Язык до Амстердама доведет: зачем нашей стране английский?

Вместе с экспертами EF Education First и EF Academy подводим результаты опроса двух миллионов взрослых людей в 112 странах и регионах и разбираемся, почему повышение уровня владения языком — история в интересах всего государства.

Источник: unsplash.com
Источник: unsplash.com

Если посмотреть на число носителей языка — в мире английский едва входит в топ-3. Он родной для 335 млн человек, в то время как китайский — для 1,15 млрд, а испанский — для 399 млн. Но всё меняется, когда открываешь справочник Ethnologue по распространенности языков по планете. Здесь английский — царь и король. На нём говорят 1,35 млрд человек в 146 странах.

Так что на роль общего языка в глобальном мире будущего английский можно назвать кандидатом №1. Страны, которые это приняли, показывают лучшие результаты по развитию экономики, обеспечению уровня жизни, свобод и возможностей для своих граждан. К таким выводам пришли в Education first, протестировав 2 миллиона взрослых в 112 странах и регионах.

Курица или яйцо?

По результатам опроса EF EPI 2021, в топ-5 по знанию английского среди стран, где язык не считается государственным, вошли Нидерланды, Австрия, Дания, Сингапур и Норвегия. По ВВП на душу населения, если верить данным Международного валютного фонда, эти страны занимают места не ниже 13-го. Россия же на 51-м месте и в рейтинге знания английского, и в отчете МВФ.

Язык до Амстердама доведет: зачем нашей стране английский?

Среди городов в лидерах Амстердам, Копенгаген, Хельсинки, Вена и Стокгольм. Они же входят в число наиболее комфортных для жизни, по версии авторитетного издания Monocle. Российские мегаполисы в рейтинге Education first заняли более скромные места: Санкт-Петербург — на 47-м, Москва — на 49-м, Казань — на 76-м. Уровень владения английским в них эксперты образовательного центра оценивают как средний.

Мы можем бесконечно спорить, является ли хорошее знание английского причиной успеха стран и городов или следствием высокого уровня жизни. Но не получится отрицать, что в экономике английский — главный язык коммуникации. Он убирает барьеры в глобальном разделении труда, повышает конкурентоспособность, облегчает международную торговлю и помогает компаниям закрепиться на мировом рынке.

Выбирать лучшее

Насколько экономика и конкуренция глобальна, легко проследить по наукоёмким отраслям. Производители авто объединились в международные концерны и альянсы: сегодня 90% автомобилей выпускают всего 12 компаний. В российской Lada Largus стоит французский двигатель Renault и кузов от румынской Dacia, а в Lada Vesta — двигатель разработки японской Nissan. Концерны берут лучшее от каждой страны, чтобы быть конкурентоспособными на глобальном рынке.

Чем сложнее продукт, тем важнее изучение английского

Ещё более яркий пример — американский Boeing 737, который собирают вообще всем миром. В самолете используют детали из Японии, Кореи, Швеции, Италии, Франции, Англии, Канады, Австралии, США и других стран. Чем сложнее продукт, тем важнее международная кооперация и изучение английского.

Английский — это также язык инноваций и обмена. 63,6% всех сайтов в мире публикуют контент на английском, в то время как на русском — 7%. Без знания иностранных языков специалисты автоматически лишают себя доступа к информации и остаются на шаг позади: ждут, пока переведут научную статью или книгу, не могут самостоятельно познакомиться с технической документацией или подготовить её для экспортного продукта.

63,6% всех веб-сайтов в мире на английском языке. Второй с большим отставанием — русский (7%) Источник: w3techs.com.

В самом по себе английском нет ничего инновационного или научного. Но тот факт, что на нем говорит так много людей, создает сетевой эффект: чем больше используют язык, тем полезнее он становится. В исследовании EF EPI выявил прямую связь между показателем глобальных инноваций и уровнем владения языком.

Язык до Амстердама доведет: зачем нашей стране английский?

Запрыгнуть в последний вагон или выбрать особый путь?

Если отбросить все политические мотивы, то чем скорее Россия начнет глобально вкладывать в изучение населением английского языка, тем лучше будет для жителей и, соответственно, государства. В Education first нашли прямую связь между конкурентоспособностью талантов и владением языком. Навык настолько важный, что с 2025 года Организация экономического сотрудничества и развития включит английский в Программу международной оценки знаний учащихся (PISA) наряду с чтением, математикой и естественными науками.

Язык до Амстердама доведет: зачем нашей стране английский?

Есть и подводные камни. В краткосрочной перспективе всеобщее обучение английскому в стране с не самым высоким уровнем жизни способно привести к оттоку населения в другие государства. По словам секретаря Российской академии наук Николая Долгушкина, Россия — единственная из развитых стран, где несколько десятилетий подряд уменьшается число ученых. Из страны уезжают по 70 тысяч квалифицированных специалистов в год. Но в долгосрочной перспективе Россия от открытости только выиграет. У такого вывода есть шесть причин.

1. Зарубежный бизнес всё чаще собирает распределенные команды, а не занимается релокацией талантов. При этом компании готовы платить зарплаты, которые выше, чем на локальных рынках. Так жители страны развивают компетенции с лидерами рынка и получают высокую белую зарплату извне, а платят налоги и тратят деньги внутри страны. Растет денежная масса, в том числе и валютная.

2. Классным специалистам незачем уезжать, когда такая возможность всегда открыта, а в родной стране можно получить хорошее языковое и не только образование. Например, по словам основателя и генерального партнёра Fort Ross Ventures Виктора Орловского, в Калифорнии расходы на обучение одного ребенка в совокупности составляют порядка $2,5-3 млн. Это гораздо больше, чем в России: такой разрыв заставляет задуматься и в итоге остаться. Пока что более 50% студентов в ИТ хотят уехать за границу. Тотальная открытость может помочь сохранить таланты в стране.

3. Объемная картина мира складывается благодаря инклюзивности в получении информации. Изучить разные точки зрения и развить критическое мышление сложно без английского, поскольку большая часть контента создается на этом языке. Многомерная картина мира помогает быть более толерантными. Свободное от предрассудков и комфортное для жизни общество — ещё одна причина, почему талантливые, успешные, богатые и квалифицированные остаются в стране. Результаты опроса Education first подтверждают прямую связь между знанием английского и глобальным показателем свободы.

Язык до Амстердама доведет: зачем нашей стране английский?

4. Движение капитала — ближе к англоговорящим специалистам. При условии стабильности экономики и гарантиях безопасности ведения бизнеса зарубежные компании будут открывать филиалы и исследовательские центры в нашей стране — ближе к интегрированным в глобальный мир и относительно недорогим ученым. Например, в “Сколково” со стартапами работают исследовательские центры японской FANUC, американской Boeing, немецкой Phoenix Contact и других компаний. Адаптированность российского бизнеса и интеграция в мировую экономику поможет привлечь больше венчурных инвестиций. Быть может тогда в России появится хотя бы один стартап-единорог.

5. Цитируемость научных работ связана с текстами на английском. А от цитируемости зависит престиж российских вузов, имидж ученых и выпускников. Чем он выше, тем больше шансов привлечь сильных экспатов и добиться обратной миграции успешных за рубежом соотечественников. К примеру, подмосковный Сколтех входит в топ-100 молодых университетов мира по версии Nature Indeх и готовит магистров и докторов наук по англоязычным программам, сотрудничает с MIT, Мюнхенским техническим университетом, университетами Швейцарии в Цюрихе и Лозанне. С такой вывеской проще привлекать кого-то из-за рубежа.

6. Здоровье населения. Существует прямая взаимосвязь между качеством образования и владением английским языком, а также между образованием и уровнем жизни. Если родители грамотны, они больше следят за здоровьем, способны лучше заботиться о детях и обучать их. Значит, государство получит более трудоспособное и здоровое новое поколение, что снизит нагрузку на социальные фонды.

Экология и место в будущем

Хотим мы этого или нет, английский всё глубже проникает в другие языки: названия новых разработок и предметов обихода — часто просто калька с иностранного. Маркетологи и рекламисты в России говорят терминами из зарубежной литературы и прекрасно друг друга понимают, обсуждая аффинитивность, конверсии, лиды, таргетинги и так далее.

Язык до Амстердама доведет: зачем нашей стране английский?

Такие глобально обсуждаемые темы, как экология, корпоративная социальная ответственность, ментальное здоровье получают свои наборы профессиональной лексики. И поскольку именно государства с высоким уровнем владения английским входят в топ по качеству окружающей среды, то и пути решения проблемы они ищут, используя английский в коммуникации. Это тоже закрепляет за языком право на лидерство в будущем. И если мы захотим участвовать в решении того же климатического кризиса, без английского нам не обойтись.

1111
4 комментария

Да английский нужен

2

Честно говоря, какой-то глупый вопрос, зачем английский, весь мир общается на этом языке, бизнес ведется с использованием его же, короче неотъемлемая часть нашей жизни

2

Вы всю эту длинную статью пересказали в одном предложении, талант!))

Комментарий недоступен