Возродить «Родину»

История фермера, который хочет переоборудовать заброшенный совхоз, чтобы создать рабочие места в вымирающем городе Костромской области.

Егор Доставалов
Егор Доставалов

3 марта 2018 года российский фермер Егор Доставалов запустил кампанию по сбору средств на краудфандинговой платформе Boomstarter. Предприниматель планирует собрать 1,5 млн рублей на реконструкцию заброшенного совхоза «Родина» в городе Кологрив Костромской области.

В советские времена на предприятии трудились несколько десятков семей. «Родина» производила мясо, молоко, корма и овощную продукцию. С распадом СССР совхоз пришёл в упадок и стал распродавать по частям имущество — землю и сооружения.

Многие местные жители потеряли работу. Ситуацию усугубило падение цен на древесину в 2008 году из-за мирового кризиса. Лесозаготовки были основной статьёй доходов региона, и когда производить пиломатериалы стало нерентабельно, многие местные компании обанкротились.

В 2008 году в Кологривском районе проживало 7,5 тысяч человек. Из-за сокращения рабочих мест жители начали уезжать в Кострому, Нижний Новгород, Ярославль и Москву. За 10 лет численность населения района сократилась почти на 30%. Сейчас в Кологриве живёт чуть более трёх тысяч человек.

Точка на карте — Кологрив. Расстояние от Москвы — 670 км. От Костромы — 333 км.
Точка на карте — Кологрив. Расстояние от Москвы — 670 км. От Костромы — 333 км.

Глушь

Егор Доставалов — не коренной кологривчанин. Он приехал в город из Твери в 2009 году, купив дом и участок за 100 тысяч рублей. Со временем в Кологрив переехали и его родители — они продали тверскую квартиру, но сохранили бизнес по производству полиграфической продукции.

Доставалов занимался развитием семейного дела и параллельно учился в Московском государственном университете леса (МГУЛ). Окончательно он переехал в Кологрив в 2014 году, окончив магистратуру. К тому времени у него уже появилась супруга и единомышленники — университетские друзья, которые отправились в Костромскую область вслед за ним.

Денис Давыдов, Иван Русанов и Константин Кадурин жили вместе с Егором Доставаловым в одной комнате общежития. «Наша маленькая компания настолько сдружилась, что иной жизни мы уже не представляли. В итоге мы решили вместе уехать в небольшой город и трудиться плечом к плечу», — вспоминает Доставалов.

Вместе с родителями он купил ещё один участок и начал строительство большого дома на две квартиры. Местные жители удивлялись, зачем Доставалов променял столицу на глушь и приехал жить в то место, откуда все бегут. По словам Егора, он мечтал жить в маленьком городе — пить чистую воду и дышать свежим воздухом.

Кроме того, Кологрив располагался вдали от шумных дорог и промышленных предприятий и казался Доставалову идеальным местом для того, чтобы завести детей.

Ферма

На новом месте Доставалов и его друзья решили заняться фермерством. Знаний и опыта в этой области у них не было, и чтобы свести риск к минимуму, они тренировались на личном подворье: завели несколько коров и два десятка кур.

В 2014 году Егор познакомился с местным потомственным скотоводом и попросил его поделиться знаниями. Спустя некоторое время они решили работать вместе. К концу 2015 года Доставалов увеличил стадо до 39 животных.

У скотовода были свои работники — доярка, пастух и скотник. Они следили за стадом Доставалова, но оказались ненадёжными: «Стадо несколько раз разбредалось, и мы ловили его по всему городу», — вспоминает Доставалов.

Молодой человек понял, что даже при поддержке скотовода у него недостаточно знаний и времени, чтобы ухаживать за стадом — животных требовалось кормить, поить, прививать, пасти, доить и убирать за ними в стойлах. А найти надёжных людей среди местных жителей не получалось. Поэтому фермеры стали постепенно сокращать стадо и в итоге оставили только восемь мясных коров — для собственных нужд.

Слева направо: Денис Давыдов, Константин Кадурин, Егор Доставалов и Иван Русанов
Слева направо: Денис Давыдов, Константин Кадурин, Егор Доставалов и Иван Русанов

«Обжёгшись» на молоке, Доставалов и его друзья стали разводить кур для производства яиц. В 2014 году у них было около 50 особей, и предприниматели решили увеличить поголовье. Но и здесь их ждали ошибки, от которых они не могли застраховаться, даже изучив специализированную литературу.

Обустроив лёгкий летний курятник, они закупили 260 цыплят у местной семьи, потратив около 45 тысяч рублей. Фермеры не учли, что следовало «скруглить» углы помещения: ночью похолодало, и чтобы согреться, цыплята сбились в один угол. «Многих просто затоптали», — вспоминает Доставалов. К осени в живых осталось около 150 несушек.

На этом проблемы не заканчивались. В год, согласно «Справочнику птицевода», курица яичной породы может принести более 300 яиц. Но интенсивность кладки и качество продукта зависит от корма, освещённости, температуры и вентиляции. Для взрослой птицы оптимальная температура в помещении составляет 16-18 градусов. Для суточных цыплят — 30 градусов.

В Кологриве среднегодовая температура — 2,8 градуса. В июле, самом жарком месяце — 17,7 градусов. Если температура ниже нормы, птица начинает больше есть и нести меньше яиц. В результате себестоимость продукта возрастает.

Держать 200 птиц и ставить дорогую автоматику, которая будет следить за температурой, влажностью и освещением при условии дровяного отопления, было бы очень дорого. А газа в Кологриве нет.

Птицефабрики берут объемом. Мы не стали тратить несколько сотен тысяч рублей, чтобы отбить их только через несколько лет.

Егор Доставалов

Себестоимость яйца составляла 4,5 рубля, десяток фермеры продавали по 80 рублей — в основном, местным жителям. По словам предпринимателя, проект был рентабельным, но прибыль оказывалась совсем небольшой.

Параллельно фермеры содержали небольшое стадо гусей и получали от продажи мяса больше, чем от продажи куриных яиц при равных затратах сил, денег и времени. Поэтому они решили сосредоточиться на производстве гусятины.

Гуси

Местные жители называют Кологрив «гусиной столицей» России: каждый год в черте города на стоянку останавливаются десятки тысяч диких птиц, которые летят из Европы в Арктику.

Однако домашних гусей местные жители практически не разводят. В масштабах России гусеводство также остаётся непопулярной сферой: по данным компании Global Reach Consulting, в 2014 году поголовье домашних гусей в России составляло около 10 млн особей. Это менее 2% от общего поголовья птицы в хозяйствах всех категорий.

Стоянка гусей в Кологриве. Автор фото: Андриан Колотилин
Стоянка гусей в Кологриве. Автор фото: Андриан Колотилин

В 2015 году Доставалов и его друзья купили 20 беспородных гусят, потратив три тысячи рублей. Фермеры планировали «потренироваться» на небольшом стаде и посмотреть, как быстро птица набирает товарную массу и хлопотно ли её содержать. Они учли ошибки и отправились в Сергиев Посад на курсы института птицеводства РАН.

Гуси быстро набирают товарную массу: за два месяца вес новорождённого беспородного птенца увеличивается в 30 раз и достигает трёх килограммов. Масса освежёванной тушки при этом составляет 2-2,5 килограмма. Килограмм гусиного мяса стоит от 600 рублей в Москве и от 260 рублей в Костроме.

Кроме того, гуси легче переносят мороз — особи переносят температуру до -10 градусов и кратковременные заморозки до -25 градусов. На второй год у фермеров было уже 50 гусей.

Существует несколько способов содержания птицы — экстенсивный и интенсивный. Последний используется на крупных фермах: птица всю жизнь проводит взаперти и ест специально подобранные кормовые смеси.

При экстенсивном способе условия содержания птицы приближены к естественным — гусь может покидать птичник и пастись на воле (в сутки птица съедает до 2 килограммов травы).

Экстенсивный способ содержания подходит для небольших хозяйств. «Ставить промышленное оборудование в хозяйстве на 300 гусей — нерентабельно. Но если у тебя пять тысяч особей — это необходимость, иначе тебе не уследить за стадом», — рассказывает Доставалов.

Предприниматель отмечает, что стоимость фабричного мяса ниже, чем фермерского. Но из-за того, что на крупных хозяйствах птица почти не двигается, а её питание осуществляется по строгим регламентам с использованием стимуляторов роста, синтетических добавок, вакцин и антибиотиков, мясо получается менее вкусным, чем у гусей, выращенных на фермерских подворьях.

Доставалов отказался от безвыгульного содержания птицы, но столкнулся с непредвиденными проблемами. Например, однажды на стадо напали соседские собаки: им как-то удалось преодолеть двухметровый забор.

Я и глазом успел не моргнуть, как они задушили 18 гусей. Мы не были готовы к тому, что проблемы будут даже от воронов — они тоже атакуют стадо на открытом выпасе. Сражаться с ними непросто — только бить из ружья.

Но ты их замечаешь уже после того, как они пробьют голову кому-нибудь из стада. Один раз ворон меньше чем за минуту успел «убрать» трёх гусей.

Егор Доставалов

Несмотря на трудности, к 2017 году численность маточного стада достигла 90 особей. Они снесли более двух тысяч яиц, из которых удалось вывести 500 гусей на убой.

Себестоимость тушки составила около 1000 рублей, средний вес — 2,7 килограмма. При этом предприниматель продолжает экспериментировать, чтобы снизить затраты: «Мы проверяли графики роста для некоторых закладок яиц, специально кормили, проверяя, в какой момент рост замедляется и откорм становится менее рентабельным, искали лучшее время для забоя с точки зрения ощипа».

Доставалов сбывал охлаждённое мясо по цене от 450 рублей за килограмм и копчёное по 750 рублей за килограмм. С октября 2017 года он продавал по 80 гусей в месяц. Покупателей находил среди своих друзей и знакомых в других регионах, а также среди жителей Кологрива. Он отмечает, что гусятина — деликатесное мясо, и немногие покупатели берут товар на постоянной основе.

Сейчас фермер ищет новый канал сбыта и ведёт переговоры о поставках с московскими ресторанами. С одним он почти договорился, но соглашение сорвалось — заведение предложило слишком низкую закупочную стоимость.

Ресторатор предлагал закупать тушки по 370 рублей за килограмм. Я прекрасно понимаю, что ему это выгодно, но я готов поставить десять против одного, что гуси по 370 рублей за килограмм и мои даже близко не будут похожи по качеству.

Для меня это важно — я в первую очередь ищу покупателей, которые готовы платить за качество. Естественно, этих людей волнует то, что они едят.

Егор Доставалов

С осени 2017 по февраль 2018 года Доставалов зарабатывал на продаже гусей около 130 тысяч рублей в месяц. По словам предпринимателя, с учётом капитальных затрат ферма пока не вышла на окупаемость, но 2017 год закончила с небольшим плюсом.

Всю прибыль фермер инвестирует в развитие хозяйства. Чтобы увеличить поголовье гусей, он выкупил часть территории и помещений бывшего совхоза «Родина».

Кампания по возрождению совхоза

Сумму сделки Доставалов не раскрывает. Ему достались четыре полуразрушенных коровника, а также остатки убойного цеха и гаражного комплекса.

По словам фермера, решение о покупке возникло спонтанно. Он увидел объявление на Avito. Оказалось, что владельцы совхоза планируют уехать из Кологрива и распродают земли.

Тогда у Доставалова возникла идея возродить хозяйство. Фермер планирует отремонтировать хотя бы половину коровника и переделать его под птичник. В этом случае поголовье гусей можно увеличить до трёх тысяч особей, что позволит производить до 24 тонн гусятины в год.

Доставалову нравится жить в Кологриве, и он хочет, чтобы жители оставались в городе или возвращались, зная, что здесь есть работа и перспективы.

За последние пять лет только два выпускника местных школ вернулись в Кологрив, получив высшее образование. Один парень окончил медакадемию и получил тут от государства жильё по программе поддержки медработников. Другая девушка вернулась к родителям, её отец — настоятель местной церкви.

Наша задача — сделать предприятие, на котором местная молодежь могла бы работать после окончания сельхозакадемии. Парадокс заключается в том, что город держится на натуральном хозяйстве, а квалифицированных технологов или ветеринаров здесь крайне мало.

Нам нужны специалисты: знания у нас есть, но их не всегда достаточно — мы сами приезжие из города. Да, мы учимся, но медленно. А цена ошибок высока.

Егор Доставалов

Чтобы переоборудовать коровник под птичник, предприниматель обратился в тульскую компанию, которая занимается проектированием и строительством сельскохозяйственных сооружений.

Согласно смете, которую предоставили тульские специалисты, на оборудование для одного птичника уйдет около трёх миллионов. Ещё два уйдёт на отделку бывшего коровника.

Таких денег у фермера сейчас нет. Чтобы собрать необходимую сумму, он решил прибегнуть к краудфандингу. С помощью бэкеров он планирует привлечь 1,5 млн рублей, но за 10 дней кампании ему пока удалось собрать около 15 тысяч рублей.

В качестве вознаграждения он предлагает продукцию с фермы — натуральный чай из местных трав, сушёные ягоды, сыр качотта, а также охлаждённую и копчёную гусятину.

Кроме того, бэкеры могут пожить на ферме и научиться готовить сыр, коптить мясо или отправиться в поход на байдарках по реке Унже. Эта опция стоит 50 тысяч рублей.

По словам предпринимателя, он планирует восстановить совхоз вне зависимости от того, получится ли у него собрать средства с помощью краудфандинга — он будет откладывать деньги из оборота фермы. По его расчётам, на восстановление совхоза уйдёт около трёх лет. Нынешних средств фермера хватает только на ремонт одной трети здания.

Если кампания окажется неудачной, будем поднимать всё сами, руки не опустим. Но Boomstarter позволил бы нам сэкономить полтора-два года жизни. Для нас время — это самый дорогой ресурс.

Егор Доставалов
3939
69 комментариев

У таких людей все получается. Сколько аб тестов прежде чем найти свою нишу - гусей. Странно, что про кроликов не написал а то их советовал как то разводить амбассадор vc Тиньков.

8
Ответить

Помнится, один товарищ, владелец страусиной фермы, мне долго рассказывал, что кролики и гуси - все фигня, а вот страусы самые рентабельные))

1
Ответить

мало что понял из статьи.

если есть желание развивать товарный бизнес, то надо (помимо всего прочего) сокращать логистическое плечо. очевидно, что костромская глушь "вдали от шумных дорог" еще хуже, чем такие медвежьи углы, как юрьевец и пошехонье. продукцию вывозить далеко-долго-дорого и столь же далеко-долго-дорого заводить необходимый инструментарий (корма, вакцины, пром. оборудование).
при этом кологрив гораздо хуже, чем условная медынь, что в калужской области: в костромской области в среднем по году холоднее (больше издержек на отопление) и меньше солнца и потенциальных потребителей "на местах" меньше. а про доступность газа автор и так уже в статье написал.

кто такие бэкеры, я не знаю. но за 50 тысяч можно получить все то же самое и даже больше как в плане экоагротуризма, так и в плане рекреационного фонда и спортивных активностей.

5
Ответить

Согласен с комментарием выше. На мой взгляд место выбрано с точки зрении экономики предприятия не совсем удачно, но тут есть цель возродить город - это важнее для человека, чем логистика.

Хорошей идеей было бы делать вспомогательное производство - выращивать корма допустим или какие либо овощи, и упаковать все в единый продукт, например гусь для запекания + картофель, морковь собственного производства. Земля, где выращиваются корма, может стать активом, и в случае кредитования, поможет получить требуемую сумму.

На мой взгляд, Егору необходимо развивать предприятие со всех возможных сторон - выбирать наименее затратное направление с наибольшей прибылью для создания комфортного оборотного капитала - что он даёт, думаю не надо объяснять. Чем больше людей он возьмет на работу - тем выше шанс получить грант от администрации субъекта на развитие бизнеса.

К чему я это все? Думаю, кампания на Бумстартере - это не то, что поможет возродить город и поднять с 0 предприятие в таком месте.

5
Ответить

Да за 50к можно в Египет сгонять.

Ответить

Относительно. Если говорить о фермерских продуктах, то как раз такое расстояние может и лучше, т.к. ближе к городу расположены промпредприятия, загрезняющие территорию. И о экологически чистых продуктах уже сложно говорить.

Ответить