Вспоминаем советское время на 12-й выставке современного искусства Cosmoscow

Тема 12-й арт-ярмарки Cosmoscow — "Триггер генерирует деньги в искусстве". Смысл заложен в представлении не просто лучших произведений искусства России и зарубежья, а тех, что вызывают у зрителя – потенциального покупателя – определенные эмоции, заложенные на подсознании масс, несущих в себе социокультурный контекст. Иными словами, чем больше триггеров сработает на человеке, тем больше шансов продать работу. Отсюда цена за конкретное произведение не является первостепенной в решении о покупки искусства.

Фото. 1 «Взрыв в мастерской художника». Галерея Arcus
Фото. 1 «Взрыв в мастерской художника». Галерея Arcus

Самые "триггерные" произведения созданы в эпоху какого-то всемирного страдания и хаоса, на фоне сложившейся ситуации 2020-го года, от которой, похоже, многие еще не успели до конца отойти, и все еще живут в своем микромире, не принимая новых глобальных изменений. Все это выливается в единую выставку с щепоткой новых артистов, молодых амбициозных галерей, которым за последние пару лет удалось достичь большего, чем многие за треть своего существования. При этом, как ни странно, секция "хаоса" — «взрыв в мастерской художника» от галереи Arcus — при входе, и целая секция какого-то "умиротворения" на выходе из зала, если следовать логичной постановке стендов и идти по часовой стрелке. Получается, что на периферии разместили сильные работы и одни из самых топовых галерей, в то время как в центре сосредоточены новые имена и уже давно известные малые залы того же Винзавода.

Фото 2. «Inflorescence» Ольга Тобрелутс. Галерея TEO
Фото 2. «Inflorescence» Ольга Тобрелутс. Галерея TEO

Проходя всю выставку в хаотичном порядке просто невозможно собрать все мысли в единое целое и составить свою адекватную оценку происходящего — такое ощущение, что здесь, намерено выстроена логика тех соседствующих галерей, которые представлены на выставке. В таком случае, это, казалось бы, противоречит идеи создания арт-ярмарки, где все должно быть в "гармонии хаоса": когда нет четкой кураторской идеи, а есть набор определенных знаковых элементов, которые являются опорой на весь проект. Вокруг них строится единая неоднородная связь галерей и художников, представляющих совершенно разные работы с бесчисленным количеством медиумов, выходя за рамки привычного понимания использования каждого из них. Однако формат идеи Cosmoscow принципиально заключен в разделении на секции, где любой покупатель может целенаправленно прийти и выбрать искусство определенной категории.

Фото 3. Галерея «Jessica». Премия «Лучший стенд Cosmoscow 2024»
Фото 3. Галерея «Jessica». Премия «Лучший стенд Cosmoscow 2024»

Судя по подавляющему числу работ, идет явная отсылка к СССР: представлены работы от советского паркета в багете, буфета 19 века и законсервированных деревенских домов до грубых индустриальных объектов со многовековой ржавчиной, где главенствует массивное произведение художницы года Александры Гарт «Постоянство веселья и грязи» и пермская ротонда с различными объектами быта от древности до современности. В то же время, в окружении старых вещей и триггеров прошлого представлены стенды цифрового искусства будущего: в числе которых косметический бренд, “The Act” в коллаборации с художницей Галиной Агафоновой, как существование 25-го часа где-то в параллельной вселенной, с бесконечной выдачей вкуснейшего крема для тела, в окружении космической пыли и сгоревших звезд мечтателей. Между тем, уже известные работы Димы Ламонова как некий переходный объект между триггером прошлого —советской матрешкой, и совершенно новым, привычным для Digital эпохи — пиксельным объектом из мира Minecraft. Верх футуризма представлен на стенде галереи RuArts от художницы Саши Фроловой и её надувных настенных фигур, прямо разделяющих грани реальности: объекты с разных углов кажутся то невероятно воздушными, то тяжелыми глянцево-керамическими, наряду с малыми объектами из металла.

Фото 4. Законсервированный деревенский домик
Фото 4. Законсервированный деревенский домик

Поодаль от всех знаковых галерей стоит персидская секция художников из Тегерана. Искусство этой страны впервые представлено на выставке Cosmoscow. Акцентные 3D-работы художницы Биты Вакили занимают центральное место на стенде. В своих работах Бита использует болты, глиттер, скобы от степлера для особой игры с различными текстурами. Так в работе «The beginning. The End» каждая скоба расписана вручную и вклеена на холст.

Фото 5. «The beginning. The End» Bita Vakili. Секция Тегеран
Фото 5. «The beginning. The End» Bita Vakili. Секция Тегеран

В этом году ярмарка получалась яркой, с фокусом на противостояние старого и нового, за борьбу переосмысления традиций и представления зарубежных художников, ещё мало известных российскому рынку. Новое пространство Тимирязев-центр отлично вписывается в концепцию проведения арт-ярмарок и крупнейших выставочных проектов России.

Начать дискуссию