Как российский предприниматель привлек $8 млн в южноазиатский проект

Рассказ сооснователя сети бюджетных отелей Zen Rooms Никиты Семенова.

Никита Семенов, сооснователь Zen Rooms
Никита Семенов, сооснователь Zen Rooms

К 24 годам Никита Семенов закончил Высшую школу менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета и магистратуру во Франции. После магистратуры устроился аналитиком в банк HSBC в Лондоне и быстро уволился: «Мне не подошла такая работа, хотелось большего», — комментирует Семенов. Тогда он нашел компанию Rocket Internet и подал заявку на стажировку. Проходить стажировку его отправили в Джакарту.

Rocket Internet копирует западные сервисы для развивающихся рынков. Например, азиатский онлайн-магазин Lazada создан по модели Amazon.

В Rocket Internet Семенов отвечал за продажи в компании Lamudi — аналоге российского сервиса ЦИАН. По словам предпринимателя, он быстро разобрался в онлайн-маркетинге и структуре бизнеса.

Как пришла идея создать сеть отелей в Азии

Бизнес-модель Zen Rooms копирует уже существующий проект индийского предпринимателя Ритеша Агарвала Oyo rooms.

В 17 лет Агарвал запустил свой первый бизнес — платформу для брони бюджетных отелей и хостелов. Вскоре он понял, что не может обеспечить хороший сервис каждому путешественнику, потому что не контролирует качество комнат самостоятельно. Тогда Агарвал решил изменить концепцию своего сервиса.

В мае 2013 года предприниматель запустил проект Oyo rooms, который объединяет бюджетные отели и хостелы. Oyo rooms сотрудничает с бюджетным сегментом, потому что он не способен конкурировать с известными гостиничными сетями и платить комиссию крупным онлайн-системам бронирования отелей Booking.com и Agoda. Размер комиссии составляет 18-22% от стоимости каждого номера в сутки.

Oyo rooms берет на себя несколько комнат и организует в каждой одинаковый сервис: быстрый интернет, горячую воду, чистоту, — и ставит свой логотип на подушках.

К 2017 году Oyo rooms привлекла инвестиции на сумму $100 млн и расширила присутствие до 181 города в Индии.

В 2015 году, спустя полгода после начала работы в Rocket Internet, Семенову пришла в голову идея скопировать бизнес-модель сервиса и запустить его в Джакарте. Он подготовил презентацию для Rocket Internet, получил поддержку, нашел двух сооснователей и запустил проект. «Компания поощряет сотрудников открывать свой бизнес. Если у кого-то есть идея, он отправляет ее на рассмотрение в специальный комитет. Комитет даст шанс, если идея перспективная», — рассказывает Семенов.

С Джакарты Семенов решил начать, потому что рынок Индии и Индонезии похожи. В августе 2015 года сооснователи нашли пять отелей, где средняя стоимость комнаты за ночь составляла $10-15. Чтобы сохранить бюджетные цены для клиентов, выбирали отели без сайтов и с низкой стоимостью комнат.

Поскольку бизнес-модель сработала, Семенов решил увеличить масштаб и расширить количество отелей — для этого компания в 2015 году создала сайт и мобильное приложение.

«Нас никогда не обвиняли в копировании идеи Oyo rooms. Их уже пытались копировать в Индии, ни у кого не получилось», — вспоминает Семенов.

По словам Семенова, посевные инвестиции в размере $3,9 млн он получил в Asia Pacific Internet Group в ноябре 2015 года. В апреле 2017 года общий объем инвестиций составил $8 млн, из которых $4,1 млн пришлось на раунд серии А.

«В моей семье есть предприниматели. Наверное способность делать бизнес — это семейное», — делится Семенов. Его двоюродный брат Василий Русинов вошел в рейтинг предпринимателей до 30 лет Forbes 30 Under 30 по Юго-Восточной Азии. Его проект mClinica занимается тем, что предоставляет фармацевтическим компаниям статистику по купленным в аптеках лекарствам.

Как российский предприниматель привлек $8 млн в южноазиатский проект

Команда

Партнеры Семенова — два предпринимателя: Нейтон Бублил и Кирен Танна. Бублил работал финансовым аналитиком в Deutsche Bank и консультировал Министерство внешней торговли Франции. Танна — сооснователь и бывший руководитель Foodpanda. «У меня не было опыта, только идея. Сооснователи старше и опытнее меня», — вспоминает предприниматель.

Танна работал в Rocket Internet и задумывался о том, чтобы копировать сервис, поэтому присоединился к Семенову. Руководители Rocket Internet нашли Бублила и предложили ему стать сооснователем проекта. Он согласился. «Мы друг друга не знали, но это не мешало. Rocket Internet объединяет людей, похожих по духу и профилю», — рассказывает Семенов.

Танна отвечает за управление продуктом и ИТ, Семенов — за продажи и операции, а Бублил — за отношения с инвесторами и юридические вопросы.

По словам предпринимателя, 60% топ-менеджмента Zen Rooms родом из России: операционный директор, руководитель CRM-системы, директор по коммуникациям и половина команды по развитию.

Команда Zen Rooms, фото из личного архива Никиты Семенова
Команда Zen Rooms, фото из личного архива Никиты Семенова

Как работает Zen Rooms

Перед анонсом на сайте команда готовит отель: договаривается с ним о фиксированной сумме за ночь, берет несколько комнат и приводит их в порядок. Стандарты везде одинаковые: Zen Rooms проводит быстрый интернет, кондиционер, горячий душ, чистую кровать и брендирует комнату логотипом. Затем Семенов размещает отель на сайте Zen Rooms и продает бронирование с наценкой. Разницу между выплатой отелю и оплатой брони сервис забирает себе.

«Например, у отеля есть 100 комнат, 20 из них пустые. Тогда мы просим отдать нам в работу 20 комнат. У всего этажа будет имя Zen Rooms. За каждое бронирование мы, допустим, платим отелю 500 рублей, а продаем за 1000 рублей. Рейтинг у нас высокий, а цены низкие, потому что процессы оптимизированы», — рассказывает предприниматель.

Когда Zen Rooms управляет всем отелем, Семенов договаривается с владельцем работать по договору выполнения плана продаж. По словам предпринимателя, отелям выгодно работать по такой схеме, потому что за наполняемость отеля полностью отвечает Zen Rooms.

Иногда в отеле нет администратора и действует система самостоятельной регистрации. Гость приходит, регистрируется и заселяется.

Устройство для самостоятельной регистрации
Устройство для самостоятельной регистрации

Семенов говорит, что в отличие от больших гостиничных сетей, большинство гостей бронируют комнаты напрямую через сайт Zen Rooms, а не агрегатор.

«Мы ещё не прибыльны, но регулярно зарабатываем больше, чем расходуем на выплаты отелю, маркетинговые материалы и прочие операционные расходы», — рассказывает предприниматель.

География

По словам Семенова, главный рынок Zen Rooms — это Индонезия. После нее компания вышла в Филиппины, Сингапур, Таиланд, Шри-Ланку и Малайзию.

В Индонезии живет 264 млн человек, а ВВП страны в 2014 году составлял $889 млрд. Семенов предполагает, что Zen Rooms вырастет на этом рынке.

Схожая черта рынков Юго-Восточной Азии — развитый внутренний туризм. «Есть сложные рынки, например — Таиланд. Там больше развит международный туризм: люди едут Франции или из Германии, их нужно разделять по разным маркетинговым группам», — отмечает Семенов.

Южноазиатские отельеры не всегда могут обеспечить обещанный клиенту сервис. «Когда я приехал, то не понимал, как работает этот рынок. Позже заметил паттерны, которые действуют по всей Юго-Восточной Азии. У отелей одни и те же проблемы: сотрудники не знают, как почистить кондиционер, провести быстрый интернет и обучить персонал», — рассказывает предприниматель.

Задача Zen Rooms — обеспечить клиенту одинаковое качество сервиса в любой комнате вне зависимости от города. «В России отельеры более образованные, они знают, что если повысят качество номера, то заработают больше денег. В Индонезии не так. Они строят отель и думают, что он сам себя продаст и привлечет клиентов», — рассказывает Семенов.

Комната Zen Rooms
Комната Zen Rooms

Планы развития

В апреле 2017 года две корейские компании SBI Investment Korea и Redbadge Pacific вложили в Zen Rooms $4,1 млн.

По словам предпринимателя, первый приоритет Zen Rooms — брать больше отелей в полное управление и увеличивать количество комнат в каждом отеле.

Вторая задача — расширить присутствие Zen Rooms в большем количестве городов. «Например, человек был в Маниле, остановился в Zen Rooms. Потом он летит в Джакарту и заселится у нас, потому что доверяет. Если в городе путешествия есть Zen Rooms, клиент пойдет туда, а если нет — мы его потеряем. Поэтому нужно подключать новые города», — рассказывает Семенов.

Третья задача — оптимизировать маркетинговую стратегию и повысить узнаваемость бренда.

По словам Семенова, у Zen Rooms большие цели на 2017 год: расширить присутствие в Индонезии с 12 до 20 городов, увеличить количество отелей в управлении с 70 до 120 и войти в топ-3 по среднему размеру комнат в Индонезии. «Сейчас мы топ-4», — делится предприниматель.

99
19 комментариев

По словам предпринимателя, 60% сотрудников Zen Rooms родом из Росси

6
Ответить

Читайте внимательней. 60 % не среди сотрудников, а среди топ-менеджмента.

1
Ответить

Ну ок, провели душ, воду, интернет, но обслуживанием номеров же занимаются владельцы отеля - как контролируется качество сервиса с их стороны, учитывая что "строят отель и думают, что он сам себя продаст и привлечет клиентов"?

2
Ответить