Киберспортивные клубы в России: о трудностях роста, амбициях и немного про мошенничество

Привет, меня зовут Алексей Локонцев. Меня знают по многим моим бизнес-проектам, но сегодня я хочу рассказать о киберспортивных клубах, именно в этом сегменте развивается один из ключевых моих проектов – сеть COLIZEUM.

Индустрия динамично растет во всем мире, в том числе и в России. Исследований о российском сегменте рынка, да и просто достоверной информации крайне мало. Тем более мне не нравится читать новости от тех, кто не понимает то, о чем пишет. Поэтому я сам буду рассказывать о новостях из мира российского киберспорта.

Делать я это буду не просто так. Надеюсь на фидбек!

Бизнес – это всегда цифры

Зайдем с цифр. Почему именно сейчас стоит обратить внимание на рынок киберспортивных клубов?

Согласно данным 2ГИС, за год число киберклубов увеличилось на 37%, в июле 2020 года на российском рынке работала 691 арена. По моим подсчетам, по итогам 2020 года в России может быть впервые достигнута отметка в 1000 киберклубов. Согласитесь, это событие!

Вот уже 1,5 года COLIZEUM держит лидерство на рынке по числу точек, сегодня у нас самая крупная федеральная сеть из 83 арен. До конца года их будет больше 100. Надеемся сохранить эти позиции еще долго. Вкладываемся в мощный софт, сервера, команду.

Кроме нас в России достойно представлены еще 2-3 сетевые концепции. Остальной рынок заполнен игроками, объединяющими 2-5 точек без четко выраженной концепции. Такие игроки сейчас находятся на перепутье. Конкурировать с сетями по мощности игровых компьютеров, играм, дизайну, а также масштабированию бизнеса им сложно. Одним придется покинуть рынок до конца года, другим найти инвестиции, чтобы вдохнуть новую жизнь в свои проекты.

По разным оценкам, доходность киберклубов составляет 40-50% годовых. Возврат инвестиций от 12-15 месяцев. Согласитесь, найти такую доходность на других рынках сейчас нереально.

По данным Nielsen, аудитория киберспорта в России превышает 12 млн человек и ежегодно растет в среднем на 20%. И хотя официальных цифр роста рынка нет, но тенденцию роста популярности видеоигр подтверждают почти все крупные участники бизнеса.

Понятно, что потенциал рынка огромный, нужно только создать инфраструктуру. Особенно в регионах и странах СНГ. Для понимания, в Москве и области в июле 2020 года работало 298 арен, в Санкт-Петербурге – 77, Казани – 28, Ростове-на-Дону – 32, Уфа- 32, Краснодаре – 38. И это самые высокие цифры по стране. Считаю, что, если бы не пандемия, 2020 год прошел бы под знаком региональной экспансии. В каждом городе с населением от 300 тыс человек могут работать 1-2 клуба, не испытывая острой конкуренции. Настоящий клондайк.

Киберспортивный беспредел

Что же происходит на рынках с потенциально высоким спросом? Нет, там не появляются местные компании, не создаются профессиональные организации, объединяющие любителей онлайн игр. Всего этого нет и в помине. Зато там расцветают мошенники!

Компьютерная программа, контент в социальных сетях, визуальное изображение бренда – это и многое другое является объектами интеллектуальной собственности. И все они представляют материальную ценность для нас. В зависимости от масштаба конкретных компаний убытки, связанные с потерей интеллектуальной собственности, мы исчисляем сотнями миллионов рублей.

Потребителя вводят в заблуждение, формируется ложное впечатление о компании, качестве предоставляемой услуги и компания начинает терять свою долю на рынке, а значит речь уже идет о недополученной прибыли.

За 2019 год нарушители авторских прав нанесли Италии ущерб на миллиард евро, подсчитали аналитики Ipsos. За год в Италии происходит около 400 миллионов актов хищения и незаконного распространения авторской собственности. В июне 2020 года Национальная администрация авторских прав КНР сообщила, что усиливает защиту авторских прав в сфере изображений и фотографий в рамках выработки долгосрочного механизма защиты подобного рода работ.

Число нарушений интеллектуальной собственности в российском клубном сегменте киберспорта растет и сейчас подходит к своему пику. Айдентика бренда, контент сайта, социальных сетей – вот самые популярные нематериальные объекты хищения в киберспорте. Именно так мошенники создают иллюзию оригинального бренда.

Мы фиксируем открытие по несколько аналогов только нашей модели в месяц. Открываются такие клубы в городах России и других странах. Лидирует среди прочих Туркменистан. Это при том, что Туркменистан является участником всемирного договора по охране авторских прав!

Вот так выглядит официальный аккаунт COLIZEUM и аккаунт клуба в Туркменистане, полностью использовавшего айдентингу нашего клуба. Профессиональный геймер даже на фото увидит дешевое железо и кресла, больше подходящие для использования в офисе, дешевую периферию.

COLIZEUM

Клуб-двойник в Туркменистане (на данный момент аккаунты компании в социальных сетях заблокированы)

Подло использовать чужую интеллектуальную собственность? Да. Перспективно? Нет. На то, чтобы заблокировать аккаунты этих «предпринимателей» у нас ушло чуть больше недели. Теперь разбираемся с ними в правовом поле.

Свои личные риски – потерю деловой репутации и прямые финансовые утраты я оцениваю в 45 миллионов рублей. Именно такова сумма упущенной прибыли. Конкретно в Туркменистане должны быть открыты 15 клубов по франшизе.

Кейс с клубом из Туркменистана может стать первым прецедентом для судебной практики из индустрии киберспорта. Параллельно мы готовимся к регистрации товарного знака COLIZEUM через Мадридскую систему.

Я думал, что время ТАК строить свой бизнес, безвозвратно ушло. Но, скорее всего, именно хищение интеллектуальной собственности станет главным фактором, который будет сдерживать развитие российской индустрии клубного киберспорта. А не отсутствие инфраструктуры и инвестиции, как прогнозировали аналитики.

В качестве обратной связи хочу узнать мнение предпринимателей, которые сталкивались в процессе региональной экспансии с хищением интеллектуальной собственности. Какой у вас был опыт, какие действия предпринимали. Давайте обсудим!

22
4 комментария

каждый раз когда слышу про 40-50% дохода и окупаемость в 12 месяцев жду что впаривают франшизу. и не ошибся.

2
Ответить

"Согласно данным 2ГИС, за год число киберклубов увеличилось на 37%"
"С каждым годом число клубов удваивается"

Это как так?

1
Ответить

Так это же пиздаболия! Увы, не лечится.

1
Ответить

Удачи вам в регистрации знака! Вы правы закрыть аккаунты дело наживное, главное, что ситуация вынудила вас сформировать бизнес подход к своей интеллектуальной собственности не так поздно... Поверьте, гораздо хуже бывает когда клубы работают давно и про них просто все забывают, цена решения проблемы возрастает кратно (очень распространенная история также в индустрии клубов по спортивным единоборствам например, особенно в сегменте премиум)

1
Ответить