Что делать, если вы решили запустить трансформацию бизнеса? Первые шаги в проектировании процессов.
В прошлых статьях я рассказала, почему трансформацию бизнеса нужно начинать с анализа текущих процессов и дала пошаговый алгоритм анализа. Сегодня я расскажу, с чего начать проектирование новых процессов.
Начало начал определиться с терминами, чтобы говорить на одном языке.
Проектирование процессов – это создание специфически нового или модифицированного бизнес-процесс, увязанных с бизнес-целями, целевыми показателями эффективности, информационными системами и платформами, источниками данных, точками финансового и операционного контроля, с другими внутренними и внешними процессами. В результате получается логическая схема (что делается в ходе процесса) и физическая (как выполняются эти действия).
Первый шаг – это выбрать участников проектирования процессов.
Если вы идете по правильной структуре и уже прошли этап анализа процессов, то команда может быть та же самая, но давайте повторно ее проговорим.
Первое, кого надо не забыть – это руководитель компании. И участвовать он должен не только на этапе запуска идеи трансформации бизнеса. Его ключевой ролью должно быть поддержка команды и утверждение предлагаемых изменений до начала реализации. Очень важно присутствие руководителя на промежуточных совещаниях, чтобы направить ход обсуждений в сторону потребностей организации и не получилась ситуация, когда воодушевленная своими результатами команда показывает на финальном совещании свои результаты директору, а он говорит, что все не подходит. Команда будет демотивирована и проект скорее всего затухнет.
Второе – непосредственно сама команда, которая, как и в анализе процессов, должна быть кросс-функциональной и состоять из экспертов данного и смежных процессов. Использование максимально широкого опыта и знаний непосредственных участников процесса гарантирует соответствие процесса реальным возможностям организации. Если у вас в компании есть IT-подразделение, лучше пригласить их на начальном этапе, так как часть изменений может потребовать автоматизации и it-специалисты должны гарантировать, что новые процессы (или системы мониторинга и контроля процессов) могут быть реализованы на основе имеющихся технологий или предложить новые решения. В компании, где я работала, руководитель it-отдела постоянно говорил:
«Почему меня не зовут на совещания, как я должен потом внедрять изменения».
Мне прямо запомнилась эта фраза.
Представители смежных процессов должны проверять, что действия нового процесса положительно скажется на их деятельности. Например, если вы придумали идею, что вы копите все заказы и раз в неделю передаете их на следующий участок, то вы может в вашем отделе работа станет результативнее, но следующий участок будет сидеть неделю без заказов, а потом будет завален ими. Смотреть на процессы надо не отдельно от остальных, а в комплексе и всегда помнить, что главная задача любого процесса – удовлетворение клиентов. И тут надо помнить и о клиентах данного процесса, то есть о тех людях, которые работают с результатами вашей деятельности, так и (самое главное!) о конечных клиентах.
Но многие, кто в своей работе не пересекается с клиентами напрямую, забывают об этом. Приведу пример, производство. Техники на производственных линиях напрямую не общаются с клиентами, но от скорости производства изделия зависит скорость передачи заказа клиенту и от этого его удовлетворение. Так они напрямую влияют на удовлетворенность клиентов.
Обязательно нужно включить в команду владельца процесса. Если у вас пока не внедрено процессное управление (может, вы и не планируете внедрять), включите в команду руководителя подразделения или функции. Он должен следить, чтобы процесс достигал поставленных целей, но не выходил за бюджет.
Третье – руководитель проекта. Это может быть владелец процесса, если вы уже выделяете такую функцию, руководитель отдела или назначенный специалист. Он управляет этим проектом и следит за графиком, за выполнением плана мероприятий, за назначение встреч и коммуникации в команде.
Четвертое – фасилитатор. Это функцию может взять на себя руководитель проекта или же это может быть сторонний эксперт с необходимыми навыками. Он должен направлять команду, проектирующую процессы, модерировать совещания, должен знать как выстраивать бизнес-процессы и вести проекты. Если в штате нет специалиста с такими навыками, компания может взять стороннего эксперта, специализирующегося на бизнес-процессах.
Ключевая задача фасилитатора, чтобы ВСЕ участники проекта имели возможность высказать свои замечания и предложения по новому процессу. Это поможет и сделать новый процесс эффективнее, и вовлечет людей в проект и даст им почувствовать причастность к внедряемым изменениям. Именно это поможет на этапе внедрения не бороться с сопротивлениями команды, а эффективно работать над задачами.
Второй шаг – определиться с методом моделирования.
Это может быть как рисование нового процесса «от руки», так и использование сложных программных средств моделирования. Мы в работе использовали доску, ватман и стикеры. Было очень удобно, что вся команда была как бы объединена вокруг нее и исполнитель функции выходил к доске и клеил свой стикер, получалась хорошая командная работа.
Сейчас при онлайн-ведении проектов я зарисовываю схемы в ходе обсуждения от руки или в MIRO (по аналогии со стикерами) и потом перерисовываю в информационных системах. Это позволяет не прерывать обсуждения команды и фиксировать сразу все данные.
Чаще всего простые схемы оказываются самыми лучшими.
Третий шаг – подготовка к проектированию процесса.
Для подготовки команде необходимо изучить и проанализировать результаты анализа процессов. В идеале команда осталась та же самая и уже пропустила через себя все функции, вспомнила и обсудила проблемы. Часто в ходе анализа уже рождаются какие-то идеи, как можно сделать лучше.
Когда все проблемы собраны воедино, нужно обсудить приоритеты, что является самым важным и с чего стоит начать, определить масштаб изменений. Не отказывайтесь от небольших изменений, зачастую, если вы их определили с учетом четкого видения будущей структуры, они могут дать значительный эффект.
Опираясь на полученные в ходе анализа знания, можно приступать к проектированию нового процесса.
Чтобы статья не получилась слишком длинной и похожей на учебник, о последующих шагах расскажу в следующий раз. Подписывайтесь, чтобы не потерять.
И подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, пишу про эффективные процессы.
Александра Гостева