«Европейцы не привыкли работать — и у них есть такая возможность» Статьи редакции

Российский бизнесмен из Монако о разнице бизнеса по-европейски и по-русски

Редакция vc.ru пообщалась с российским предпринимателем Кириллом Логачевым, который уже три года живет в Монако и развивает собственный бизнес в России и Европе. Он рассказал, почему европейский сервис оказывается хуже российского, а также о том, какие существуют плюсы и минусы у культуры предпринимательства в разных частях света.

Свой первый бизнес предприниматель Кирилл Логачев запустил в 2011 году, когда ему было 22 года. У него сломался MacBook, и он не смог найти на рынке ни одной компании, которой мог бы доверить ремонт. Тогда он вместе с партнером решил открыть свою собственную. «Я не был уверен в сервисах, которые существовали на тот момент. Я опасался, что там могут пострадать мои личные данные, или они просто завысят стоимость ремонта», — пояснил он.

Поэтому для своего бизнеса предприниматель и его партнер взяли за основу другую идеологию: «Мы решили, что не станем наживаться на клиентах и обманывать их, даже если это будет выгодно компании. Например, если мы видим, что неисправность незначительна и человек может устранить ее сам, мы обязательно говорим ему об этом, — рассказывает Логачев. — Или мастер чинит устройство на месте и объясняет клиенту, как избежать поломки в будущем. В большинстве случаев за это мы не берем денег».

У меня довольно нестандартные для России взгляды и на жизнь, и на предпринимательство. Изначально мы открывали полностью «белый» бизнес. Для меня это был принципиальный момент. И до сих пор мы его придерживаемся, что непривычно для многих наших коллег и друзей.

Сервис решили назвать «Ябука», с ударением на «я». По словам предпринимателя, когда они с сооснователем выбирали название, то решили перевести слово «яблоко» на все популярные языки мира. Однако обнаружили, что почти все варианты вращаются вокруг английского apple и французского pomme. «И тут я обратил внимание на сербско-хорватский. "Ябука" — то, что нужно», — усмехается Логачев.

«Правда, налоговой такой вариант не понравился, — продолжает предприниматель. — Мы полгода с ними судились, потому что они отказывались регистрировать бизнес. Их смутило, что получится, если поставить ударение на "у". А нам все нравилось. И домены были свободны».

«Ябука»

В 2015 году оборот компании составил несколько десятков миллионов рублей. По словам предпринимателя, они первыми обнаружили незанятую и прибыльную нишу — сервисное обслуживание техники Apple для b2b-клиентов. Сейчас фирма сотрудничает с «Лабораторией Касперского», банками и другими крупными компаниями.

«Мы нащупали это направление случайно. Однажды я сам забирал у клиента неисправные устройства. Оказалось, что у него в офисе скопилось «кладбище» техники: целая комната была завалена десятками ноутбуков от Apple», — вспоминает Логачев.

Тогда предприниматель проанализировал, почему корпоративные клиенты предпочитают не ремонтировать технику, а покупать новую, пусть даже это обходится им дороже. Выяснилось, что их отталкивают трудности, связанные с ремонтом.

«Им нужно было отыскать сервис, отвезти туда устройство, каким-то образом найти наличные деньги или счета, откуда их можно списать, — рассказывает Логачев. — Найти курьера, передать ему устройство, забрать устройство обратно, когда все будет готово, и сразу оплатить ремонт».

Тогда предприниматель и его партнер решили предложить более комфортную модель. Они заключили с компаниями договор на сервисное обслуживание. Когда техника выходит из строя, ее забирает курьер, а затем привозит, когда все отремонтировано. В конце месяца происходит взаиморасчет.

У компаний банально не было внутренних ресурсов, чтобы следить за состоянием техники и ходом ремонта. А мы предложили им такие условия, которые никто в России не предлагал. В конце месяца составляем отчет по выполненным работам и выставляем счет.

Кроме того, по аналогичной модели с «Ябукой» работают другие московские сервисы Apple — простую работу они выполняют сами, а сложный ремонт передают на аутсорс. «На сегодняшний день это самый крупный мой бизнес — не по деньгам, но по количеству сотрудников и клиентов», — рассказывает предприниматель.

Переезд в Европу

После переезда в Монако он открыл в этой стране свое собственное маркетинговое агентство. «В начале 2017 года я планирую масштабировать его обратно в Россию, — рассуждает Логачев. И сам надеюсь почаще бывать в Москве, а то и вовсе вернусь».

Некоторое время Логачев провел в Париже и Гонконге, и затем решил осесть в Монако. «Это очень многонациональное место и тут мало местных. Здесь живут люди с разных уголков света: с ними очень интересно общаться, смотреть на их образ жизни, как они думают, как строят бизнес, как работают», — рассуждает предприниматель.

Если ты едешь в Париж, Милан или Лондон, то сталкиваешься с однообразием местной культуры и с определенными стереотипами. В таком обществе сложно стать его частью

Кроме того, он хотел развиваться и расширить кругозор. Посмотреть, как живут люди за рубежом, о чем они думают, что их волнует. «В России у людей довольно однородное и однообразное мышление. Мне было любопытно взглянуть на иностранцев, — рассказывает Логачев. — Кроме того, сколько бы ты не учил языки в России, без постоянного общения с носителями в совершенстве выучить его не получится».

В первое время, по словам предпринимателя, самым сложным было привыкнуть к расписанию магазинов: «После 21:00 в Европе ничего не купишь. И если утром воскресенья ты залез в холодильник, а там пусто, то следующий раз ты поешь дома только в понедельник».

Прожив несколько лет в Европе, Логачев увидел, что строить офлайн-бизнес там — это «бессмысленная затея»: «Я отчетливо вижу, какие перспективы по развитию бизнеса в реальном секторе открываются в России. Да, есть какие-то нюансы и где-то нужно перестраховываться, но в Европе успешный и прибыльный бизнес не построишь. Для этого хорошо подойдет Россия, Азия или США, но не Европа», — рассуждает предприниматель.

Европейский бизнес

Проблема Европы в том, что здесь никто не хочет трудиться. Они не привыкли работать. И у них есть такая возможность.

По словам предпринимателя, в Европе владельцы компаний не заботятся о клиентах, потому что там не очень большая конкуренция: «Взять банальную вещь — визитки. Ты не можешь пойти в любую типографию шаговой доступности и попросить хозяина, чтобы тебе их напечатали — это займет несколько недель, и его еще придется уговаривать. И стоить это будет €500 за 100 штук».

Местные работники очень расслабленные, продолжает предприниматель. Они защищены профсоюзами и их задача — устроиться на работу: «В той же Франции типичный рабочий график — с 10:00 до 17:00, а обед с 12:00 до 14:00. Говорить о том, чтобы при таком графике можно было построить серьезный бизнес — не приходится. Люди живут по такому принципу — сперва учатся, потом проходят практику, четыре-шесть месяцев усердно работая. Их цель — получить контракт. После этого можно не напрягаться».

Также амбиции многих европейцев ограничивает прогрессивное налогообложение: «Ни у кого нет желания работать больше, чтобы зарабатывать больше, потому что в конечном счете, заплатив налоги, они могут получать даже меньше, чем зарабатывали до повышения зарплаты», — рассказывает Логачев.

Сложность построения бизнеса в реальном секторе заключается в том, что европейские клиенты ценят историю заведения. И если ты открываешь какой-то новый ресторан, или кафе или магазин — то это никому не нужно, потому что в семье все пять поколений как ходили в ресторан «У Франсуа», так и будут в него ходить.

Также европейские правительства, чтобы снизить уровень безработицы, вынуждены поддерживать существование «бесполезных» профессий, рассказывает предприниматель: «Во Франции, например, если ты решил подключить интернет, то просто так тебе этого сделать никто не даст. Ты берешь у оператора уже настроенный роутер и вызываешь специального человека, который придет в абсолютно неудобное время и подключит его за тебя. Все, что он сделает — это воткнет провода и вставит вилку в розетку, и получит за это €70. Но без его отчета оператор не предоставит доступ в интернет».

Точно так же без специального человека не обойдется и ремонт в квартире, рассказывает Логачев: «Например, ты можешь самостоятельно поменять смеситель в ванной. Но ты не сможешь перекрыть воду в своей квартире. Для этого нужно вызвать специалиста, который отключит воду, ты сам поменяешь себе смеситель, и после этого он снова ее откроет. Стоить это будет €200. И пока ты не заплатишь этому человеку, ты не имеешь права менять сантехнику».

Амбициозные европейцы уезжают отсюда, чаще всего в США

«Не могу сказать, что мне нравится менталитет людей здесь: я привык работать, привык работать много, а люди, которые тут живут, они вообще не привыкли что-то делать и это очень раздражает», — признается предприниматель.

«Они хотят просто сидеть в кафешке и попивать кофе, — продолжает он. — И они могут себе это позволить, потому что даже если они не работают, то получают достаточно неплохие компенсации от государства и в целом не бедствуют».

По мнению Логачева, свои плюсы и минусы есть и у европейского менталитета, и у российского. Это же относится и к бизнес-конъюнктуре: «Здесь бизнес более защищен, ему тут проще существовать, потому что нет заморочек с отчетностью. Никто не хочет тебя поиметь, подставить, в том числе и со стороны государства, также есть льготы».

С другой стороны, продолжает предприниматель, из-за того, что в Европе мало амбициозных и целеустремленных сотрудников, а государство ограничивает найм иностранной рабочей силы, многие компании переводят процессы на аутсорс.

«В Европе процветает b2b-сектор. Поэтому у маркетингового агентства оборот хоть и ниже, чем у "Ябуки", но чистая прибыль оказывается выше. В России такому агентству было бы гораздо сложнее: у нас многие привыкли не платить за услуги или платить по две копейки фрилансерам, а здесь немного другая культура», — рассказывает Логачев.

Бизнес и в России, и в Европе можно развивать по-разному: какой-то наш опыт хорошо себя покажет на их почве, какой-то их опыт — на нашей

В Европе вести бизнес проще, уверен предприниматель: «На самом деле и в России создать бизнес не сложно. Но если ты хочешь вести честный бизнес, то у тебя возникает очень много сложностей. Во-первых, с тем, что все остальные ведут не "белый" бизнес. И во взаимоотношениях с партнерами тебе постоянно приходится думать за них, как бы тебе по-белому провести то, что они у тебя покупают или тебе продают».

Но в Европе, продолжает Логачев, отчетность не такая строгая, во-первых, из-за особенностей налогового законодательства. Например, тут компании не платят налоги сотрудников: «Они получают на руки зарплату в полном объеме, и дальше это уже их головная боль — заплатить или не заплатить налоги. Бизнес в это не вовлечен».

Во-вторых, малому бизнесу в Европе гораздо проще отчитываться перед проверяющими органами, рассказывает предприниматель: «Например, твой сосед производит мед, а ты его покупаешь. Ему не обязательно вести строгую бухгалтерскую отчетность — достаточно вести кассовую книгу. Если это все будет легально, то ни у кого не возникнет вопросов».

По сравнению с Россией, в Европе очень много малого бизнеса, продолжает Логачев: «Тут это основа экономики, и он находится в довольно тепличных условиях. Единственная проблема бизнеса здесь — это заметный рост налогов. В Италии, например. Там от этого многие очень сильно пострадали».

Абсолютное большинство бизнесменов в Европе принадлежат к четвертому или пятому поколению владельцев компании. Здесь развит семейный бизнес, и люди передают из поколения в поколение фирмы, созданные 200-300 лет назад.

«Новых компаний появляется немного, — продолжает предприниматель. — И среднестатистический европейский бизнесмен по российским меркам — это самозанятый гражданин. У него нет цели заработать на самолеты-пароходы. Европейцы просто привыкли, что у них есть свой маленький семейный бизнес, они им увлечены, сами там работают».

В небольших предприятиях сферы услуг, рассказывает предприниматель, владельцы чаще всего оказываются их основными сотрудниками: «Здесь очень редко создатель бизнеса выходит из операционной деятельности. В России наоборот, руководитель стремится забраться наверх, стать большим боссом, чтобы все основные вопросы закрывали сотрудники».

«Белый» бизнес в России

По мнению предпринимателя, бизнесменам необходимо больше ценить не деньги, а свою репутацию: «Когда я приехал в Монако, то в пересчете с рублей на евро я мог свободно получать по €2 тысячи в месяц, практически ничего не делая. А в 2014 году из-за изменений курса эта сумма за месяц превратилась в €800».

«Репутация — это гораздо более постоянная штука. Даже если какой-то твой бизнес выйдет из игры, из-за смены рыночной конъюнктуры или по какой-то иной причине, то благодаря доверию ключевых клиентов, ты всегда сможешь начать другое дело и прийти к тем же людям, и они с высокой долей вероятности вновь станут твоими клиентами», — рассказывает Логачев.

«Наверное, в этом и есть моя основная потребность делать бизнес честно — и по отношению к партнерам, и по отношению к государству, — продолжает он. — Хотя оно нередко в ответ меня пыталось обмануть. За эти пять лет мы по меньшей мере четыре раза судились с налоговой. И каждый раз выигрывали».

За счет того, что у тебя все легально и все честно, ты можешь прийти и поставить их в позу. Подать на них в суд и сказать: «Ребята, вы мне вменяете вот это и это, но я знаю, что ничего вам не должен, потому что у меня вся отчетность подана в срок, и если вы не хотите решить вопрос по-хорошему, мы решим его в суде».

По словам предпринимателя, сервис по ремонту техники Apple стал для него совершенно спонтанным бизнесом. «Сегодня я понимаю, что у меня есть определенные клиенты и определенные ключевые партнеры, с которыми я могу построить любой другой бизнес», — поясняет он.

Именно так он планирует масштабировать маркетинговое агентство и открыть филиал в Москве: «Я не хочу давать рекламу или делать еще что-то. Когда настанет время, я позвоню крупным клиентам "Ябуки" и скажу: "Ребята, я тут запускаю новый проект, добро пожаловать". И многие из них наверняка мне что-то предложат, что-то закажут, в этом нет сомнений.

0
33 комментария
Написать комментарий...
Виктор Баначин

Красава, реально! Поддерживаю такой подход, приятно читать. Жаль что такие как вы в красной книге.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ruben Grigorian

Я жил в Австрии. Все написанное - чистейшая правда. Реально работают только выходцы из восточной европы: их нанемают как ИП и соцзащита на них не распространяется в полном объеме. Все местные жуют в вату, ходят в дикрет, на обед и домой в 2 часа дня.

Про визитки - история из моей жизни, только я уговаривал напечатать мой проект.

Про банк - целое отделение и еще 4 телефонных специалиста Unicredit Bank Austria не могли объяснить мне что с моей карточкой, в итоге дозвонился до регионального директора.

Ответить
Развернуть ветку
Maria Rafalovich

Автор говорит о Монако или о всей Европе? Стран в Европе очень много, культура и работоспособность( я не говорю о законах) везде разные. в Монако приезжают люди не для того, чтобы работать, а для того, чтобы тратить заработанное.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Golybin

Речь идет скорее всего о Франции. Но она ничем не отличается от других европейских стран, налоги тут к тому же выше чем у всех.

Ответить
Развернуть ветку
Maria Rafalovich

Франция не отличается от Германии? Налоги выше, чем в скандинавии? Вы жили в европейской стране или только ТВ смотрите? :)

Ответить
Развернуть ветку
Denis Golybin

Жил 3 месяца в Париже, 2 месяца в Варшаве и 1.5 года в Берлине. Если это можно считать за опыт проживания, то...)

Ответить
Развернуть ветку
Sergii Smyrnov

Фееричный бред про "Европу". Ощущение, что ли Европа у автора - это один город. И Румыния, и Швеция- это Европа. И они такие разные.

Ответить
Развернуть ветку
Praetorian

Швеция де не в ЕС, не?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Prolis Labkk

SG после покупки Росбанка стал сюда слать своих менеджеров учить ведению бизнеса по-европейски. Это был как разговор слепого с глухим.

Ответить
Развернуть ветку
Vazy Batard

В онлайн-банке было бы быстрее, та же самая boursorama, филиал СЖ, кстати.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Илья Рецер

У россиянцев мотивация выше давать хороший сервис. У нас есть пример европейского благополучия и мы хотим доказать, что можем не хуже, они - нет.
Однако, сказать, что европейцы не эффективны, нельзя. Volvo, Audi, BMW, Mercedes, IKEA и т.д. - ох уж эти бездельники, заполонили наш рынок своими товарами, душат отечественного производителя.
А вообще, полезная статья, давно хотел узнать мнение Кирилла Логочёва о Европе.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Stotz

Не знаю, как в Монако, но это точно не про Германию.
Плюс, берутся какие-то факты, но причины их приводятся ну совершенно неправильные. Вы не разобрались, уж извините.

Ответить
Развернуть ветку
Anna Kost

По моему опыту - как раз про Германию. Хотя, конечно, везде найдутся и работяги, и бездельники... Взять хотя бы моего друга-немца - сломал руку и 4 месяца на больничном, хотя гипс носил три дня всего. 4 месяца, Карл! И сам говорит: зачем я пойду на работу, если все оплачено из моих налогов. Или подключение интернет-банкига. Надо получить пароль по почте (не электронной!), Подписать бумажку, что прислали с паролем и отправить обратно. И пока они эту бумажку не получат, ничего не заработает. И таких моментов выше крыши!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexey Korovin

Да, во многих комментариях чувствуется осуждение образа жизни европейцев, хотя, мне кажется, мы все к этому стремимся. В Европе, по большей части, лучше климатические условия, стабильнее экономика, выше уровень жизни, по этому они и не напрягаются. А надо ли напрягаться? Это мы тут со своим советским прошлым привыкли с тарелки доедать все до конца, они могут от пиццы съесть только 1 кусок - и это абсолютно нормально, потому что изобилие.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Иван Бардов

Кто-то решил, что нужно всю жизнь и всё время посвятить работе. Желательно ненавистной и всячески при этом страдать. И ладно бы просто решил для себя - так ведь нужно всем это навязать. Продуктивность и польза от такой деятельности - второе, главное работать, работать и страдать :-)

Ответить
Развернуть ветку
Artem Shevchenko

я лучше буду все доедать, чем не доедать и оставлять.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Stotz

Реально смешно читать как статью, так и большинство комментариев. В любой стране можно найти кучу "проблем" и не заметить кучу преимуществ. И наоборот. Все перечисленное, уж извините, мелкие жизненные неудобства. Многие из которых не так чтоб соответсвовали действительности.
Господа хорошие, если Европа такая ленивая, то чего же она живет настолько лучше? Причин можно назвать много. Но главная - производительность труда в большинстве отраслей в Европе в разы выше, чем в России? Ленивые европейцы сумели выстроить экономику и отдельные бизнесы так, что могут позволить себе лениться. Цифры говорят за себя. А остальное - это эмоции, частности и личное (предвзятое) мнение.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Маслов

Европа живёт по-разному, и далеко не везде лучше.
А ответ на ваши вопрос сродни тому, почему сын Абрамовича живёт лучше, чем например, вы. В своё время Европа рванула и смогла залезть на вершину мира, собрав на этом много плюшек. Сейчас она пользуется плодами тех лет. Но ничто не вечно под Луной. Когда-то и шумерские города Ирака были вершиной цивилизации, Дамаск один из древнейших городов мира, а нынче там бегают бородаты дядьки и головы режут друг другу.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Stotz

Опа... начали с того, что "без специального человека не поменяешь смеситель в ванной" (не знаю, как в Монако, но у во всех моих квартирах в Германии вентиль, перекрывающий всю квартиру). А закончили расцветом и закатом цивилизаций. :)
Это, кстати, такая общая современная российская беда - обсуждать на кухнях и в чатиках мировые проблемы, вместо того, чтоб работать и улучшать мир вокруг себя.

Европа конечно залезла на вершину цивилизации. Но вот перд войной экономика Германии была разрашена, а после войны Германия лежала в руинах - похуже нынешней России. Особенно с учетом того, что большУю часть промышленности вывезли победители. И не было у нее ни нефти, ни газа. И приходилось ленивым немцам работать. То же самое относится к большинству европейских наций с поправкой на местные особенности. И сейчас в греческой деревне на глухом острове условия жизни людей не сравнимы с условиями в российской деревне в 200 км от Москвы.

А мы тут критикуем Европу за то, что в редких (смена крана в квартире или открытие счета в банке событиях) она позволяет себе быть неэффективной. Реально смешно. :)

Ответить
Развернуть ветку
Sandy Bell

Модель корп.бизнеса прям как у голдратта во второй цели. Читайте, чтоб также придумывать. ...

Ответить
Развернуть ветку
David Blbulyan

За час до закрытия отправил макеты забытых для конференции визиток на мыло типографии в Питере, утром курьер привез их в отель с оплатой на месте :muscle:

Ответить
Развернуть ветку
Alex Stotz

То же самое в Мюнхене. Только на месте и в моем присутствии :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ruben Grigorian

Про интернет тоже вспомнил, все так и было. Ждал 3 недели коробчку, которую нужно было просто воткнуть в стену. Приехать в офис и забратт ее было нельзя.

По уезду отвез коробку, сдал назад и закрыл контракт. 4 года спустя прлучил письмо от коллекторов с требованиями оплатить какой-то долг. Видимо менеджер-приемщик не ту кнопочку нажал...

Ответить
Развернуть ветку
Denis Golybin

Прочитал с удовольствием!
Всем удачи, вон берите пример с мужика :))

Ответить
Развернуть ветку
Кондрат Кондратенко

Автор, а почему бы вам не пойти дальше и не расширить Ябуку? Думали скупать отказавшую технику у бизнеса, восстанавливать и продавать с гарантией физикам? Разница в стоимости рабочей и отказавшей техники огромна, мастеров займёте во время простоев, кто-то, придя ремонтировать, оставит сломанный мак, купит рабочий, и тд.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Шишкин

Только увидел слово - Ябука, сразу родным чем то повеяло! Привет средиземноморским собратьям из Черногории!

Описанное в статье абсолютно верно для целого региона - Южной Европы, т.е. побережье средиземного моря. Отличие лишь в деталях, благосостоянии и разной длины периода стабильности разных приморских стран.

Дух передан верно. Обычно, говоря, про Европу, люди думают только о западных странах и мало знают о жизни в других регионах. Однако Россия, русская смекалка, деньги и амбиции играют большую роль в средиземноооском регионе. Правда успех сопутствует лишь тем, кто сумел понять и принять культуру принимающей страны. Иначе подстерегант жестокий облом.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ann Timoshenko

Про Францию все правильно, про интернет проходила случайно, хоть и не жила с моей сестрой. Но в каждой стране свои пенки. И они разные.

Соглашусь только в одном, что в Европе люди скорее ленивые. Хотя можно найти бойцев везде.

Мне не понятен выбор места для проживания, хотя в Монако и безумно красиво. Удачи автору!

Ответить
Развернуть ветку
Johnny Vorony

Выбор места проживания понятен тем, кто может его себе позволить!

Ответить
Развернуть ветку
Anton Kuzmin

Я живу в Италии 7 лет. До 2016 весь доход был из РФ. Сейчас есть пара проектов в начальной стадии для клиентов из Европы и США. По большей части с автором не согласен! Продолжении следует...

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Игорь Гец

Монако не европа.

В европе работают в 3 смены, высокая конкуренция и сервис.
В типографию почти никто не ходит, т.к. всё в интернете.
В каждой квартире(в германии) воду перекрывают самостоятельно.
Интернет подключают долго, т.к. сети принадлежат одним, а договор часто заключается с другими.
Если открываются правильные заведения - сразу выстраивается очередь.

Но как и в любой стране есть свои плюсы и минусы.

П.С. европа большая и в каждой стране свои привычки и законы, жаль, что автору не удалось в ней побывать)

Ответить
Развернуть ветку
Anna Kost

И про европейцев все правильно...(

Ответить
Развернуть ветку
Денис Смирнов

Я думаю в бол-ве по Европе правда, хотя уверен есть и тонкости все таки
В целом круто, спасибо за статью

В ябуке через Лепрозорий чинился)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
30 комментариев
Раскрывать всегда