Как выбрать партнера или франшизу для детского бассейна

Анна Гридина
Основатель сети детских бассейнов OctoSkills
Выпускница кафедры «Мировая экономика» УГТУ-УПИ. В прошлом - Директор департамента маркетинга и бизнес-аналитики компании «Евросеть». Входила в ТОП лучших директоров по маркетингу по версии Коммерсанта. Автор нескольких HR-проектов, удостоенных премии HR-бренд года. Спикер конференций Top Marketing One, ритейл-саммита Redis Business Class, Customer Experience Forum, Саммита действующих франчайзи. Разработала и реализовала лучший в РФ офф-лайн клиентский опыт по версии CX World Award 2024.

Давайте поговорим об очень ответственном этапе, когда решение о реализации своего детского бизнеса принято, и предстоит выбор партнера или франшизы. Я была внутри франшизы, детально изучала существующие в отрасли альтернативы, следила за динамикой их развития и конкретными кейсами успеха и неуспеха.

Детский бассейн Octoskills
Детский бассейн Octoskills

Конечно, у присоединения к большой сети есть весомые преимущества:

1. Заведомо более высокий спрос и трафик за счет открытия под общеизвестным брендом. Спойлер: в нише раннего плавания таких брендов пока нет.

2. Минимизация риска неуспеха — реализация уже не раз протестированной и проработанной бизнес-модели.

3. Экономия времени и ресурсов на разработку проекта - возможность внедрения уже готовых процессов и УТП — концепции, сайта, полиграфии, юридических и технических процессов, уникального софта (если есть), методики и т.д.

4. Более высокие темпы и уровень заполнения центра за счет широкоохватного маркетинга привлечения, раскрученного сайта и наличия технологий удержания клиентов (если есть).

5. Преимущество в кадровой политике за счет положительной репутации HR-бренда (если есть). Сотрудники охотнее идут работать в известные сетевые проекты, нежели в новые стартапы.

6. Экономия личного ресурса и времени на контроле процессов, за которые отвечает партнер/франчайзер — брендинг, стратегия, маркетинг, PR, SMM, обучение и контроль качества работы сотрудников.

7. Возможность работать в компании единомышленников, обмен опытом внутри сети, взаимная поддержка и бенчмаркинг.

Как выбрать партнера или франшизу для детского бассейна

На что важно обратить внимание при выборе партнера/франшизы:

1. Наличие строгого фильтра на вход (четкие критерии для будущих партнеров, собеседования, тестирование, проверка компетенций и т.п.) Если ограничения на вход слабые, и компания продает франшизу всем желающим - повод насторожиться. Неуспех одного из франчайзи, а еще хуже — ЧП, конфликты, неадекватные действия — затронет репутацию всего бренда и партнеров.

2. Прозрачность и открытость! Важный критерий. Если партнер показывает красивые презентации и таблички, а доступа к управленческой отчетности реальных центров не дает даже на финальной стадии подписания договора — значит, цифры могут быть «нарисованные». Еще один важный критерий — доступ к контактам других франчайзи, всех! а не только самых лояльных. Перед выбором партнера обязательно поинтересуйтесь опытом работы с ним других франчайзи.

3. Наличие УТП. Франшиза имеет смысл, если вступление в сеть дает франчайзи хоть какие-то уникальные преимущества. Фирменная концепция, авторская методика, свой софт, автоматизирующий часть работы администраторов, свои образовательные курсы для тренеров, уникальные технологии. Важно уметь мыслить критически, чтобы за красивыми слайдами, фразами, лозунгами и обещаниями увидеть суть предложения.

4.Обоюдная ответственность за результат. Франчайзер должен давать не только дизайн, но и требовать четкие стандарты строительства и инженерии (в частности системы водоподготовки) и иметь системный инструмент контроля качества, предусматривающий мотивацию и демотивацию франчайзи за выполнение стандартов безопасности, сервиса, проведения занятий, чистоты, наполнения и т.д. В противном случае все франчайзи несут репутационные риски за качество работы коллег под общим брендом. И наоборот! Если франчайзер в своих красивых презентациях «обещает» какую-то поддержку — найм сотрудников или привлечение клиентов — в договоре должны быть прописаны конкретные цифры и финансовая ответственность франчайзера за их неисполнение. Я знаю несколько кейсов в нашей отрасли, когда франчайзер замыкал на себе весь контур маркетинга и привлечения новых клиентов, лишая франчайзи возможности давать рекламу самостоятельно, но с обещанными планами не справлялся, не неся за это никакой ответственности.

5. Охранный радиус. Проверьте, что договором предусмотрен охранный радиус не менее 2 км, и вы не столкнетесь с открытием другого франчайзи у вас под носом.

6. Тонкий, но очень важный момент для WIN-WIN партнерства. В основе механики экономики молодой франшизы (менее 50 центров) фокус должен быть смещен на долгосрочную финансовую мотивацию франчайзера.

Если франчайзер установил высокий паушальный взнос и еще параллельно зарабатывает на вашем открытии (например, обязует закупать оборудование у него), с первого месяца открытия душит франчайзи высоким роялти - это не win-win. Идеальной для обеих сторон схемой является прогрессивная ставка роялти во времени или в зависимости от финансового результата, когда зарабатывают оба партнера, а не только франчайзер. Этот пункт актуален для неизвестных брендов (т.е. для всей нашей отрасли раннего плавания на сегодняшний день). Конечно, открытие под широко известным и любимым целевой аудиторией брендом сразу дает преимущество франчайзи, поэтому такие франшизы обоснованно стоят дорого на вход. Еще раз повторю, в нашей сфере известных брендов нет и франшиза не может сразу стоить дорого.

Я рекомендую перед выбором франшизы и оценке адекватности размера паушального взноса, находясь в выбранной вами локации, ввести в поисковике Яндекс или Google несколько ключевых запросов. Например, «грудничковое плавание», «бассейн для детей», «обучение плаванию» и посмотреть, что увидит ваш потенциальный клиент, житель вашей локации. Если сайта выбранного бренда не будет на первой или хотя бы второй странице — делайте выводы. Бренд франчайзера для вашей локации ценности не имеет.

Далее используйте конструктор. Если не за раскрученный бренд, то за что вы платите паушальный взнос - уникальный фирменный софт - ценно, уникальная креативная концепция — ценно, авторская методика — ценно, сильная методическая школа — ценно, уникальные технологии сервиса или HR — ценно, база знаний для сотрудников и партнеров с ответами на все вопросы — ценно. Все остальное может быть просто красивыми лозунгами и картинками.

Также после выбора партнера я рекомендую заключать договор и оплачивать паушальный взнос только после найденного помещения и инвестиций на строительство. Эта рекомендация основана на реальной статистике нашей отрасли - только 35-40% из проданных франшиз заканчиваются открытием своего центра. Остальные застревают на этапе поиска помещения и инвестиций.

Таким образом, успех вашего детского центра зависит от сочетания личной вовлеченности, компетенций и правильного выбора партнеров. Пусть ваши усилия принесут радость вам и вашим клиентам.

Как выбрать партнера или франшизу для детского бассейна
11
1 комментарий

Отличная и полезная статья. Анна, спасибо. Действительно, делать теплый бизнес только ради денег невозможно.

Ответить