами. Уловка сработала на отлично, и вскоре Макконнелл обзавелся несколькими десятками агентов-представителей, которые следовали его методике прямых продаж и работали в нескольких штатах. Спустя некоторое время выяснилось, что парфюмерия интересует домохозяек больше, чем чтение. Заметив это, предприниматель основал в 1886 году в Нью-Йорке «Калифорнийскую парфюмерную компанию» и стал выпускать пять простых ароматов: фиалка, гиацинт, ландыш, гелиотроп и белая роза. В дальнейшем ассортимент продукции пополнился пищевыми ароматизаторами, бытовой химией, машинным маслом — и только к концу 1920-х годов в нем появились косметические средства по уходу за кожей, румяна и помады.

1111
1 комментарий

Привет! Было бы супер, если бы вы разбили абзацы на более короткие
Ещё мы недавно собрали советы по оформлению текстов: https://vc.ru/team/122350. Возможно, вам будет интересно

2
Ответить