Как технологии могут изменить привычные квартиры и городские кварталы

Жилищные экосистемы будущего станут цифровыми и ориентированными на сервисы. Это повлечет за собой новую волну популярности PropTech стартапов. О трендах на рынке жилищных экосистем рассказал Андрей Биржин, глава Glorax Group, руководитель акселератора от Glorax Infotech.

Новая реальность и новая нормальность — именно такими словами описывают эксперты то, как сейчас меняются устоявшиеся за десятилетия модели бизнеса и привычки. Проведя два-три месяца на самоизоляции, люди по-другому взглянули на свой дом, и на то, какие сервисы должны быть интегрированы в общую инфраструктуру для комфортной жизни и работы. Это открывает ряд новых возможностей для создателей стартапов в сфере PropTech.

Когда пандемия только началась и режим самоизоляции или карантина вводился в одной за другой стране мира, жители пригородов и сельской местности впервые за многие годы посмотрели на обитателей мегаполисов свысока. Но всплеск интереса к жизни на природе совсем не значит, что города опустеют. По прогнозам ООН, к 2050 году в городах будет проживать 68% населения нашей планеты, то есть 7 из 10 человек. Это еще плюс 2,5 миллиарда человек к тем городским агломерациям, которые уже есть. Порядка 90% этого роста придется на страны Азии и Африки. На Западе роль мегаполисов тоже не ослабевает, в Северной Америке и Европе, например, урбанизация охватила 82% и 74% жителей.

Однако города меняются: планировка кварталов становится более продуманной, инфраструктура — человечной, технологии — энергосберегающими и дружелюбными по отношению к природе, а сервисы — ориентированными на людей. Covid-19 стал лишь вишенкой на торте городской трансформации, расставив новые акценты в создании жилищных экосистем будущего. Уже сегодня наметились тренды и стали появляться ИТ-проекты, которые смогут изменить облик и оснащение городских кварталов в ближайшие годы.

Мультиспейсы вместо спальников

Классическая идея спального района в агонии уже пару десятков лет. Когда весь город ночует на окраинах, а работает в центре и деловых районах, нагрузка на дорожную сеть становится катастрофической. Новые районы в мегаполисах проектируются таким образом, чтобы стать полностью автономными частями городов будущего со всей необходимой социальной и офисной инфраструктурой.

Пандемия лишь углубляет эту идею: автономным должен быть не только район, но и городской квартал и даже жилой комплекс. Поскольку в квартире теперь нужно не только ночевать, но и работать, учиться, проводить время с семьей и даже заниматься спортом, застройщиками предлагается новая концепция «мультиспейс». В квартире, построенной по принципу мультиспейс, члены одной семьи могут вести привычный образ жизни, не мешая друг другу. Эта концепция учитывает все тренды, и удаленную работу, и ЗОЖ.

Например, российская компания Level предлагает такие планировки на своих объектах в Москве, называя их «многомерный дом». Такой дом состоит из кухни-гостиной и мастер-спальни (днем она работает как офис, а ночью — как пространство для сна). Панорамное угловое остекление в квартирах-трансформерах позволяет раздвинуть границы и выделить дополнительную комнату под кабинет или творческую мастерскую. Так, например, двухкомнатная квартира может легко превратиться в трёхкомнатную.

В эту же концепцию укладываются апартаменты с отдельным входом и маленьким двориком-патио, столь популярные в Европе, но пока редко встречающиеся в России. В Москве, например, таких жилых комплексов всего около десяти. Каким стартапам это открывает дорогу? Например, сервисам и решениям для планировки помещений из готовых конструкторов, которые будут учитывать при этом индивидуальные параметры. Семье из трех человек с собакой, предпочитающим классический стиль, сервис предложит один вариант квартиры, планировки и отделки, а молодой паре фрилансеров, поклонникам скандинавского стиля — уже совершенно иной.

«Умные» дома: чище и безопаснее

Как технологии могут изменить привычные квартиры и городские кварталы

Футуристические проекты будущих квартир не только станут собираться из модулей как Lego и подстраиваться под привычки семьи, но и будут учитывать меняющиеся запросы людей к чистоте и санитарной безопасности пространства. Это значит появление новых экологичных и антисептических материалов в строительстве и отделке, продвинутые системы кондиционирования, очистки, контроля влажности воздуха по умолчанию, а также распространение бесконтактного и голосового управления инфраструктурой квартир и зданий.

Пока российский рынок умных зданий находится в зачаточном состоянии, но это значит, что у него все впереди. По оценке Discovery Research Group, рынок растет примерно по 1 млрд руб. в год. На рынке недвижимости это капля в море, но речь идет о частных инициативах. Когда за умные здания возьмутся девелоперы и застройщики, картина изменится.

Диммеры вместо выключателей в подъездах — самый простой пример. Людям предстоит придумать, как пользоваться лифтами, лестничными пролетами, паркоматами, почтовыми ящиками и ручками дверей в парадных, не соприкасаясь друг с другом. И такие решения обязательно появятся. Уже сейчас к нам в акселератор Glorax Infotech заходят стартапы, предлагающие решения “умный домофон” — вход в дом по распознаванию лиц, что в разы повышает безопасность.

Работа из дома

У удаленки много преимуществ, поэтому часть компаний не упустит возможность сменить офисные кресла на домашние стулья — по результатам опросов, около 20% работодателей не собираются возвращать сотрудников в арендованные помещения.

Тем, кто остался дома, предстоит развернуть домашние офисы. Это значит, что в квартирах будущего для них должно быть место. И это не только про планировку и рабочие зоны, как следует из предыдущего пункта, но и про доступность качественной связи. Не исключено, что в будущем наличие каналов связи станет одним из критериев выбора недвижимости, а застройщики могут предложить услуги связи пакетом при покупке квартиры вместе с другими цифровыми сервисами, например, безопасности и видеонаблюдения. Вероятно даже появление виртуальных операторов связи среди застройщиков: когда физическую сеть строит крупный оператор, а услуги поверх нее оказывает ЖК или застройщик как его партнер. Это огромная ниша для появления специальных предложений в будущем.

Коворкинги в жилых домах

Поскольку для работы и учебы нужны комфортные места, коворкинги придут прямо в жилые комплексы. Если дома слишком сложно сосредоточиться, достаточно будет просто спуститься парой этажей ниже в специально отведенное пространство. Под такой новый формат даже придумали новый термин — «лайфворкинг». Он подразумевает, что жилые этажи и пространства для работы находятся в одном здании.

Пока в мире анонсировано совсем немного таких проектов, но пандемия изменит спрос на лайфворкинги. В Москве такие проекты есть у Level Group: в одном из корпусов будет расположен полноценный коворкинг площадью около 500 кв. метров. Рабочие места смогут арендовать жители дома для себя или своих сотрудников. Этот формат развивает и московская компания MR Group: первый коворкинг она откроет в 2020 году в комплексе «Савеловский сити», а затем и в других домах. Перспектива для стартапов — в автоматизации таких коворкингов, связности их с офисной инфраструктурой компаний, в создании агрегаторов для поиска ближайших коворкинговых пространств по геолокации и свободных мест в них. В акселераторе Glorax Infotech несколько команд как раз предлагали разработки в данном секторе, что говорит о повышенном интересе к этой теме уже сейчас.

Сервисы опутают кварталы

Как технологии могут изменить привычные квартиры и городские кварталы

На примере Китая, где власти из-за вспышек инфекции научились точечно вводить карантин в отдельных ЖК, понятно, что в идеале жилой комплекс должен отвечать всем бытовым потребностям домовладельцев: оставлять людям доступ к покупке продуктов, лекарств, услугам связи, давать возможность безопасно заниматься спортом.

В городских кварталах будут развиваться новые сервисные модели на стыке IT и мобильности: здесь и доставка продуктов с помощью скутеров и дронов, и новые услуги на базе геоданных, и вендинговые автоматы с необходимыми товарами, дейтинг-приложения по районам, городской туризм и многое другое. В фокусе внимания — уберизация и локализация всего. Если доставка продуктов, то логистически оправданная, из ближайшего супермаркета, а не с противоположного конца города. Если заказ готовой еды, то из местных аутентичных кафе и ресторанов, а не только из популярной американской фаст-фуд сети.

В России на фоне пандемии произошел всплеск новых бизнес-моделей, в цифровое партнерство вступили компании, от которых не ждали: теперь «Пятерочка» доставляет заказы Ozon на свои кассы, Сбербанк — продукты до двери, а «Вкусвилл» пришел в городские подъезды и расставил там автоматы с 70 товарами первой необходимости. Создание партнерств и новых сервисов на базе уже существующей инфраструктуры компаний будет продолжаться, пока они не опутают жилые кварталы, как когда-то телефонные провода.

Порядок и обслуживание квартир

Наконец, пандемия поднимет наши требования к безопасности и сервисам ЖКХ внутри городских пространств. Тот факт, что люди чаще проводят время дома в связи с локдауном, означает и растущую нагрузку на коммунальные сети, например, электрические и водоснабжение. Управляющим компаниям потребуются современные IT-решения, чтобы распределять эту нагрузку и эффективно управлять ей.

Подобных примеров немного, российский девелоперский рынок с точки зрения IT пока все еще очень консервативный, но поиск решений ведется, а внедрение новых стандартов на государственном уровне может его ускорить.

Мы хотим не просто быть вовлечены в автоматизацию и цифровизацию рынка недвижимости, но и стоять у истоков этого процесса, именно поэтому мы запустили акселератор Glorax Infotech, чтобы помочь молодым и перспективным командам вывести свой продукт на рынок, внедрить и протестировать в существующих проектах, показать, насколько может повышаться ценность объекта недвижимости для потребителя и комфорт проживания при использовании различных цифровых решений.

1111
21 комментарий

В некоторых (смею предположить, что во многих) городах показания счётчиков до сих пор передают по телефону или на клочке бумаги.

3
Ответить

Квартиры и коворкинги в одном месте это круто. Но ничего не сказано, про инфраструктуру для детей.

2
Ответить

Дети живут, играют и учатся в квартире, как и их родители.
Игрушки тоже надом привозят.

Ответить

начитался автор литературы футурологов). приземлись немного к реальности, в "умных дома" от китайских производителей жизнь прям круче, ага. лифт прошёл по этажам ночью – все лестничные клетки засветились на небоскрёбе. экономия, да. никакой вентиляцией и кондиционированием свежий воздух не заменить. спальня-кабинет? да, круто! а можно ещё кухню с ванной совместить. или это мы уже проходили? дома учиться, работать и прочее. прекрасно, но для 10% населения приемлемо. сервисы и сети опутают кварталы, восхитительно! как раз все об этом и мечтают наверное, чтобы прямо из подъезда можно было онлайн-трансляцию вести в Инстаграм уборщицы.  

2
Ответить

Спасибо за комментарий! Да, рынок «умных» домов в России не сформирован.
Но в акселератор поступают самые разные проекты, основанные в том числе и на мировом опыте. Если у вас есть интересные решения - отправляйте нам!
Пресс-служба акселератора от Glorax Infotech

Ответить

Таким текстам уже лет 10. Ничего особо не меняется ни в них ни в реальности.

Ответить

Хорошая Вентиляция это и есть свежий воздух, но ещё и очищенный, подогретый/охлаждённый, и даже увлажнённый если нужно 

Ответить