Будущее бизнеса за людьми из е-кома и шеринг-экономикой

В прямом эфире ПрактикаDays Online мы поговорили с руководителем «Делимобиль» о перспективах каршеринга и онлайн-ритейла

Николай Козак возглавил каршеринг «Делимобиль» с 24 апреля 2020 года. Ранее он был заместителем гендиректора и личным советником основного акционера компании Винченцо Трани. До прихода в каршеринг Николай 5 лет проработал в «Леруа Мерлен», где развивал направление электронной коммерции. Также работал на руководящих позициях в компаниях Adidas, Coca-Cola и «Спортмастер» на рынках России, Украины, Казахстана и Китая.

ПрактикаDays Online – это ежедневные эфиры с интересными людьми из мира retail и e-commerce. От владельцев небольших компаний до руководителей международных корпораций. Мы не занимаемся рекламой, а рассказываем реальные истории предпринимателей о том, как сохранить бизнес и заработать в кризис. Борис Преображенский — основатель конференции по электронной коммерции «Практика Days». Запись всех эфиров здесь:

Борис Преображенский: Я считаю, что люди из е-коммерса — это будущее, потому что у нас самое четкое и креативное понимание того, как меняется мир. Через 5-10 лет люди из нашей отрасли возглавят крупнейшие компании в ритейле и в бизнесе в целом. Твоя история — наглядный пример того, как трансформируются люди и их карьера. Расскажи, как тебе далась такая смена отрасли и как ты пришел в каршеринг?

Николай Козак: Да, я с тобой соглашусь. Е-ком воспитывает людей новой формации, но 5-10 лет — это слишком долго, год-три.

Не могу сказать, что для меня всё произошло очень легко, были сомнения, но мне всегда интересно смотреть на историю про будущее. Я же работал сначала в ритейле, в Coca-Cola, и уже тогда е-ком и диджитал были дверкой в будущее, а сейчас уже это уже наша обыденность. Мы открываем дверь в новую интересную историю, которая называется шеринг-экономика, когда важно не иметь вещь, а ее использовать. Если европейские страны, Япония и Китай давно открыли такой подход — то для нас это все еще будущее.

«Мы открываем дверь в новую интересную историю, которая называется шеринг-экономика, когда важно не иметь вещь, а ее использовать.»

И здесь для меня опять сработал триггер — желание посмотреть в будущее, и я очутился в компании «Делимобиль» на позиции генерального директора. Минут 10 сомневался, но потом познакомился с Винченцо Трани и понял, что мы компания номер один в скором будущем.

Борис Преображенский: В России мы все понимаем, что будущее за отказом от собственного транспорта. За исключением, пожалуй, последних пары месяцев, когда оказалось, что свой транспорт все-таки нужен. Расскажи о каршеринге и общемировом тренде.

Николай Козак: Первая новость, которая оказывается сенсацией для людей: Москва — это самый продвинутый город с точки зрения экосистемы. За нами Токио и Китай. Важно понимать, что каршеринг — это часть транспортной системы: не только машинки, а интеграция в центр управления движением, парковки, телематика, которая в режиме реального времени показывает, что происходит на линии и прочее. Сейчас Москва — это город номер один в мире по флоту каршеринга.

Второе: модель каршеринга в России — принципиально иная, чем в других странах. В Нью-Йорке ты должен взять машину на специальной парковке и вернуть ее на эту же парковку. Скорее всего никакого приложения в смартфоне не будет, а тебе дадут карту как в отеле или просто ключи. Москва намного более гибкая и инновационная, потому что ты можешь взять и оставить машину где угодно. Ты не платишь за бензин, за мойку, за парковку, за дезинфекцию, которая стала приоритетом для всех транспортных компаний. И это дает тебе свободу.

Борис Преображенский: Если мы действительно так всех опережаем, вы планируете выходить на мировой рынок?

Николай Козак: У нас уже есть очень успешные проекты в Чехии, Белоруссии и Казахстане. Не скрываем свои амбиции вывести компанию на IPO в 21 году — все деньги будут инвестированы в дальнейшее развитие бизнеса.

Сейчас у «Делимобиля» три основных приоритета. Во-первых, регионы — там огромный рынок. Во-вторых, операции: «Делимобиль» действительно успешен, потому что своя сеть сервисных центров позволяет нам дешево ремонтировать машины. И в-тритьих, диджитал и смарт-технологии: скоринг клиентов, динамическое ценообразование, умное распределение машин по районам и прочее.

И конечно, есть еще одна интересная история — это соединение каршеринга с е-комом. В Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Новосибирске «Делимобиль» стал предлагать услуги последней мили для крупнейших розничных сетей. Недавно мы анонсировали проект с «Пятерочкой», о котором довольно много писали в интернете. Просто сошлись два человека из е-кома KupiVIP и «Леруа Мерлен».

Мы работаем с «Самокатом», DPD: наши автомобили используются как транспорт для курьеров. Возможно, скоро анонсируем проект с крупным ритейлером одежды, когда машины будут использоваться для доставки и примерки одежды. Это направление бизнеса появилось с одной стороны из моего е-комовского прошлого, а с другой — из той ситуации, когда мы просто приостановили операции в Москве. На следующем совете директоров я буду серьезно обсуждать создание подразделения «Делимобиль-доставка».

Борис Преображенский: А что будет с традиционным прокатом, типа Sixt, когда ты получаешь и сдаёшь машину на одной площадке, а прокат от одного дня?

Николай Козак: Им нужно будет трансформироваться, это моё мнение. Сейчас человек, который прилетает в любой аэропорт России, видит площадку каршеринга. Очень интересно смотреть, как люди прилетают в аэропорт, берут машину и едут в город. В е-коме каждый декабрь наступает кризис, потому что не справляется доставка, а у нас в майские и новогодние праздники огромное количество машин сосредоточено в аэропортах.

Каршеринг — очень удобный, очень дешевый вид транспорта. Бесспорно за ним будущее. Он может являться платформой: у тебя есть диджитал-продукт, есть парк машин, который находится «в поле», есть автосервисы, где происходит техобслуживание и ремонт.

Борис Преображенский: По сути бизнес каршеринга — это когда взяли обычную оффлайновую тематику и оцифровали ее? А ты занимаешься тем, что любишь — цифровой трансформацией общественного транспорта?

Николай Козак: Да. Но знаешь в чем сила модели? Самые интересные вещи происходят на стыке технологий. Ты превращаешь машину в некого робота: включаются двигатель, датчики угона, движения, расхода бензина, температуры и прочее. Ты делаешь цифровой продукт, чтобы этим управлять. Ты совершенно легально собираешь огромное количество данных, что является еще одной частью трансформации для наших клиентов. В результате ты полностью трансформируешь городскую систему и начинаются очень интересные вещи: видишь машину в потоке, историю штрафов, свободные парковки и прочее.

В результате, возникает платформа состоящая из офлайн и онлайн элементов, которые в связке меняют поведение клиентов и подталкивают их к шеринг-экономике: взять каршеринг намного дешевле, чем ехать по пробкам на такси. Проявляется важный социальный эффект: чем больше каршеринговых автомобилей, тем меньше личного транспорта и пробок. Мы очень надеемся, что Москва в скором времени будет работать как Сингапур. На общественном транспорте можно будет добраться из точки А в точку Б, а из-за высоких налогов по городу будут ездить только феррари.

Борис Преображенский: Как дела у вас в компании сейчас? Я слышал, что разрешили выпускать машины на линию на 5 дней. Как вы себя чувствуете в текущей ситуации и чего ждете в ближайшем будущем?

Николай Козак: Для меня это прекрасная школа, потому что это моя первая позиция генерального директора и не особо знакомый рынок. К тому же вся эта история с «черным лебедем», с пандемией, с ограничениями, с дистанционной работой… Видишь, все волосы уже потерял (улыбается).

Первое, у «Делимобиля» прекрасная команда, которая трансформировалась за три дня. Потому что в основе нашей компании все-таки диджитал. Были некоторые операционные изменения, связанные с дезинфекцией, но главное — настройка на новую работу произошла мгновенно.

Второе, наш бизнес присутствует не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах — это стратегическое направление: у тебя нет денег, чтобы купить свой автомобиль, банки не особо дают кредит и не хочешь влезать в долговую кабалу. И вот перед тобой машина каршеринга, которая дает тебе возможность попробовать.

«Если смотреть на цифры, сейчас я зарабатываю деньги для того, чтобы платить людям зарплату. Не столько, конечно, как раньше, но все равно бизнес идет — именно за счет разделения яиц по разным корзинкам.»

А если говорить о будущем, я уверен, что пойдет такой рост! Если изначально мы писали модели, прогнозирующие очень плавный выход, то сейчас я думаю, что каршеринг ждет очень интересная вторая половина года. Люди, у которых осталось не очень много денег, посмотрят в сторону шеринг-экономики. Конечно, все зависит от условий по смягчению самоизоляции. Понятно, что 5 дней — не самая удобная история для операторов каршеринга, но мы ждем роста в 2-4 раза.

Борис Преображенский: Будем надеяться! Ты затронул тему шеринг-экономики. Как она будет выглядеть через год или через пять лет? Каким образом она вообще изменит потребление в мире?

Николай Козак: Самое главное в шеринг-экономике — то, что новому поколению совершенно не важно владеть вещами, важно их использовать. Молодые люди не хотят быть ответственными за те вещи, которые надо приручать. Это уже не наши родители, у которых есть огромные кладовки, дачи и прочее. Попользовался вещью, пошёл дальше. Этот тренд безусловно виден в жилье, в организации рабочих пространств (коворкинги), в общественном транспорте, в книгах, в обучении, где угодно. Мне кажется, что год от года процент шеринг-экономики будет расти.

И дальше будет интересно узнать, как потребление повлияет на производство. Это очень стратегическая вещь. Понятно, что тебе не надо будет производить такое количество автомобилей, чтобы постоянно насыщать рынок. Придется переходить в какие-то смарт-истории.

Борис Преображенский: То есть, если сейчас круто растут компании, которые появились на стыке традиционного бизнеса и диджитал, то в перспективе будут расти те, которые работают на стыке традиционного бизнеса, диджитал и шеринг-экономики, правильно?

Николай Козак: Безусловно, да.

Борис Преображенский: Всё-таки шеринг-экономика — это про подрастающее поколение, миллениалов, или все поколения поймут этот тренд?

Николай Козак: Нет, для новых поколений. Это история о будущем.

Но никуда не исчезнут офлайновые магазины, и точно также никуда не исчезнет желание владеть автомобилем. Важно еще о каком сегменте мы говорим. Подписка на дорогие автомобили тоже будет расти, но там другой инсайт: человеку хочется владеть дорогой машиной и не иметь головной боли, связанной с обслуживанием.

Борис Преображенский: Как ты знаешь, я занимаюсь поставками офисного оборудования для бизнеса. С твоей точки зрения, как скоро мои клиенты захотят получать его по подписке? Сейчас этот тренд медленно и сложно разворачивается в силу специфики B2B-рынка. Но стоит ли мне уже сейчас об этом задумываться и тестировать гипотезы? Может ли за этим быть будущее моей компании?

Николай Козак: Я рекомендую уже этим заниматься. Приведу пример с точки зрения B2B. Вчера я общался с директорами очень крупных компаний. Они начинают выводить сотрудников в офисы и хотят, чтобы мы выделяли парк машин в долговременное пользование. Модель каршеринга трансформируется — я никогда не думал, что в B2B будет такая история.

В ближайшие 1-2 года мы будем строить распределенную компанию, которая будет находится в разных частях земного шара — это будет связано с экспансией. Мы будем сочетать работу дома, работу на даче и работу в офисе. Группы, которым нужно поработать вместе, будут встречаться в коворкингах, чтобы не быть привязанными к недвижимости.

Я бы на твоем месте задумывался уже сейчас, потому что все меняется так, что мама дорогая!

Борис Преображенский: У тебя большой опыт в ритейле и е-коммерсе. С твоей точки зрения, каким образом ритейл будет меняться в грядущие годы — за счет цифровой трансформации и использования элементов шеринг-экономики?

Николай Козак: Отличный вопрос, очень много об этом думал.

Первое, ритейл должен меняться ментально с точки зрения управленческих кадров и команд. Если раньше в советы директоров надо было брать людей с огромным опытом в ритейле, то сейчас нужны люди из совершенно другой области. Это позволяет компании трансформироваться. Я сейчас очень люблю рассказывать историю с «Магнитом» и Lamoda — это прекрасный пример тренда (в мае этого года онлайн-торговлю «Магнита» возглавила команда топ-менеджеров из Lamoda. — Ред.). В советы директоров крупных неповоротливых компаний должны войти безумные люди из диджитала и е-кома — и не просто быть директором по е-кому, они должны стать претендентами на позицию CEO.

Второе, это скорость принятия решения и гибкость. Закрыли магазины, а ты мгновенно должен переключиться на другие модели. Разрешили пускать 50 человек — ты должен выполнить. Следует пиаровский удар по бренду — ты должен его блокировать. Скорость, скорость, скорость. На собеседованиях я привожу пример, что в «Леруа Мерлен» я любил медленно писать сообщения «Доброе утро,…». Когда я пришел работать в «Делимобиль», то на вторую неделю стал наговаривать сообщения — потому что просто нет времени.

Третье, что обязательно даст эта история с пандемией — это умение работать с PnL (отчет о прибылях и убытках.— Ред.). Очень редкие мидл-менеджеры, даже топ-менеджеры, работают с PnL. «Где деньги? Возьми на тумбочке.» И возникает история с бездонным карманом, что очень вредно для бизнеса. Сейчас люди начали очень серьезно смотреть на цифры.

Четвертое, безусловно изменится клиентское поведение. Оффлайн никуда не исчезнет, но об огромных монстрах, которые занимают по 10 тысяч квадратных метров, можно будет забыть в течение ближайших двух-трех лет. Будущее за драгсторами, за онлайном и за маленькими уютными магазинчиками-платформами, куда можно будет прийти попить кофе, купить «зеленые» продукты, пообщаться с друзьями, сдать батарейки и пойти домой.

Об этой модели ритейла еще очень мало говорят. Её стараются нащупать, например, Вкусвилл начинает открывать кофейни в своих магазинах. На массовом рынке избежать закрытия розницы позволит открытие драгсторов. Будут открываться небольшие рекламные магазинчики, чтобы быть ближе к клиентам. Раньше магазины открывались по принципу ассортимента — «зеленое», «экологичное», а сейчас будет совершенно другое — магазин-платформа, магазин-комьюнити.

«В течение ближайших трех лет произойдет революция ритейла, потому что на эволюционную модель уже нет времени»

Это мой прогноз. Время ускорится — его будет меньше и на принятие решений, и на развитие. В течение ближайших трех лет произойдет революция ритейла, потому что на эволюционную модель уже нет времени. Пока динозавр полз по берегу его съели. Эту перемену чувствуют бизнесы, которые находятся немного в будущем, и компании, которые превращаются из стартапа в корпорацию. Мы в интересное время живем.

Но самое важное, следующее. Скачок вперед сделают те компании, которые возглавят люди из диджитала и е-кома. Они должны не только отвечать за онлайн, а претендовать на должность CEO. Е-ком это не только красивый интерфейс, но еще и операционка, и контент и многое другое. А если они еще и деньги считать будут, то вообще идеально!

Борис Преображенский: Я искренне надеюсь, что во все эти новые форматы, и во все эти кофейни, люди будут приезжать на автомобиле «Делимобиль».

Николай Козак: Обязательно! Пользуйтесь каршерингом.

1111
2 комментария

Через год будет новый помощник и ген. дир сервиса, это если будет стараться, а по практике 6 месяцев.

Ответить

Боря крутой, у него офигенные интервью и самое лучшее мероприятие по е-кому. 

Ответить