Недвижимость для зумеров: как застройщики будут подстраиваться под следующее поколение

Через 10-20 лет активными потребителями и основной рабочей силой станет поколение Z — люди, рожденные с 1997 по 2002 год. Среди покупателей жилья доля людей до 25 лет уже выросла до 10%, что в 10 раз больше, чем 5 лет назад.

Зумеры научились ценить свободу, экологию, время и все возможности технологий. Образ жизни молодого поколения отразился и на отношении к жилью. Например, 66,3% совершеннолетних зумеров, которые в 2021 году получили право собственности на недвижимость, самостоятельно выбирали застройщика и проект без помощи родителей. Светлана Шевлик, генеральный директор ГК «А-100 Девелопмент» рассказывает, какое жилье предпочитает молодое поколение.

Недвижимость для зумеров: как застройщики будут подстраиваться под следующее поколение
Светлана Шевлик
Генеральный директор ГК «А-100 Девелопмент»

С какими проблемами сталкивается поколение Z?

Взрослое поколение не представляет жизнь без своего дома или квартиры, поэтому всегда стремилось приобрести их. Более того, в СССР была возможность получить бесплатное жилье за трудовые заслуги, и многим не приходилось годами копить на покупку или хотя бы первый взнос по ипотеке. Сейчас же социальное жилье предлагают в основном только малоимущим (как правило, это многодетные и семьи без какого-либо жилья). У молодых работающих зумеров такой возможности нет, а значит перед ними вопрос покупки недвижимости стоит намного острее.

Стоимость жилья — основная проблема, с которой сталкиваются зумеры. В большинстве постсоветских городов цена квадратного метра растет быстрее, чем заработная плата. Но жилье в ипотеку сейчас доступно многим, а требования банков снижаются: возраст от 21 года, стаж работы от 1 года и опыт работы на одном месте от трех месяцев. При этом даже есть программы без первого взноса или с минимальными 10%.

Но поколение Z старается избегать личных долгов — об этом заявил каждый пятый участник исследования Gen-Z, проведенного Центром кинетики поколений. Они видели, как их старшие друзья и родственники влезали в большие долги и кредиты, и не хотят повторить их путь. Еще это поколение больше других интересуется развитием навыков финансовой грамотности. А при покупке жилья зумеры будут искать более привлекательные ставки по ипотеке и стоимость квадратного метра.

Представим, что купить жилье — не проблема для современного зумера. Но каким оно должно быть? Важную роль будет играть ESG-статус компании. Это набор экологических, социальных и корпоративных требований, на которые обращают внимание осознанные инвесторы и покупатели.

Каким должно быть жилье?

Экологическая безопасность

Молодое поколение во всем ищет способы уменьшить свой углеродный след. Поэтому они заинтересованы в том, чтобы жить в домах, где есть автоматическое освещение, датчики движения, оптимизированные водопроводные системы.

Застройщикам надо использовать энергоэффективные приборы, HVAC, качественную изоляцию и строительные материалы, которые не выбрасывают вредные летучие соединения при эксплуатации, а также обеспечить дом энергоэффективными освещением, меньшими потерями воды, а в идеале — установить солнечные панели. Такие технологии уже появляются в России: в проекте «Квартал Che» петербургского застройщика «Эталон Девелопмент» поставили теплосберегающие вентилируемые фасады, которые сочетают в себе функции теплоизоляции и солнцезащиты. Для остекления ЖК Promenade девелопера «Аквилон Инвест» использовали энергосберегающие окна с улучшенным двухкамерным стеклопакетом, чтобы сохранять тепло в помещении и защищать от ультрафиолета.

«Умный» дом

Технологии — это вся жизнь поколения Z, поэтому зумеры ожидают, что и девелоперы будут использовать инновационные решения, одно из которых — интернет вещей. В России IoT только начинает реализовываться и в основном представлен в домах бизнес-класса, но со временем стоимость инструментов будет уменьшаться и все чаще появляться в жилых комплексах.

Пока что покупатели не рассматривают «умный» дом, как главное требование при поиске недвижимости. Но его наличие может только подстегнуть к покупке и помочь принять финальное решение, потому что это удобно. Например, благодаря «умным» системам распознавания лиц можно забыть о ключах. А «умные» термостаты делают жилье экологичным, потому что сокращают индивидуальное потребление коммунальных ресурсов.

Евроформат

Среди молодых популярностью пользуются квартиры с совмещенной кухней-гостиной, которые принято называть «евро». Зумеры предпочитают небольшие помещения с открытой планировкой, которые можно адаптировать под свои предпочтения. Эргономичность планировок, хорошая инсоляция помещений и возможность зонирования — важные критерии при выборе недвижимости.

В 2019 году доля спроса на малогабаритные квартиры (студии и однокомнатные) в Санкт-Петербурге составила 72%. С одной стороны, на это повлияла низкая покупательная способность. А с другой — зумеры не покупают жилье «на вырост», а исходят из сегодняшних потребностей.

Развитая инфраструктура

Для зумеров местоположение жилья важнее размеров, потому что это активное поколение: они часто выбираются в торговые центры, бары и рестораны, чтобы встретиться с друзьями. Поэтому рядом с жильем нужны места, где можно отдохнуть, развлечься и активно провести время. Будет плюсом наличие поблизости спортивных залов и кофеен. А еще важна транспортная развязка: чем проще добраться от квартиры до центра и обратно, тем больше шансов, что жилье понравится.

При этом такое требование есть не только у молодого поколения: согласно опросу ВЦИОМ, 56% россиян при выборе квартиры обращают внимание на социальную инфраструктуру, а 51,5% — на транспортную доступность. Особенно это актуально в больших городах, где дорога до центра города может занять больше часа. Люди хотят больше комфорта: отводить детей рядом в школу и детский сад, иметь возможность сходить в магазин в 5-10 минутах от дома и не тратить время на дорогу в спортзал.

Благоустройство

Зумеры предпочитают дома с закрытыми дворами, свободными от машин, где можно отдохнуть, заняться спортом и сделать красивые фото для соцсетей. Дополнительные уличные удобства повышают ценность жилья — это может быть Wi-Fi, общественный сад, терраса на крыше, место для гриля или площадка для выгула собак.

Кроме того, многие зумеры работают удаленно. А значит им нужны еще и рабочие места с удобствами: коворкинг внутри жилого комплекса станет отличным решением. Можно сделать одну площадку с общими столами, где удобно разместятся все желающие, а вторую — адаптировать под встречи и звонки.

Что движет поколением Z?

Зумеры предпочитают обо всем узнавать в интернете, в том числе о недвижимости. Они не будут ездить по всем жилым комплексам, чтобы выбрать свой. Сначала они посмотрят макеты, ознакомятся с соцсетями, рекламными материалами, ценами, отзывами на застройщика, и для этого им даже не нужна помощь риелтора или менеджера. А уже потом молодые ребята выберут несколько подходящих вариантов и рассмотрят их лично. Кроме того, это поколение заботится о климате и устойчивом развитии. А значит и застройщикам нужно подстраиваться под меняющиеся потребности и интересы будущих покупателей: становиться экологичнее и создавать удобные квартиры с благоустроенной территорией.

1616
50 комментариев

Получается не-зумеры предпочитают квартиры без транспортной доступности в ипотеку на 30 лет, с дворами-парковками, вдали от общественных мест и детских садов, со стенами из асбеста без утепления и лампочками Ильича, и чтобы никаких сайтов и макетов в интернете

42

Знаете, не могу себе представить, как можно за свои, и еще немаленькие деньги покупать такое...

13

Стандартное жилье в котором живут зумеры выглядит так.
А во дворах и того хуже, где две машины разъехаться уже не могут.
И всё это окна в окна.

17

Комментарий недоступен

7

Это эстетика

3

На середине статьи я понял, что всё это в теории плюс через розовые очки.

"рассказывает, какое жилье предпочитает молодое поколение." - я вам расскажу: съёмное или с мамой.

"А при покупке жилья зумеры будут искать более привлекательные ставки по ипотеке и стоимость квадратного метра." - нет, они купят однушку в человейнике в московской области или ленинградской.

16

На фразе
Молодое поколение во всем ищет способы уменьшить свой углеродный след.Перестал читать

Понятно что у вас маркетинг головного мозга - это не лечится

16