5 проблем, с которыми сталкиваются владельцы прокатов

В современном мире, который стремится к умному потреблению, особое место занимает услуга проката. Потребитель перестал видеть необходимость в покупке редких в использовании, но довольно дорогостоящих вещей. Как говорится, человеку не нужна дрель, ему нужна дырка в стене. За последние несколько лет рынок проката стал богаче и разнообразнее: во временное пользование можно взять не только транспорт, спортивный инвентарь или строительные инструменты, но также и одежду, детские игрушки, технику и множество чего еще.

Я Дмитрий Гусев - руководитель сервиса по автоматизации проката Rent in Hand. В далеком 2010 году я запустил прокат спортивного инвентаря и, пройдя десятилетний путь проб и ошибок, ощутил острую необходимость в гибком, умном инструменте контроля и учета прокатного бизнеса. Сервис Rent in Hand моя команда создавала для собственного бизнеса. Сейчас же, осознав эффективность этого решения не только для себя, но и для рынка проката в целом, мы упаковали его в отдельный продукт и реализуем как SAAS решение для владельцев прокатов.

Рынок проката достаточно легкий для входа с точки зрения финансовых вложений, но он не так прост в операционке, и очень много новичков уходят с трассы буквально в течение первых лет работы. Сегодня я хочу выделить 5 острых проблем, знание и понимание которых поможет новичкам и владельцам прокатов работать долго и счастливо, зарабатывая, а не теряя время и деньги. Проблемы эти универсальны, какой бы инвентарь и технику вы бы ни сдавали в прокат.

Сотрудники

Всем известно, что сотрудники – лицо компании. Это действительно так. Однако эту истину уяснили все кроме самих сотрудников. Когда в прокат обращается человек впервые, часто он не ориентируется в ассортименте. Например, выбирая сноуборд, клиент рассчитывает на компетентность и вовлеченность продавца. Но иногда вместо приветливого и отзывчивого обращения получает в лучшем случае безразличие. Увы, наемные работники попросту не заинтересованы в продажах и легко расстаются с деньгами работодателя. Более того, среди них часто встречаются те, кто норовит обойти систему контроля работодателя, выдумывая схемы, чтобы буквально обокрасть его.

Есть три столпа на которых строится весь HR: грамотный подбор, хорошая мотивация и своевременный контроль. Что касаемо подбора, Меня ничего так не вдохновляло, как возможность работать только с близкими по духу людьми. В нашей компании мы всегда старались выстраивать доверительные отношения и вместе строили что-то похожее на бирюзовую организацию.

В качестве мотивации нужно использовать не только материальные блага, но и великие цели. Они есть практически у каждого предпринимателя , но не каждый предприниматель может их правильно транслировать и передавать сотрудникам. Надо учиться это делать. Без великой цели интерес к работе потеряют не только сотрудники, но и, вероятно, вы сами.

Стоит помнить, что даже грамотно подобранного и замотивированного работника стоит контролировать. Тут важно соблюсти баланс, чтобы контроль был не избыточным, а своевременным и системным. Видеонаблюдение, счетчик посетителей. Но так или иначе полностью застраховаться от человеческого фактора сложно, поэтому лучше автоматизировать все процессы, касающиеся денег и учета. Это поможет избежать лишних головняков.

Например, однажды к нам пришли цыгане со своим распространенным фокусом с пятитысячной купюрой, заболтали-замутили и обманом вымутили у сотрудника 4500р. якобы он им должен сдачу с пяти тысяч. Так вот, благодаря камерам и своевременному учету сразу стало понятно, что эти деньги положил к себе в карман не сотрудник, а резвые ромалэ, которые с обычных коней нынче повально пересаживаются на велосипеды. Кстати их удалось поймать, вернуть деньги и наказать по строгости закона. Но это уже совсем другая история.

Команда "Прокат в Ростове" Прокат в Ростове 
Команда "Прокат в Ростове" Прокат в Ростове 

Клиенты

Не всегда ответственно относятся и клиенты. Осознание того, что вещь не принадлежит тебе, откладывает отпечаток на том, как человек с ней обращается. Часто взятый в прокат товар могут вернуть некомплектным, сломанным или поврежденным, а иногда и вовсе позабыть о том, что товар во временном пользовании и просто забрать(украсть) его. К сожалению, владельцу проката часто приходится иметь дело с полицией и даже с судами. Иногда повседневная работа владельца проката напоминает сюжеты из фильмов Гая Ричи. К этому нужно быть готовым как к побочному эффекту. Обезопаситься можно только используя превентивные профилактические меры - проверять документы, внимательно выдавать инвентарь, фиксировать все нюансы в договоре. Часто мошенники рассчитывают на загруженность, невнимательность работника проката. Именно поэтому все процессы, связанные с оформлением документов и учетом прокатного времени, необходимо автоматизировать.

При этом хороших клиентов, конечно, всегда больше. Когда видишь довольного посетителя, понимаешь, что благодаря твоей услуге человек получил удовольствие, чувствуешь, что приносишь пользу и делаешь что-то действительно важное. Как минимум ради этих улыбок стоит работать и улучшать сервис.

Техника

Любая прокатная единица должна непрерывно работать, только так она рентабельна. Если из-за какой-то небольшой поломки она простаивает, снижается доход. Очевидно, но на деле оказывается не всегда просто. То нужной запчасти нет в наличии, то просто руки сразу не доходят и появляются другие задачи, а инвентарь простаивает. Есть несколько вариантов этого избежать - во-первых, стараться учитывать все ремонты, отслеживая состояние и время работы инвентаря, а также иметь небольшой склад запчастей первой необходимости. Во-вторых, можно стараться закупать однотипный инвентарь, чтоб он был «комплементарен» друг другу . Так вы сможете быстро доукомплектовать один из них необходимой запчастью, а второй починить, пока в прокате первый. Простой, но распространенный кейс: у вас два велосипеда, на одном сломался переключатель, на втором, например, восьмерка на колесе. Если эти два велосипеда однотипны, вы можете снять колесо с одного, который серьёзнее поломан, и поставить на другой , тем самым оперативно ввести в строй инвентарь и отдать его клиенту, а тот, который сломан, уже передать в ремонт и отремонтировать и то и то.

Довольные клиенты Прокат в Ростове
Довольные клиенты Прокат в Ростове

Продвижение

Сайт, на мой взгляд, очень хороший инструмент. Создание сайта проката с широким ассортиментом товаров требует весомых вложений времени и денег. Так же необходимы дальнейшая поддержка актуальности витрины и техническая поддержка. Не все могут это себе позволить, особенно на начальных этапах работы. Инстаграм как инструмент продвижения - это, конечно, отлично, но для бизнеса не так эффективно, так как последнее время пользователи вообще перестают «лайкать» коммерческий контент. Начинается так называемая рекламная слепота. Оно и понятно - сейчас очень много информации со всех сторон. Инстаграм для моего проката был отличной платформой для диалога с клиентом, но не более. Для того, чтобы Инстаграмм работал как полноценная рекламная единица, необходим весомый бюджет, а так же компетентный человек, который бы этим занимался регулярно.

Дашборд программы для проката Rent in Hand
Дашборд программы для проката Rent in Hand

Учет

Контроль и учет денег и клиентов в прокате - очень сложный процесс. Классические CRM не удовлетворяют запросам прокатчиков в полной мере. Записывать на бумаге или в электронных таблицах - устаревший процесс, который требует еще и последющей обработки и анализа записанных данных. Да, конечно, на этапе, когда у вас несколько единиц инвентаря и десяток клиентов, этим можно обойтись, но как только начинается рост и масштабирование бизнеса, тут без системы не обойтись. Нужна платформа с гибким управлением и возможностью вносить специфические данные товара, учитывать как постоянные, так и непредвиденные расходы, отслеживать поток клиентов с возможностью анализа каждого конкретного посетителя и его предпочтений.

33
Начать дискуссию