Персонал для мойки самообслуживания: кто нужен, как искать и обучать

Персонал — ещё одна важная часть мойки самообслуживания. Кто-то же должен поддерживать чистоту, обслуживать оборудование и следить, чтобы точка работала без перебоев. Обычно для этих целей нанимают управляющего и администраторов.

Разберёмся, зачем они нужны, какие задачи выполняют и как распределяются роли на мойке. А ещё — как их искать, обучать и мотивировать.

Кто нужен

Главное преимущество автомойки самообслуживания — нет необходимости в огромном штате сотрудников. Клиенты сами моют свои автомобили — это снижает издержки на персонал.

Но пусть и небольшой, но свой штат сотрудников у вас всё-таки должен быть. В штате обязательно должны быть администратор и управляющий.

Администратор

Администратор — важная, практически ключевая боевая единица на мойке. Он отвечает за техническую и хозяйственную часть мойки.

Основные задачи. В основные задачи администратора входит:

  • уборка боксов и территории,
  • контроль и технический осмотр оборудования,
  • регулярное техническое обслуживание оборудования,
  • заправка ёмкостей с химией,
  • решение вопросов с устранением неисправностей.

Главная миссия специалиста — содержать помещение и оборудование в чистоте и порядке.

Количество. На два поста нужен один администратор.

График работы. Посменный. Занятость — час-два в день.

Требования к кандидату. Никаких особых требований к кандидату нет. Даже специального образования не нужно — мы в 150 bar всё расскажем-покажем, объясним и всему научим.

Администратором стать довольно просто. Особенно для мужчины — здесь в принципе всё понятно. Да и на словах мы всё подробно объясняем: эта синяя штука для того-то, эта белая — для того-то. Потом с опытом всё приходит к человеку.

Егор Пушкарев, Куратор 150 bar

Зарплата. По данным сайта trud.com, средняя зарплата администратора автомойки в России составляет 33 413 рублей. В регионах администратор получает 12 тысяч рублей летом и 15 тысяч рублей — зимой, когда добавляется уборка территории от снега.

Администратор работает по фиксированной ставке в месяц.

Персонал для мойки самообслуживания: кто нужен, как искать и обучать

Управляющий

Управляющий — это, по сути, ваша правая рука. Тот, кому вы можете передать часть управленческих задач и заняться другими делами. Помимо этого, он помогает вам развивать мойку: продумывает маркетинговые акции, просчитывает бюджет, ищет и договаривается с подрядчиками.

Другими словами, специалист берёт на себя всё то, на что у вас не хватает времени, существенно разгружая ваш график.

Основные задачи. Ключевые задачи управляющего:

  • найм, обучение и контроль администраторов,
  • разработка маркетинговой стратегии мойки,
  • увеличение среднего чека и количества клиентов,
  • управление документооборотом,
  • уплата аренды,
  • решение денежных и финансовых вопросов.

Количество. Достаточно одного.

График работы. Занятость — несколько часов в день. Нередки случаи, когда управляющий тратит на работу намного меньше времени, чем администратор.

Требования к кандидату. Если к администратором требований вообще нет, то к управляющим, напротив, есть. И довольно высокие — сама должность уже рангом повыше.

Специального образование здесь тоже не требуется. Но будет плюсом, если у вас есть диплом по менеджменту, маркетингу, экономике, финансам, управлению персоналом или если вы окончили соответствующие курсы. Это поможет вам глубже понимать процессы и лучше справляться с задачами. В любом случае, у человека должна быть определённая квалификация.

Надёжность и ответственность — ключевые качества управляющего. Этому человеку вы должны мочь доверить и оборудование, и деньги, и свой бизнес.

На должность управляющих мы обычно берём уже проверенных в «бою» людей — тех, кто вместе с нами прошёл этап подготовки помещения к открытию, который считается одним из самых трудоёмких. Они уже знают, что и как нужно делать, и как мойка функционирует. А мы знаем, на что они способны и что этим людям можно доверять.

Ещё часто управляющими становятся наши партнёры — те, кто находятся в долях. Это, как правило, заинтересованные люди — всё-таки тоже вложили свои деньги и тоже в некотором роде рискуют. То есть их мотивация тут выше, чем у обычного наёмного сотрудника, и вполне обоснована. А значит, и ждать от них можно лучших результатов.

Роль управляющего может выполнять и сам владелец мойки. Но этот вариант оптимален только в том случае, если мойка небольшая — тогда есть шанс не погрязнуть в рутине и «операционке», а ещё успевать заниматься управлением и развитием бизнеса.

Такие кейсы, когда человек занимается и управлением, и администрированием моек, у нас тоже есть. Но это палка о двух концах. Особенно если количество моек увеличивается, то время у владельца сильно сокращается: он вязнет в этой уборке, починке неисправностей и тушении прочих пожаров. А управлением и развитием мойки он попросту не успевает заниматься. На месте крутится и никак не может из этого порочного круга выбраться. Поэтому лучше всё-таки нанять себе помощника — управляющего.

Егор Пушкарев, Куратор 150 bar

!!! На первых порах владельцу мойки стоит поработать и администратором, и управляющим. Это поможет узнать, как работает бизнес и чем персонал будет заниматься. А ещё сразу увидеть какие-то болезненные точки и понять, на что в работе своих сотрудников смотреть более внимательно.

Зарплата. У управляющего нет фиксированной ставки, он работает за процент от прибыли.

Пример. При прибыли 100 тысяч рублей в месяц зарплата управляющего составит 10 тысяч рублей.

Иногда роли администратора и управляющего совмещают в одном лице, но это крайне редкий случай — когда сильно ограничен бюджет.

По-хорошему нужно сделать так, чтобы каждый сотрудник был на своём месте, все шестерёнки работали и всё это было единым механизмом, единым целым.

Егор Пушкарев, Куратор 150 bar
Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Когда начинать искать людей

Начинать искать людей нужно ещё на этапе подготовки к открытию. Чтобы после запуска мойка не простаивала, а сразу работала как часы и было кому обслуживать клиентов.

Где искать

Здесь у вас есть несколько вариантов.

Среди подрядчиков. Электрики, сантехники, слесари, строители и другие подрядчики, которые задействованы в подготовке к открытию, вполне могут и дальше захотеть с вами сотрудничать. Тем более они уже «в теме», знают как что устроено и быстрее вольются в работу. Поэтому есть смысл предложить вакансию кому-то из них — так вы наймёте человека, насчёт которого нет никаких сомнений, и будете уверены, что задачи будут выполнены как надо.

Через листовки и объявления у подъездов. Листовки и объявления у подъездов — ещё один хороший способ поиска сотрудников. Люди могут заинтересоваться работой рядом с домом. Правда, здесь придётся уже более тщательно отбирать и фильтровать кандидатов — прийти может кто угодно, в том числе и незнакомые с мойками самообслуживания и их устройством.

Доски объявлений. Доски объявлений — наиболее традиционный способ. Обычно мы размещаем на «Авито» — самой популярной доске объявлений, и затем анализируем отклики. На этой площадке в основном представлены вакансии для людей без опыта работы и для специалистов в сфере услуг — как раз то, что нам нужно.

Что указывать в объявлениях о вакансии

Чтобы соискателю было понятно, что от него требуется, что вы от него ждёте и что ждёт его, пропишите в объявлении о вакансии основные пункты:

уровень заработной платы и частоту выплат,

список задач,

график работы,

занятость — полная или частичная,

требования к кандидату,

дополнительные «плюшки» — больничные, отпуска, ДМС и прочее.

Самые распространённые площадки для размещения вакансий — доски объявлений и сайты по поиску работы. У многих из них уже есть свои готовые формы под вакансии — вам остаётся их только заполнить и опубликовать.

Сайты по поиску работы. Ну и самый очевидный путь — бесплатные сайты для поиска работы, которых сейчас очень много. Перечислим самые популярные из них:

Просто вбейте в поиске «Администратор на автомойку» — и изучите резюме, которые выпали в выдаче. Вполне возможно, среди них окажется и ваш будущий идеальный сотрудник.

<p>hh.ru на запрос «Администратор на автомойку» выдаёт 2 502 резюме у 2 043 соискателей. И это только по Москве. Данные — декабрь, 2021 год </p>

hh.ru на запрос «Администратор на автомойку» выдаёт 2 502 резюме у 2 043 соискателей. И это только по Москве. Данные — декабрь, 2021 год

Как обучать

Материалы

Для обучения сотрудников 150 bar предоставляет большой пул материалов:

Должностные инструкции. В инструкциях подробно описан весь функционал сотрудников, их задачи и основные требования.

Чек-листы. Чек-листы есть и для управляющего, и для администратора. В них по пунктам разъяснено всё, что входит в зону ответственности сотрудника: задачи, когда и как их нужно выполнять, регулярность. По сути, это такой «контрольный лист» на случай, если человек что-то забыл — он может посмотреть его и вспомнить нужную информацию или свериться с текущим списком дел и убедиться, что всё сделано правильно и в срок.

Руководства по эксплуатации в облаке. И администратор, и управляющий получают доступ в личный кабинет, который содержит в себе приятные и полезные функции, облегчающие работу с оборудованием:

  • таймер, который показывает, когда надо пройти техобслуживание,
  • инструкции и видео по эксплуатации оборудования.

Допустим, нужно заменить масло в АВД (агрегате высокого давления). Чтобы узнать, как это правильно сделать, достаточно просто зайти в личный кабинет и найти соответствующее видео. Мы постарались, чтобы база материалов была как можно более подробной и полной — на любой случай.

Руководство для работы с клиентами. Управляющему выдаётся специальное руководство, разработанное 150 bar, в котором даны ответы на все актуальные вопросы по общению с клиентами: как с ними разговаривать, как снимать возражения, что предлагать в разных ситуациях и другие.

Эти материалы проработаны опытом. Годами, так скажем. В них отражены слабые точки, на которые следует обращать особое внимание, что нужно выполнять и как оценить работу.

Егор Пушкарев, Куратор 150 bar

Инструктаж

Перед началом работы мы проводим первичный инструктаж и показываем, как что функционирует.

Также мы проводим инструктаж, если появилось обновление в оборудовании или в программном обеспечении — наши сотрудники всегда первыми узнают всю важную информацию, чтобы потом поделиться ей с клиентами.

Как мотивировать

Система мотивации для администраторов и управляющих отличается.

Процент от чистой прибыли для управляющих. Управляющий получает процент от чистой прибыли — это делает его заинтересованным в увеличении доходов и уменьшении расходов.

Премии для администраторов. Для администраторов предусмотрены премии — если сотрудник где-то помог или улучшил что-либо. Но это уже на усмотрение управляющего или владельца мойки.

Что подготовить до найма персонала

Прежде чем давать объявление о вакансиях, подготовьте штатное расписание: укажите все должности на автомойке, опишите обязанности и расчёт зарплаты.

Пункт про персонал должен стать обязательной частью вашего бизнес-плана. О том, как правильно подготовить бизнес-план для автомойки самообслуживания и что в него входит, читайте в статье.

44
Начать дискуссию