Андрей Пожаров поделился секретами управления временем и отношениями в семье
Накануне Дня защиты детей в студии радио «Говорит Москва» Андрей Пожаров, руководитель компаний «Эффективное взаимодействие» и «Тендерный центр «С.Т.И.К.» дал интервью не только как успешный предприниматель, но и как многодетный отец.
У вас шестеро детей, бизнес, как вы со всем этим справляетесь?
Справляемся вместе с женой, места в доме хватает всем, тем более, что старшие двое уже взрослые люди. Наш дом - дом дружбы, в котором и мы, и дети часто собираем своих гостей. Мы стареемся создать в доме атмосферу, похожую на ту, что была в моей родительской семье. Это мои самые светлые воспоминания…
Вы с детства планировали большую семью? В каком возрасте вы поняли, что хотите такую семью?
Сложно сказать, я вырос одним ребенком в семье. Я спортсмен и с четырёх лет жил в интернате. Соответственно, у меня коллективизм в крови, наверно, оттуда. И я понимал, что много детей - это замечательно, пусть и непросто. Сейчас, когда я кому-то рассказываю об интернате, меня спрашивают, да как же ты выжил? Для меня же было абсолютно нормально, что у 5-летнего ребёнка, когда к тебе родители приехали на Новый год на сборы и привезли подарок, что этот подарок у тебя изымается. Ну, понятно, что самый большой апельсин и самая вкусная шоколадка - твои, но всё остальное делится между всеми. Без старших сестер и братьев мне приходилось всего добиваться самому. Поэтому я считал, что семья — это важно. Я декларировал, что семья - это работа. Даже в юном 16-летнем возрасте я понимал, что семья - это не развлечение, это труд день за днём.
А во сколько лет вы стали папой первый раз?
В 20 лет, это были мои первые серьезные отношения, конкретно это была моя одноклассница. Родители не сразу меня поняли в этом. Наверно, они возлагали на меня какие-то большие надежды. И лишь лет пять назад вдруг моя мама сказала мне - а ты был всё-таки прав, нет ничего важнее, чем дети. То есть, первую половину жизни они считали, что путь мой неверен, детей так рано рожать не надо. Еще, конечно, и времена были жестокие. Ровно в день, когда я закончил университет, все, что было хорошо, стало плохо, а все что было плохо, стало хорошо - в смысле человеческой морали – наступили те самые 90-е. И пришлось заниматься всем, чем можно, чтобы просто выжить.
Вы создавали бизнесы, а ваша жена занималась семьей? Или как это было?
Все не так просто и однозначно. Работать всегда приходилось много. Но дети – это важно. Например, когда одна из дочерей была малышкой, она вообще без меня не ложилась спать, приходилось в 10 четко быть дома, иначе ребенок не уснет. Есть люди, которые просто, как та обезьянка из мультфильма, у которой куча детей и она бегает как сумасшедшая с ними. Я человек разумный, у меня образование первое - прикладная математика. Соответственно, я абсолютно всё раскладываю в алгоритмы, и у меня всё рационально, расписано, и почти никогда не бывает сюрпризов. Так же и в расписании работы и в отношении к семье – есть логика. Но важно быть гибким.
У нас была совершенно трагичная история с нашей младшей. Ребенок вернулся из какого-то детского лагеря, у нас параллельно юбилей моего папы, много гостей, и она жалуется, что у нее болит нога. А у нас только что родился следующий ребенок. И мы приходим в больницу, ребенок плачет, говорит, болит нога, нам врачи говорят, она просто ревнует, там ничего нету. Мы делаем снимок, ничего не нашли, нога продолжает болеть, ребенку плохо. Я гоняю по врачам, чтобы разобраться. И вдруг у нее находят остеомиелит, это страшная болезнь, которая непонятно откуда берется, практически не диагностируется. Мы начинаем бороться – я провел с дочкой в больнице 70 дней, а мама была с новорожденным. Справились, она выжила, прекрасный ребенок, фехтовальщица.
Я занимался духоподъёмничеством с ней просто непрерывно. Когда ребёнок увидел, что старшие сёстры не берут ее в игры, когда она начинает по дому передвигаться, катаясь по полу, чтобы не видно этот её дефект, в этот момент становится страшно. Но мы справились, все хорошо.
Бывали ли случаи, когда у вас вставал вопрос - или семья, или работа?
Практически не бывает у меня ситуации, когда у меня нет форы. Так вопрос не стоял никогда. И семья, и работа. Чтобы успевать, да, мы брали няню, это позволяло оставлять время на наши отношения. У нас есть традиция – что бы ни произошло, вечером мы садимся вместе, обсуждаем события дня, для меня, пожалуй, это первый анализ того, что произошло. Потому что за день обычно некогда остановиться и проанализировать. И кстати, мои родители не особо помогали – это их осознанная позиция, у них же свои планы на их жизнь, это нормально. Они и меня долго не могли признать взрослым, пытались воспитывать меня уже взрослого.
Вы сегодня с высоты своего опыта нынешней молодёжи посоветуете иметь большую многодетную семью?
Да, я посоветую большую семью. Несмотря на все трудности, это круто. Дети вас стимулируют, на самом деле, развиваться, зарабатывать больше, открывать новый бизнес, строить дома, все, что угодно. Это как будто бы залог удачи. У меня был прекрасный случай, когда три младших дочки встречают меня вечером и читают мне стихи: «От нас поздравления прими, не может быть папы счастливей на свете, чем папа с тремя дочерьми». И меня это тронуло до глубины души. И спасало потом в самых сложных ситуациях. Такие вот светлые моменты.
Планируете еще детей?
Дальше уже внуки, уже их подарили мне старшие дети. Мы еще бы родили, но есть риск возраста. Да и вообще интересно – старшему сыну 33 года, младшему 8, двое внуков. Такая длинная счастливая жизнь. Думаю, счастье оно в этом – быть в радости со своей семьей, со своими детьми и любимой женщиной.