Гайд для российского бизнеса по промышленности Турции

На сегодняшний день Турция рассматривается не только как традиционный партнер в части торговли энергоресурсами и туризма, но и как дружественная страна, с помощью которой возможно преодоление санкционных ограничений со стороны государств Запада. В этой статье приведена информация о другой Турции – промышленной фабрики для стран Европы и мира, чей потенциал, в виде источника разнообразного импорта, еще предстоит раскрыть российскому бизнесу.

Александр Костров
генеральный директор компании «Российско-Турецкое торговое партнерство» (РТТП).

Согласно результатам опроса Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН проведенного в июле 2024 года, более 50% российских промышленных предприятий не нашли альтернативу ставшими недоступными из-за санкций импортным материалам, комплектующим и оборудованию. Данная проблема требует решения, поскольку она затрагивает потенциал развития и конкурентоспособности российской экономики.

Преимущества Турции как бизнес-партнёра:

· Турция располагается на пересечении маршрутов, соединяющих Европу, Африку Азию. Через ее территорию в древние и средние века проходил великий шелковый путь, связывающий Китай, Парфию и Древний Рим. В радиусе 4 часов полета, Турция соединяется с 67 странами с общим ВВП в $28 трлн и объемом торговли около $7 трлн.

· Турция является производственным центром для многих ведущих международных брендов. Такие гиганты, как Mitsubishi, P&G, Ford, Mercedes-Benz, Toyota, Siemens, GE, BSH, Panasonic, Microsoft, CISCO, IBM, HUAWEI и др. производят здесь свою продукцию и привносят в экономику страны важные технологические инновации.

· За 2002 – 2023 гг. приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Турцию составил $268 млрд. Количество иностранных компаний выросло с 5,6 до 84,7 тыс. Основными инвесторами являются европейские компании - 72,3%, на втором месте – страны Азии с долей 18,1%.

· Турция входит в таможенный союз ЕС. Таким образом, если промышленные товары разрешены к эксплуатации на территории Европы, то они автоматически подлежат использованию на территории Турции безо всяких дополнительных разрешений и сертификатов. Также возможно освобождение от НДС и таможенных пошлин, при закупках продукции для производственных целей и применения сертификата Инвестиционного стимулирования.

· Территории развития с налоговыми преференциями для бизнеса:

1. В стране поддерживаются инициативы в области IT, НИОКР и венчурного финансирования. В наст. время существует 101 технопарк, из которых 87 полностью функционируют, а 14 находятся в стадии строительства.

2. Организованы промышленные зоны с готовой инфраструктурой: помещения, дороги, газ, электричество, связь, утилизация отходов и др. На сегодня в Турции зарегистрировано 392 зон, из которых 274 действующих, а 118 – в стадии строительства.

3. Для экспорта продукции на целевые рынки Африки, Ближнего Востока и Азии в Турции созданы свободные экономические зоны (СЭЗ). Несмотря на то, что СЭЗ физически расположены внутри страны, они находятся вне таможенной территории. Здесь действует полное освобождение от таможенных пошлин и НДС в случае, когда товары, приходящие из одних третьих стран, не остаются в Турции, а отправляются дальше в другие третьи страны. В настоящее время насчитывается 19 свободных зон.

Турецкая промышленность

По данным Türkiye Exporters Assembly в 2023 г. Турция установила новый рекорд по экспорту – $255,8 млрд., в котором автомобильный сектор занял первое место – $35,0 млрд., второе место – товары химической промышленности - $30,6 млрд., а третье место - продукция машиностроения - $21 млрд.

Продукция поставляется более чем в 200 стран мира. При этом 60% от общего объема поставляется в США и страны Европы, в основном в Германию, Великобританию, Францию и Италию. Турецкие предприятия расположены следующим образом:

· 2/3 находятся в шести основных провинциях: Стамбул – 40%, Анкара – 16%, Бурса – 10%, Измир – 9%, Коджаэли – 6% и Конья – 5%.

· 22% компаний - в средних провинциях – Маниса, Газиантеп, Мерсин, Эскишехир, Адана, Текирдаг, Кайсери, Айдын, Анталья, Чорум, Самсун, Хатай, Сакарья и Денизли.

· Остальные 16% - в малых провинциях - Адыяман, Батман, Диярбакыр, Хаккари, Ыгдыр, Карс, Мардин, Сиирт и Шанлыурфа.

Автомобильный сектор

Более 1/3 всех крупнейших мировых производителей, имеют в Турции свои производственные площадки. Об этом свидетельствует и тот факт, что около 75% произведенных в Турции автомобилей предназначается для экспорта.

В секторе производства автокомплектующих и запчастей в стране работают такие гиганты, как Bosch, ZF, Mahle, Denso, Continental, Michelin и Pirelli. На их технологических разработках, возникает собственная конкурентная продукция к которой относятся: детали для двигателей, узлы и детали трансмиссии, тормозные системы, навесное оборудование и т.д.

В секторе легковых автомобилей лидируют Oyak-Renault, Tofas, Toyota, Hyundai и Honda, в секторе микроавтобусов — Ford Otosan, Otokar и Karsan, в секторе лёгких и средних грузовиков — Mercedes-Benz, Ford и Fiat. В Турции изготавливаются и автобусы местных марок, таких как BMC, Temsa и Otokar. В секторе больших и средних автобусов лидируют Mercedes-Benz, Anadolu Isuzu, MAN, Temsa и Otokar.

С 2000 г. объем международных инвестиций в турецкую автомобильную промышленность составил $18 млрд. Значительный рост автомобильного сектора привел к тому, что в 2023 г. страна стала 12-м по величине производителем автомобилей в мире, 3-м по величине в Европе и 1-м по производству микроавтобусов в ЕС.

В 2022 г., Турция начала серийное производство собственного электромобиля-кроссовера Togg. К 2030 г. планируется выпустить 5 моделей этой марки с общим количеством более 1 млн. электрокаров в год.

Из архива эксперта: на выставке CTT Expo (главная выставка строительной техники и технологий в России) с Мехметом Кахраманом, генеральным директором турецкой компании OMS, май 2024.  
Из архива эксперта: на выставке CTT Expo (главная выставка строительной техники и технологий в России) с Мехметом Кахраманом, генеральным директором турецкой компании OMS, май 2024.  

Химическая промышленность

Турция является региональным центром для производства и экспорта продукции концернов BASF, Henkel, Bayer, Evonik, Air Liquide, Linde, P&G и Dow Chemical.

Одним из перспективных направлений Турции является сектор пластмасс, на долю которого приходится почти 3% мирового производства. Страна занимает 2-е место после Германии по производству пластика в Европе и 7-е место в мире.

Турция располагается на 5-м месте среди производителей краски в Европе, на ее долю приходится 1% мирового рынка. Общая производственная мощность сектора составляет 800 тыс. тонн в год.

Турция занимает 2-е место по импорту полипропилена за Китаем. Отсюда очевидна потребность в поставках нефти и нефтепродуктов из России. В 2022 г. наша страна занимала 1-е место в турецком импорте с долей рынка 40,8%.

Машиностроение

Машиностроение является ключевым драйвером роста турецкой экономики. Этот сектор играет решающую роль в становлении обрабатывающей промышленности, включая химическую отрасль, строительство, автомобилестроение, энергетику, текстильную промышленность, сельское хозяйство и горнодобывающую промышленность. Ежегодно Турецкие университеты выпускают более 39 000 инженеров в области механики.

· Сельскохозяйственное машиностроение:

Турция является лидером тракторостроения. Страна занимает 1-е место по поставкам тракторов в ЕС и 4-е место в мире. Лидером турецкого рынка сельхозтехники является компания TurkTraktor. Среди известных мировых производителей здесь располагаются John Deere, Massey Ferguson, AGCO, CNH Industrial, Mahindra, TAFE и Kubota.

· Строительная и горная техника:

В Турции расположены производственные офисы таких международных брендов как XCMG, Caterpillar, Volvo CE, Komatsu, Liebherr, Hitachi, JCB и San. Турецкие машиностроители горной и строительной техники уже обладают разработанным ноу-хау и успешно удовлетворяют спрос на внутреннем рынке. Среди них наиболее известными являются бренды Hidromek, Sanko Makina, HIDROKON, Pi Makina и др. Потребность российского рынка в подобной технике и комплектующих очевидна.

· Металлообрабатывающее оборудование:

Объем экспорта машин и оборудования Турции достиг в 2022 г. $3,4 млрд, 11-е место в мире. Лазерные установки, станки для штамповки и ковки, включая прессы, занимают 80% турецкого экспорта.

· Лифтовое оборудование:

Турция является производственной базой таких известных марок, как Thyssen Krupp lift, Otis, KONE, Schindler и Hyundai. Менее известные марки Kleeman, Wittur, ISF Elevator, Schmersal, Merih Elevator и Ametal, также располагают здесь свои производственные мощности. Страна занимает 5-е место в мире по производству лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров (траволаторов).

· Отопление, вентиляция и оборудование (HVAC):

В секторе HVAC, экспорт составляет $4,7 млрд. Турция 1-м поставщиком на рынок ЕС радиаторов, котлов и вентиляционных установок. Основные производители: TOSHIBA, BOSCH, DAIKIN, AIRFEL, DemirDokun, Arcelik и Vestel.

В 2023 г. выручка предприятий турецкого машиностроительного сектора достигла $47 млрд.

По данным Turkish Machinery Report, в 2022 г. импорт продукции машиностроения в РФ составил 1,14 млрд (+48,4% к 2021 г.). Поставки распределились следующим образом:

· Строительная и горная техника – $184,9 млн (+97.6%)

· Металлообрабатывающее оборудование - $116,3 млн (+50.4%)

· Комплектующие - $114,1 млн (+34.2%)

· Насосы и компрессоры – $101,2 млн (+42.3%)

· Грузоподъемное оборудование - $85,2 млн (+32.3%)

· Пищевое оборудование - $52,1 млн (+17.4%)

· Промышленные клапаны - $51,5 млн (+5.1%)

· Электродвигатели и генераторы - $51,3 млн (+29.1%)

· Промышленные кондиционеры – $50,8 млн (+12.6%)

· Сельскохозяйственная техника - $48,5 млн (+24.5%)

· Паровые котлы и котлы центрального отопления - $40,4 млн (-6.6%)

· Прокатные и литейные машины - $35,5 млн (-11.6%)

· Прочие машины и оборудование – $208,8 млн.

Сравнивая эти показатели с таможенной статистикой ФТС России за 2021 г., где на страны Запада приходилось $ 40,1 млрд импортных поставок машин и оборудования, можно констатировать – импорт турецкого машиностроения находится на весьма скромных значениях сохраняя за собой потенциал кратного роста.

В условиях валютных и платежных ограничений, в 1 кв. 2024 г. товарооборот между Россией и Турцией составил 11,9 млрд долл., сократившись на 13,2% к аналогичному периоду 2023 года. Так, согласно данным TurkStat, импорт из Турции упал на 33,8%, в то время, как российский экспорт снизился на 8,4%. Это действительно проблема, но мы видим, что аналогично и Китай идет на блокировку / задержку оплат в условиях усиления давления западных партнеров, цель которых затруднить поставки в РФ.

В качестве решения, определенные возможности связаны с использованием уполномоченных банков-нерезидентов. В Турции уже есть несколько банков для расчетов с Россией. Турецкие банки не любят огласки. Платежи проходят, но очень тихо. Расчеты осуществляются в турецких лирах и рублях. Риски санкций закладываются в стоимость обслуживания валютных контрактов. Альтернативным вариантом – является осуществление платежей по агентским моделям, но здесь требуется тщательно выбирать партнеров, а также внимательно прорабатывать договорную обвязку сделок, чтобы избежать правовых рисков в части валютного контроля и соблюдения закона 115-ФЗ (о противодействии отмыванию денег).

Заключение

Турецкая продукция машиностроения способна демонстрировать преимущество в первую очередь по качественным характеристикам занимая среднее положение между дорогой европейской и более низкой по качеству китайской. При этом, приобретение продукции турецких производителей предполагает исполнение гарантийных обязательств и сервисное обслуживание, что выглядит проблематичным в случае появления рекламаций к брендам, ушедшим или приостановившим свою деятельность в России.

Еще одна возможность для роста российского импорта – закупка подсанкционных комплектующих и оборудования по параллельному импорту у турецких дистрибьюторов. Представленный в статье материал наглядно демонстрирует значительные возможности для поиска и нахождения востребованной рынком продукции, а географическая близость России и Турции, делает партнерство наших стран еще более выгодным и удобным.

11
Начать дискуссию