Технологичное ЖКХ из Екатеринбурга

Директор управляющей компании «Лига ЖКХ» Илья Сотонин об опыте внедрения информационных технологий и принципа холакратии в сфере ЖКХ.

Илья Сотонин
Илья Сотонин

«Лига ЖКХ» обслуживает около 30 домов в Екатеринбурге и области, а еще 130 подали заявки. В 2017 году компания вышла в Подмосковье и параллельно открыла продажу франшиз, получив более 20 заявок из разных городов. Стоимость франшизы — от миллиона рублей, говорится на сайте проекта.

Ежегодная выручка «Лиги ЖКХ» составляет 50 млн рублей в год, чистая прибыль — 600-700 тысяч рублей в месяц. Директор компании Илья Сотонин оценивает «Лигу ЖКХ» в 100 млн рублей. Его оценка подтвердилась в конце ноября 2017 года, когда удалось привлечь первые инвестиции в размере 5 млн рублей за долю в 5%. Имя инвестора основатель «Лиги ЖКХ» не раскрывает.

Директор компании Илья Сотонин рассказал vc.ru, что такие результаты связаны с внедрением ИТ-подхода в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Логотип «Лиги ЖКХ»
Логотип «Лиги ЖКХ»

В начале 2000-х семья Сотониных переехала во второй корпус Городка Чекистов — комплекс домов в стиле конструктивизма, построенного в 1930-х годах. В 21 веке эти здания оказались не готовы к такой проблеме, как сливание канализации на земляной пол в подвале — дома гнили.

В 2006 году родители Сотонина решили создать ТСЖ (товарищество собственников жилья) и начали приводить всё в порядок: отремонтировали общедомовое имущество и поменяли систему отопления. Постепенно на базе этого товарищества сформировалась маленькая управляющая компания, в штат которой вошло три сотрудника.

Жители одного из домов Екатеринбурга, посмотрев на успешный опыт Сотониных, попросили помощи в создании ТСЖ, а чуть позже, не понимая, как действовать дальше самостоятельно, просто наняли молодую УК на обслуживание примерно за 80 тысяч рублей.

Родители Ильи Сотонина продолжили дальше развивать ТСЖ, а он сам в мае 2012 года собрал документы и поучаствовал в первом тендере на выбор управляющей компании в одном из районов города. Так как его компания оказалась единственным участником конкурса, «Лиге ЖКХ» досталась только что введенная в эксплуатацию новостройка.

На самом деле, это была большая авантюра. Сотрудников на тот момент практически не было, я на все звонки отвечал сам и знал только контакты нескольких сантехников и электриков. Как только что-то случалось, направлял этих мастеров в дом, часто приходилось и самому выезжать на место

Илья Сотонин
, директор «Лиги ЖКХ»

Холакратия и ИТ

Позже появилась небольшая команда, но как только Сотонин пришел к тому, чтобы сделать «Лигу ЖКХ» ИТ-компанией, пришлось опять начинать с нуля, потому что все, кто уже был в штате, не хотели переучиваться.

Он начал искать мастеров, у которых не было опыта работы в управляющих компаниях, потому что все, кто уже проходил через это, привыкли к некорректному стилю общения с жителями. Директору «Лиги» хотелось сломать стереотип о «пьяных сантехниках». Кроме того, нужны были программисты для реализации всех идей.

Сейчас бизнес построен по принципу холакратии (управлении без иерархий и менеджеров). В основе — центральный круг, то есть штаб-квартира компании. Там расположен консьерж-офис, который представляет собой аналог службы технической поддержки, помогающей любому жителю через чат на сайте или телефон.

Также в центре находятся команды, занимающиеся ИТ-разработками, в том числе развитием глобального помощника Liga IS. Еще в основном круге происходит прием платежей, и находится «Академия Лиги», где занимаются подготовкой будущих сотрудников компании.

Помимо центрального, существуют базовые круги. Каждый из них обслуживает около 100 тысяч квадратных метров жилья и у всех членов его команды есть своя роль.

Комьюнити-менеджер — человек, который контролирует все финансовые аспекты деятельности домов, хаус-мастера (их обычно от двух до четырёх) — специалисты, которые ухаживают за домами, в основном это касается сантехники и электрики. Также в базовых кругах работают дворники и уборщики.

Хаус-мастер в фирменной форме «Лиги ЖКХ»
Хаус-мастер в фирменной форме «Лиги ЖКХ»

Требования к персоналу высокие. Например, на сайте управляющей компании в разделе вакансий указано, что хаус-мастер должен относиться к дому как к своему, а также запоминать жильцов и дружить с ними. Хороший сервис — главная отличительная черта «Лиги ЖКХ», считает Илья Сотонин.

Каждая команда на 100 тысяч квадратных метров автономна. И каждый базовый круг — отдельное юридическое лицо. Таким образом обеспечивается безопасность работы. По мнению Сотонина, в текущих условиях на рынке можно легко «потопить» любую управляющую компанию и не так страшно, если это случится с одной из многих небольших, чем с единственной на миллион квадратных метров.

У всех домов есть свой счет на оплату жилищных расходов. Информация о том, на что были потрачены средства, находится в открытом доступе на специальном сайте, данные на который поступают напрямую из банка. Это одна из разработок «Лиги ЖКХ».

Кроме того, компания разработала конструктор подъездов, в котором как в конфигураторе автомобилей можно выбрать любую отделку и сразу увидеть её стоимость.

Конструктор подъездов
Конструктор подъездов

Также «Лига ЖКХ» разрабатывает совместный проект с электроэнергетической компанией «Т Плюс», а именно рейтинг домов по энергоэффективности. Любой житель сможет увидеть, сколько его дом тратит тепла в пересчете на квадратный метр по сравнению с аналогичными домами по городу.

На создание всех этих программ Сотонин потратил 2 млн рублей, а всего в проект было вложено 6 млн рублей, вырученных с продажи трёх земельных участков.

Блокчейн в сфере ЖКХ

Согласно новому законопроекту Минстроя, жители должны будут платить за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям. Поэтому в планах у Ильи Сотонина трансформация «Лиги ЖКХ» в жилищный сервис на блокчейне, создание собственной криптовалюты под названием «Ликоины» и проведение ICO.

Внедрение «Ликоинов» запланировано уже на 2018 год, но сначала это будет больше напоминать систему лояльности в банках. Жители смогут получить «Ликоины» как бонусы за те или иные достижения, например, своевременную оплату услуг, а потом их можно будет потратить на те же услуги.

Открытость и сарафанное радио

Никакую рекламу и продвижение «Лига» не использует, заявки на новые дома приходят только через сарафанное радио.

«Традиционные» компании, по словам директора, не готовы принимать конкурента, поэтому уже неоднократно поджигали служебные машины, офис и лифты в жилых домах, которые выбрали «Лигу».

Несколько раз Сотонина приглашали выяснить отношения на улице, предлагали ему продать компанию, а получив отказ, в очередной раз портили имущество УК или её клиентов.

После подобных случаев появляется еще больше заявок не только из Екатеринбурга, но и из Челябинска, Калуги, Костромы, Ставрополя, Краснодара, Казани, Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области, говорит основатель «Лиги ЖКХ».

Карта заявок от домов по всей России
Карта заявок от домов по всей России

Сотонин считает, что успех его бизнеса состоит именно в открытости и прозрачности. Он также полагает, что такую схему работы удается реализовывать благодаря ИТ-разработкам.

Директор компании сравнивает «Лигу ЖКХ» с технологической сетью ресторанов быстрого питания: «У нас большое пересечение с "Додо Пиццей". У них есть Dodo IS, мы развиваем аналогичную систему, только для сферы ЖКХ».

Директор «Лиги ЖКХ» изучил опыт других стран и не обнаружил похожих управляющих компаний. Например, в Германии рынок управления жильем хорошо функционирует и на старых технологиях, говорит он.

Знакомые Сотонина из Екатеринбурга открыли УК в Дубае и обслуживают две башни по 100 000 квадратных метров. Сотонин думал, что сможет научиться у них чему-то новому, но оказалось, что в этой компании всё тоже работает на ручном управлении.

Дело в том, считает Сотонин, что в других странах процессы отлажены — и жители не сталкиваются с болью, которая заставила бы их что-то поменять. В России такая боль есть: подавляющее большинство жителей негативно оценивают то, что происходит с их домами, и активно борются с управляющими компаниями.

Раз существует боль, нужно чтобы появилось что-то крутое, что решит проблемы, возможно, это крутое и есть мы. Так что после налаживания работы в России, в планах прийти с нашими технологиями в другие страны.

Илья Сотонин
, директор «Лиги ЖКХ»
8989
91 комментарий

История очень хорошая. Вменяемого, честного, прозрачного сервиса очень не хватает рынку. А если еще и удастся сэкономить - то это вообще будет бомба.
Если пилотный проект будет успешен, то можно просить бесплатного пиара у независимых политиков и топ-блогеров.

49
Ответить

Артемий Лебедев уже писал про жэк мечты) конструктор подъездов наш ему понравился

30
Ответить

Да ну так ли это смотрим.
Что собой представляет франшиза? Это договор между вами и крупной корпорацией, имеющей свой бренд. В чём заключается смысл контракта? Вы, грубо говоря, берёте в бессрочную аренду торговую марку компании и получаете право на её использование в своём регионе.
В сети можно найти кучу определений, но никто даже не пытается объяснить, что такое франшиза простыми словами. Люди, привыкшие иметь дело с деньгами и экономикой обычно пытаются пустить пыль в глаза более сложными словами и конструкциями, когда можно доходчиво рассказать при помощи нескольких предложений.
Минусы, о которых предпочитают не говорить.
Первое описание производит впечатление, что франшиза – лучшее, что придумала деловая часть человечества. Но ведь в любой бочке мёда найдётся своя ложка дёгтя, или сразу несколько. Для начала стоит понять, что никакого свободного полёта мысли не будет. После оплаты первоначального взноса вам пришлют подробный бизнес-план для вашего региона. Там будет указано всё:
Необходимая сумма инвестиций.
Желаемая площадь и расположение вашего представительства.
Список оборудования и материалов, которые вы должны закупить.
Численность штата работников.
Даже форма будет от компании.
Пришлют ещё и учебные пособия, по которым надо будет тренировать персонал. Не забывайте о правилах, которые придётся соблюдать или платить штраф. Просто так «порвать» с конторой не получится, в штате любой крупной корпорации десятки и сотни лучших юристов, готовых вгрызться в вас по первому приказу. Ещё много раз придётся вспомнить подписанный договор, составляют ведь его совсем не в вашу пользу.
Внимательно читайте свои обязательства, многие фирмы жёстко регламентируют закупки товаров. Покупать придётся либо у владельца франшизы, либо у его поставщиков. Учитывая цены и наличие конкурентов с более приятными условиями, такой пункт может лишить вас дополнительной прибыли.

2
Ответить
Комментарий удалён модератором

Да, есть такое ТСЖ «454» в Нижнем Новгороде. Председатель — отличный хозяйственник.
http://moidomru.ru/tsj454/

1
Ответить

«Традиционные» компании, по словам директора, не готовы принимать конкурента, поэтому уже неоднократно поджигали служебные машины, офис и лифты в жилых домов, которые выбрали «Лигу».

Шел 2017 год. В этой стране что-нибудь меняется?

19
Ответить

Что вы хотите, 17 год.

8
Ответить