Коптер-курьер, дрон-спасатель и беспилотник-полицейский

Московский предприниматель Олег Понфиленок создает автономные летательные устройства.

Олег Понфиленок, основатель Copter Express
Олег Понфиленок, основатель Copter Express

В 2010 году Олег Понфиленок выпустился из МФТИ. Он решил не связывать свою жизнь с наукой, а заняться бизнесом, и открыл компанию для интернет-трансляций мероприятий.

В начале 2013 года он стал искать новое направление для бизнеса. Предприниматель обратил внимание на зарождавшуюся сферу доставки грузов с помощью беспилотных летательных аппаратов. Например, американская компания Matternet с 2011 года проводила испытания устройств, способных поднимать в воздух легкие предметы и перевозить их на расстояние до 20 километров.

У Понфиленка возникла идея — спроектировать автономного дрона-курьера и док-станцию, которую можно было бы использовать одновременно и для зарядки, и для приема грузов. Предприниматель разбил проект на два этапа: в первую очередь он занялся разработкой летательного аппарата.

Для этого он основал компанию Copter Express, арендовал трехкомнатную квартиру под офис и нанял несколько инженеров. Они должны были спроектировать прототип и создать программное обеспечение, чтобы устройство могло перемещаться по заданным контрольным точкам без дополнительного вмешательства человека.

К концу 2013 года разработчики обнаружили, что в домашних условиях рыночный продукт разработать невозможно, и им требуется промышленное помещение, где можно установить специализированное оборудование — например, 3D-принтер, станок для фрезеровки или лазерной резки и так далее.

Сперва команда переехала в промзону на территории бывшего завода «Москвич», а затем — в технополис «Москва», расположенный неподалеку. Сейчас Copter Express арендует несколько помещений общей площадью 600 м².

​Первые три года бизнес был убыточен — предприниматель ежемесячно инвестировал от 500 тысяч до миллиона рублей за счет своей первой компании. Понфиленок тратился на аренду, запчасти и фонд оплаты труда — количество сотрудников быстро превысило 20 человек.

Инженеры тестировали различные версии устройств: им требовалось создать достаточно легкий летательный аппарат, способный перемещать грузы массой от одного килограмма на расстояние до 15 километров.

Первый клиент

Пока шли эксперименты, Понфиленок искал клиентов, которых могла бы заинтересовать технология. Предприниматель понимал, что пока рыночный продукт не готов, он может использовать прототип только для разовых акций.

В 2014 году он договорился с основателем сыктывкарской сети «Додо пицца» Федором Овчинниковым и организовал доставку пиццы по воздуху. Сотрудник сети отправлялся в места массового скопления прохожих и рассказывал им о новой опции, предлагая заказать пиццу. Через несколько минут прилетал коптер и спускал ее на тросе.

За первый день «Додо Пицца» выполнила шесть заказов, заработав 3270 рублей. Ролик о мероприятии стал вирусным, и на событие обратила внимание местная транспортная прокуратура. Олег Понфиленок получил постановление сыктывкарского суда о штрафе в 50 тысяч рублей за доставку грузов по воздуху без лицензии.

Однако 10 декабря 2014 года Понфиленку удалось обжаловать решение мирового судьи и отменить штраф: согласно воздушному кодексу, лицензирование грузоперевозок требуется только индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, а он заключал договор с «Додо пицца» в качестве физического лица.

«Чем больше будет таких решений, тем больше роботехника будет развиваться в России. Я надеюсь, эта победа будет прецедентом для всей коммерческой беспилотной авиации», — прокомментировал он исход дела.

Коммерческое использование дронов и малой авиации никак не регулируется, однако министерство транспорта планирует разработать «дорожную карту» для легализации предпринимателей, которые работают в этой сфере, до конца сентября 2017 года.

Кроме того, в июле 2017 года вступил в силу закон об обязательной регистрации беспилотников. Однако до тех пор, пока не вступят в силу правила о проведении такой процедуры, владельцы дронов со взлетной массой до 30 кг не обязаны их регистрировать.

Дрон-курьер Copter Express
Дрон-курьер Copter Express

Дроны могут заменить курьеров

Инженеры Copter Express модернизировали беспилотник и добавили возможность «интеллектуальной» посадки — устройство ориентируется по координатам, а при приближении к месту доставки с помощью камеры «ищет» на земле специальную метку.

Благодаря нововведению точность доставки увеличилась: оператору не нужно «вести» дрон в ручном режиме — он может через интернет указать пункт назначения, вложить груз и нажать кнопку «запуск».

​Понфиленку удалось продать устройство в гольф-клуб «Сколково». До мая 2018 года будет длиться пилотный проект, а после — игроки с помощью дрона смогут заказывать кофе на игровое поле. По оценкам предпринимателя, рыночная стоимость дрона-курьера составляет около 250 тысяч рублей — в зависимости от спецификации заказчика.

​В скором будущем мы планируем создать совместный проект с застройщиком «ПИК-Комфорт», чтобы доставлять товары на крышу дома. Для этого там нужно специальную площадку сделать: консьерж будет выходить на крышу, брать посылки и разносить их по квартирам жильцов.

Олег Понфиленок

​По мнению предпринимателя, по мере развития технологий и изменения законодательства беспилотные устройства могут заменить курьеров. Однако пока беспилотникам Понфиленка для прокладки маршрута на безопасной высоте требуется оператор.

В будущем предприниматель планирует разработать трехмерную карту Москвы и других городов, где маршруты будут прокладываться автоматически с учетом высоты зданий и возможных помех — например, проводов.

По мнению Понфиленка, в будущем, когда количество аппаратов возрастет, и они будут летать в условиях плотной застройки, городские власти создадут воздушные линии сообщения, по которым будут летать дроны. Причем они будут спроектированы так, чтобы минимизировать риск повреждения устройств и зданий.

Команда Copter Express стремится к тому, чтобы коптер был рассчитан на 10 тысяч часов работы. Минимизируя риск поломки его компонентов, инженеры снизили вероятность отказа батареи или винтомоторной группы — по утверждению Понфиленка, она составляет 0,01%, и за два года эксплуатации не произошло ни одной аварии.

Сейчас инженеры работают над разработкой аппаратной и программной части резервных систем. Их цель — сделать так, чтобы устройство могло продолжить полет после внештатной ситуации: например, если откажет один из моторов или батарея.

К 2017 году компания представила док-станцию для коптеров, которая позволяет заряжать устройство в перерыве между вылетами. С помощью приложения оператор может настроить периодичность и маршрут вылетов — сейчас Copter Express ведет переговоры с охранными, строительными фирмами, а также с представителями МЧС и МВД, которых может заинтересовать технология.

Розничная стоимость комплекта составит 500 тысяч рублей. Помимо станции в него входит коптер и метеостанция. Летательное устройство сможет поднимать груз до 1,5 килограмма: в зависимости от требований заказчика это может быть оборудование для съемки с воздуха или лекарства для пострадавших.

Предприниматель планирует производить 50-100 устройств в год, а в 2018 году начать продажи за рубежом.

Дроны для образования

В мае 2017 года Понфиленок на базе своего производства открыл Центр молодежного инновационного творчества «Коптер». Он проводит уроки для детей и помогает им конструировать, собирать, настраивать и программировать летательные устройства.

Кроме того, предприниматель проводит детские хакатоны по программированию дронов: последний с призовым фондом в 50 тысяч рублей состоялся в июле 2017 года. Студенты должны были собрать коптер «Клевер» и составить код, чтобы он танцевал в воздухе.

«Клевер» — это конструктор квадрокоптера для образовательных учреждений, который также производит Copter Express. Помимо инженеров в компании работают педагоги — они разрабатывают учебно-методические материалы для учителей и пособия для школьников.

Учебный коптер «Клевер»
Учебный коптер «Клевер»

Сперва преподаватель объясняет принцип работы устройства и основные принципы аэродинамики. Затем помогает школьникам собрать коптер. После этого они учатся пилотировать его в ручном режиме и выполняют полетные задания или соревнуются в скорости.

Финальный этап — программирование, когда ученики проходят базовый курс микроэлектроники, а затем пишут код для того, чтобы коптер мог автоматически избегать столкновения с препятствиями.

Стоимость одного конструктора — 39 тысяч рублей. Компания продает минимум 10 комплектов — для школ, колледжей и детских технопарков. В год Copter Express производит около 1000 устройств. Размер выручки и прибыли компании Олег Понфиленок не называет.

По словам предпринимателя, первое время школы неохотно покупали продукт, потому что не видели в нем ценности. Тогда менеджеры по продажам стали обращать внимание директоров на то, что с помощью конструктора ученики смогут подготовиться к участию в соревнованиях WorldSkills, Всероссийской роботехнической олимпиаде, Олимпиаде НТИ или «Робофесту».

Участие в соревнованиях поднимает школу в рейтинге учебных заведений. Чем выше место — тем больше родителей хотят отдать своих детей именно в эту школу, гимназию или лицей.

Тем не менее, по оценкам предпринимателя, школы находятся на третьем месте по объемам продаж. На втором колледжи, а на первом — детские технопарки.

В 2018 году Понфиленок планирует выйти на рынок США и представить обучающий дрон-конструктор. Он планирует переработать продукт таким образом, чтобы в процессе сборки ребенок мог обойтись без взрослых. Например, добавить простой учебник.

Кроме того, он собирается увеличить объемы производства и продажи промышленных коптеров. «Я делаю ставку именно на автономные дроны. Это огромный рынок, который еще никем на занят, и нам он интересен в мировом масштабе. За рубежом мы сможем заработать еще больше денег», — заключает Понфиленок.

4K4K открытий
2 комментария

Хорошее направление. Воспоминаю, как собирали в 2010 году Mikrokopter Hexa 2 =) Приехала коробочка с набором проводов, плат, профиля, во всём этом надо было разобраться, спаять, настроить, облетать и научиться =) Сейчас, всё намного казуальнее стало =)

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить