{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Панельного неба скульптура: Никита Анохин делает ночники в виде советских домов, а их покупают в России и за рубежом Статьи редакции

Мастерская Nikita Anokhin Store началась на кухне со шкатулок-сердец. В 2021 году он заработал на «Брежневках», «Свечках» и других проектах 3,6 млн рублей чистой прибыли.

Ночники Brezhnevka и «Свечка». Фото предоставлены мастерской.

Первые товары

Никита Анохин окончил ГИТИС, по профессии он художник-постановщик, но в театре никогда не работал. После выпуска из университета устраивался скульптором в заводы, где создавали гипсовые лепнины.

Там он научился отливать изделия из гипса и создавать мастер-модели — прототипы будущих изделий. Но приходилось трудиться по жёсткому графику, что Анохину не нравилось. К тому же, в университете ему нравилось делать макеты и театральные декорации — и он решил построить на этом бизнес.

Никита Анохин и Анастасия Блинова

В мае 2019 года вместе с женой, художником-педагогом Анастасией Блиновой, они открыли магазин с предметами домашнего декора Nikita Anokhin Store. Пара в первую очередь хотела творить, а вдобавок и зарабатывать на этом.

Первой они выпустили шкатулку в форме человеческого сердца из гипса — с этим материалом было проще работать без опыта, чем, например, с бетоном. Изначальную мастер-модель сердца Анохин делал у себя на кухне: сначала вылепил из пластилина, затем сам снял с неё силиконовую форму.

Это запись из Instagram*. По требованиям Роскомнадзора, мы не можем её показать
*Meta, владеющая Instagram, признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации

Скульптор продолжал работать на заводе и там же купил со скидкой силикон: килограмм обошёлся в 1000 рублей. Дополнительно в магазине он приобрёл килограмм гипса за 200 рублей, за 100 рублей кожух, который держал форму, и скульптурный пластилин за 120 рублей. Упаковка для товаров стоила 150 рублей за штуку.

Но гипс оказался слишком хрупким, и скульптор перешёл на бетон. Он стоил 15-19 рублей за килограмм, но долго застывал: если гипсу нужно 20 минут, то бетону — сутки.

Во время застывания в материале образуются пузыри, поэтому Анохин самостоятельно простукивал форму с бетоном. Вначале Анохин делал это вручную, но потом купил специальный стол, выгоняющий пузыри.

Предметы в форме хрущёвок

У пары было много планов насчёт будущих скульптур. «Идеи быстро рождаются, а вот их исполнение — гораздо более длительный процесс», — сказал Никита Анохин.

Идея с советскими домами пришла ещё до открытия мастерской и родилась из личного опыта — Анохин с женой два года прожили в окружении хрущёвок.

Мы много где жили в Москве, и один из последних районов — Гольяново — морально нас раздавил. Там сплошные хрущёвки, девятиэтажки. Ещё тогда объявили о реновации жилья — я неоднозначно к этому относился: вроде хорошо, что их сносят, а вроде это памятники архитектуры, и нельзя так делать.

Никита Анохин

Вскоре после сердец, в мае 2019 года, скульптор сделал первые шкатулки в форме хрущевок — а конкретнее, панельного дома серии 1-335.

«Не сказать чтобы мне сильно нравились панельки, я даже больше скажу, я их не люблю! Но среди них приходится как-то существовать, и без них не обходится ни один российский пейзаж. Но, кажется, я нашёл способ смириться с их существованием — это самому начать делать панельки!» — сказано в их Instagram-аккаунте.

Это запись из Instagram*. По требованиям Роскомнадзора, мы не можем её показать
*Meta, владеющая Instagram, признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации

Блинова создала страницу магазина в Instagram. Денег на рекламу не было, поэтому создатели попросили рассказать об их проекте своих друзей из творческой среды, а также сделали публикацию в сообществе Vigbo, где тогда можно было найти единомышленников. Мастерскую поддержали репостами, у пары появились первые 300 подписчиков.

Анохин и Блинова продавали ночники в галереях, книжных и дизайнерских лавках — платили в среднем по 2000 рублей в месяц за аренду одной полки. Некоторые магазины также получали товары под реализацию: они выставляли товары у себя на прилавках, а в конце месяца отдавали мастерской выручку от продажи товаров.

Спустя два месяца после запуска пара выставила товары на офлайн-маркете «Маркете у моря». Тогда магазин ещё не был раскручен, но им удалось продать товары на 18 тысяч рублей, из них 8000 рублей заплатили организаторам, ещё за 5000 рублей приобрели стенд и распечатали визитки, а остальное оставили себе.

Расширение

В августе 2019 году Nikita Anokhin Store добавил к шкатулкам ночники под названием Brezhnevka. Сейчас первые модели кажутся авторам примитивными. У них, например, часто перегорали купленные в магазине провода, поэтому скульптор делал их самостоятельно.

Изначально Анохин хотел лепить ночники целиком из бетона, но доставка тяжелых предметов оказалась слишком дорогой, а риск брака увеличивался. Бетонным сделали только основание, а сам плафон изготовили из фанеры.

Мы думали, что человек должен прийти на маркет, взять ночник и пойти домой, при этом ему должно быть легко. А бетонную бандуру он с маркета не унесёт, поэтому искали материалы полегче и пришли к фанере.

Никита Анохин

Первые модели приходилось красить аэрографом и тратить на каждый плафон по два часа. Сейчас они перенесли покраску в специальный бокс, позволяющий ускорить процедуру. «Раньше это был просто милый хенд-мейд, а сейчас предмет интерьера», — добавил Никита Анохин.

В окна ночника в форме брежневки добавили персонажей из кино, например, агента Купера из сериала «Твин Пикс». В будущий светильник в форме хрущевки создатели вставят реальные фотографии окон в домах Санкт-Петербурга.

В первых вариантах у нас не было остекления на ночниках, просто сквозные дырки. Достаточно большое количество людей купило эти ночники, это их не смутило. Есть люди, которые их нежно любят, хотя они и несуразные местами. Со временем у нас появились окошки, а в них персонажи — мы стали использовать печать на пластике. Сначала все окна светились, но это показалось слишком нереалистичным: должны быть не горящие окна. Так как источник света один и технически мы это сделать не могли, мы просто затемнили окна.

Анастасия Блинова

После участия в маркетах авторы поняли, что на их товары есть спрос, и решили расширяться. Осенью 2019 года Анохин снял первую мастерскую вместе с другими художниками. Он продолжал работать на заводе, а в мастерскую приходил по вечерам.

Скульптор ушёл с завода в конце 2019 года — спустя полгода после запуска магазина. В месяц он приносил около 80 тысяч рублей чистой прибыли — примерно столько он получал на прошлой работе. Выручка достигала 200 тысяч рублей в месяц.

Анастасия Блинова и Никита Анохин

Мастерская перестала участвовать в маркетах с 2020 года, поскольку на офлайн-площадки приходили их же подписчики из Instagram. «Не было смысла платить за место на маркете и продавать своим же клиентам», — пояснил Анохин.

Первый наёмный сотрудник в компании появился в октябре 2020 года. Он занялся заливкой форм бетоном и сбором электрики. К январю 2022 года на мастерскую работали восемь человек и администратор.

Нам с Настей приходилось проверять каждое изделие за первыми сотрудниками. Это занимало очень много времени. Сейчас появились люди, в которых ты уверен и знаешь, что они делают круто. Делать аккуратно — большой талант, не все это могут.

Никита Анохин

Благодаря расширению команды скульптор смог сфокусироваться на творческой составляющей работы. Блинова взяла на себя управление магазином: масштабирование и работу с оптовыми клиентами.

В июле 2020 года они захотели сделать предметы по менее массовым зданиям: представили кашпо в форме круглого панельного дома на Нежинской улице в Москве. «Мне до сих пор кажется странным, что такое кашпо не появилось раньше. Ведь легендарный дом-бублик просто создан для этого!» — сказал Никита Анохин. Следом за ним последовало кашпо в форме Чернобыльской АЭС.

Кашпо Round Anthill и шкатулка «Goodbye, хрущёвка»

В январе 2021 года мастерская представила ночник «Свечка» в форме двенадцатиэтажного дома серии II-68. На торце здания изображен советский космический корабль «Буран», а покупатели могут присылать собственные фотографии, чтобы их напечатали на окнах светильника и «поселили» в доме.

«Мне просто нравится эта серия домов, потому что фасад — это стена из балконов. Советские люди любят застеклить балкон по-своему — это фишка наших ночников, он выигрышно смотрится», — сказал Анохин.

Ночник «Свечка»

К ним несколько раз обращались корпоративные клиенты с запросом создать светильник по индивидуальному эскизу. Как правило, это застройщики, которые хотят сделать лампу в форме жилого комплекса.

В 2021 году пара согласилась взять только один такой заказ в рамках эксперимента. Заказчик, занимающийся коливингами, попросил создать макеты его здания. Мастера справились — они произвели 63 макета. В будущем для таких проектов нужны дополнительные художники в команде, которые будут заниматься разработкой индивидуальных чертежей, отметила Блинова.

Магазин развивается на собственные средства. Четыре раза с предложением войти в бизнес приходили инвесторы. Они хотели вложить примерно 1 млн рублей, но взамен собирались участвовать в управлении и развитии магазина. Анастасия и Никита на такое не готовы.

Производство

Создание новой модели занимает от одного до трёх месяцев с момента задумки. Сначала Анохин разрабатывает 3D-модели вместе с модельщиком. После согласования мастер-модель печатают на 3D-принтере.

Печать одной мастер-модели стоит примерно 25 тысяч рублей без учёта работы модельщика. По модели создаётся силиконовая форма, с помощью которой и производят товары. Мастерской нужно 10 форм, каждая из которых стоит 10 тысяч рублей. Из-за износа силиконовая форма для кашпо служит примерно полгода, а форма основания для ночника — год.

Мастерская 

В 2021 году Nikita Anokhin Store занял новые мастерские: две находятся в Санкт-Петербурге и одна в Москве. До этого они работали в одной, но места для всех сотрудников не хватало. В сумме на аренду уходит 78 тысяч рублей. Работники получают зарплату за объём произведённых товаров, в среднем — 65 тысяч рублей в месяц.

В мастерских занимаются финальной сборкой товаров, а задачи, для которых нужно специальное оборудование, отдают на аутсорс: например, производство форм, лазерную резку деталей, резку пластика и печать. В будущем Анохин планирует закупить необходимые станки и делать всё самостоятельно.

Бывают комментарии в Instagram: «Я посчитал, тут материалов на 1000 рублей, я такое за вечер в гараже соберу». Я раньше остро реагировал, а сейчас думаю — ну, собирай.

Никита Анохин

Для создания кашпо нужно сделать раствор, залить форму, оставить его на день, а затем отшлифовать и покрыть лаком. В сумме производство занимает сутки, себестоимость c учётом оплаты труда работника — 550 рублей. Кашпо продают по ценам от 2800 до 3500 рублей. С точки зрения окупаемости производить горшки для цветов выгоднее, чем ночники, отметила Анастасия.

На создание ночника требуется 6500-7000 рублей, включая зарплату сотрудников, материалы и оплату работы сторонних подрядчиков. Продают лампы за 10 300 и 13 600 рублей в зависимости от модели.

Основание для светильника производят отдельно: мастер заливает бетонную форму, затем шлифует ее и собирает. После этого он создает плафон: вырезает детали из фанеры и пластика. На пластиковые детали наносит изображения, а затем все части склеивает, шлифует и красит. Последний этап — финальная сборка, доводка и упаковка.

Всех новых работников обучают необходимым навыкам, но мастерской не хватает сотрудников, умеющих работать с электроникой.

Никита может что-то сделать сам, но есть проблема с более технологичными вещами. Например, мы хотели сделать ночник на сенсорах — у нас нет специалиста, который мог бы собрать рабочую схему. Это основная наша проблема и задача на год.

Анастасия Блинова

Прибыль

В среднем в месяц магазин продаёт в розницу 130 ночников и 200 кашпо. Ещё 100-150 кашпо продают оптом в офлайн-магазины. Несмотря на то, что магазин не вкладывается в рекламу и продвижение, на светильники сформирован лист ожидания.

Основные каналы продажи — это собственный сайт, Instagram и международная площадка Etsy. Офлайн-магазины, в том числе Friend Function и Common/Private, выкупают кашпо оптом или под реализацию.

Мастерская

Анохин зарегистрирован как индивидуальный предприниматель с упрощённой системой налогообложения. Постоянные ежемесячные траты составляют около 1 млн рублей:

  • Зарплата сотрудникам — 360-400 тысяч рублей.
  • Оплата работ, выполненных на аутсорсе — от 300 тысяч рублей.
  • Налоги — в среднем 130 тысяч рублей.
  • Расходники — от 50 тысяч рублей.
  • Аренда — 78 тысяч рублей.
  • Также они закладывают сумму на эксперименты, она начинается от 20 тысяч рублей.

Чистая прибыль мастерской за 2021 год составила 3,6 млн рублей. Предновогодний период — наиболее прибыльное время для магазина. Чистая прибыль в декабре — 600-650 тысяч рублей при выручке в 2,3 млн рублей. В сентябре чистая прибыль составила 250-300 тысяч рублей.

Сложности

Это первый бизнес, который запустили Никита и Анастасия. До этого оба работали в найме и в начале они не понимали, как развивать магазин.

Если ты ведёшь бизнес, у тебя должен быть определённый план, который должен как-то выполняться. Мы как люди из творческой среды надеялись на авось.

Анастасия Блинова

По мнению Блиновой, если бы у них был опытный наставник в окружении, то бизнес развивался быстрее. «У нас все знакомые — художники, актёры, постановщики, критики», — пояснила она.

При этом Анохин отметил, что не хотел бы резко масштабировать бизнес. Магазин растёт по мере того, как они приобретают опыт в управлении и узнают новые технологии производства.

Ночники Brezhnevka и «Свечка»

Изначально пара думала, что товары буду покупать эмигранты из России. На деле оказалось, что ночники и кашпо интересны и тем, кто живёт в стране — часто это люди из сфер архитектуры и урбанизма.

Примерно 40% покупателей — иностранцы. Предприниматели думают, что это связано с возросшим интересом в Европе и США к советскому наследию.

Конкуренты и воровство идей

Раньше на рынке не было конкурентов, которые занимались светильниками или кашпо в форме советских зданий, отметили создатели мастерской. Но они стали появляться, в том числе на популярных маркетплейсах. Это похожие по стилистике и виду товары, но со значительно меньшими ценами.

В начале мы планировали, что у нас будет локальный бренд. Хотели производить не массовые вещи, а что-то особенное. Не хотелось делать по 1000 ночников в месяц, чтобы они заполонили все пространство. Мы сотрудничаем с магазином Cubed — он продаёт тиражное искусство. Нам нравится быть причастными к этому — наш бренд не про массовость, а про уникальность. Поэтому мы сильно расстроились, когда увидели, что наши клоны продают на Wildberries.

Анастасия Блинова

Скульптор консультируется с юристами по поводу патентов.

В 2022 году они намерены снять большую мастерскую и закупить станки, чтобы самостоятельно выполнять сложные работы, а также расширить команду. Они собираются развивать работу с корпоративными клиентами, в том числе застройщиками, которые хотят покупать ночники в виде собственных жилых комплексов.

Ночники Brezhnevka и «Свечка»

В будущем создатели не хотели бы, чтобы их магазин ассоциировался только с советскими постройками. Они планируют расширять ассортимент, например, сейчас они разрабатывают светильник в форме маяка «Анива» на Сахалине.

Анохин отметил, что производить хотелось бы вещи, в которых есть художественное высказывание, как это было с шкатулками в виде хрущёвок. «Не просто безделушка, которую можно поставить на подоконник», — пояснил он.

0
181 комментарий
Написать комментарий...
Khabib96

ужасные условия труда, ребят....

Ответить
Развернуть ветку
Терлецкий Иван

Скорее это творческий беспорядок на рабочем месте, это ещё нормально

Ответить
Развернуть ветку
178 комментариев
Раскрывать всегда