Как запустить бизнес в городе с населением 15 тысяч человек

Как хороший урок может стать бизнесом и почему преподавателям пора выходить из найма? Как совместить предпринимательские качества и образование педагога? Сегодня для учителей открываются новые возможности, а представление о педагоге как о строгом школьном учителе постепенно уходит в прошлое.

Наша новая героиня – Татьяна Савонькина, преподаватель английского и основатель школы английского языка Let’s talk. Она сумела с нуля построить свой бизнес в небольшом сибирском городке Иланский. И сегодня мы представляем вам новую, уникальную историю. Наш интервьюер Геля Шторм, пообщалась с Татьяной о том, легко ли открыть школу иностранных языков в маленьком городе и как развивается языковой бизнес в Сибири.

Для Татьяны предпринимательство – важная часть её мировоззрения. Это прорыв в языковой среде и использование новых методик для того, чтобы ученики смогли заговорить на новом языке, успешно познакомившись с культурой другой страны. Ведь именно такое знакомство может изменить жизнь в дальнейшем.

Как запустить бизнес в городе с населением 15 тысяч человек

БИЗНЕС В ГОРОДЕ С НАСЕЛЕНИЕМ 15 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК

Татьяна: Я родилась и выросла в Иланском, в какой-то момент переехала в Красноярск и достаточно долгое время прожила там, около 15 лет. Но жизненные обстоятельства так сложились, что пришлось возвратиться в родной город. Вернувшись, я решила создать здесь студию английского языка.

Идея появилась после опроса людей. Я получила отклик, что это действительно необходимо. Ниша была практически свободной, и до сих она не занята в моем городе. Дополнительное образование почти отсутствует, а детей много, и есть родители, которые заинтересованы в их образовании. Поэтому я знала, что все получится.

Геля: Сложно создавать школу с нуля? Был ли какой-то стартовый капитал?

Татьяна: Ещё одна причина, по которой я выбрала этот город, заключалась в том, что я выиграла грант на создание собственного бизнеса. Я мониторила ситуацию и узнавала всё предварительно; написала бизнес-план, подготовилась, и в общей сложности получила около 500 тысяч рублей на открытие и развитие этого бизнеса. Конечно, не без подводных камней, но, тем не менее, всё сложилось!

Геля: Чем вы занимались до этого и какие факторы подтолкнули к созданию своего дела?

Татьяна: По образованию я учитель английского языка. Закончила педагогический колледж и сразу после получения образования начала работать преподавателем. Поэтому ещё до создания студии у меня был бэкграунд в преподавании, во взаимодействии с детьми, подростками и родителями. Потом, примерно 5 лет назад, я вышла замуж, и мы с мужем создали цветочный бизнес. Тоже достаточно креативная сфера. Муж открывал магазин, я стала управляющей, всё шло прекрасно. На какое-то время решила отойти от преподавания, потому что в то время в педагогической сфере существовали определенные минусы.

Но так вышло, что пару лет назад мы с мужем расстались и, в конечном счёте, развелись. Я осталась одна с маленьким ребенком. Моя личная финансовая ситуация была не самой благоприятной, поэтому пришлось вернуться к преподаванию, которым занималась дома. Затем наступила пандемия и была вынуждена уйти в онлайн, чего я очень боялась. Несмотря на свои страхи, мне удалось адаптироваться, найти учеников, причём из разных городов, всё складывалось достаточно хорошо. Но сам факт того, что я работала удаленно из дома, работала с учениками один на один, начинал меня огорчать. Наверное, потому что я такой человек, которому нужна постоянная движуха, чтобы что-то происходило, и это должно происходить вне дома. Сейчас я понимаю, как важно разделять работу и дом, так что фриланс – это всё-таки не мое.

Геля: То есть вы всё-таки экстраверт?

Татьяна: Да. Я поймала себя на мысли, что нахожусь немного не в своей тарелке, что-то не так, я больше устаю от своей работы, чем получаю от нее удовольствие. И тогда поняла, нужно что-то менять и мне захотелось открыть студию именно в небольшом городе, так как я могла рассчитывать на грант в данном случае. Я начала дальше работать в этом направлении, и поняла, что всё реально.

КАК ПОЛУЧИТЬ ГРАНТ НА СОЗДАНИЕ БИЗНЕСА

Геля: Как вы искали грант?

Татьяна: У нас есть очень много государственных программ, о которых никто не знает. Мне нужно было установить статус безработного в центре занятости населения, и тогда появлялся шанс на получение субсидии в размере примерно 200 тысяч рублей на открытие своего бизнеса. Но это возможно сделать только по месту регистрации, и главное условие – отработать год. Я понимала, что единственное место, в котором я могу реализовать свою цель – Иланский. Но даже здесь всё не было так идеально, как мне казалось в начале. После согласования моего бизнес-плана мне позвонили и сказали, что денег больше нет, и мне ничем помочь не могут. Это как раз оказался тот случай, когда я понимала, что нужно быть очень настойчивой.

Геля: Настойчивость – самое главное для предпринимателя…

Татьяна: Да, самое главное! Особенно когда имеешь дело с государственными программами. Я, собственно, так и сделала: нашла около 50 тысяч рублей, помещение, купила необходимую мебель и открылась, начала уже набирать клиентов. И вдруг мне снова позвонили и сообщили, что кто-то отказался от денег, и спросили, готова ли я. Две ночи подряд я писала бизнес-план, успешно его составила, и всё прошло прекрасно!

Геля: Сколько уже существует школа?

Татьяна: Я только в начале своего пути, школе около трёх месяцев. Но уже на данном этапе у меня огромное количество клиентов, что стало шоком, но не для меня, а для многих других. Потому что, открывая школу в маленьком городе, ты сталкиваешься с мнением, что клиентов не будет, это неактуально, и вообще, зря ты всё это затеяла.

Геля: То есть сразу кто-то высказывал негативное мнение?

Татьяна: Да, 100% было больше негатива, чем людей, которые сказали бы «да, классная идея, давай, у тебя все получится!». Но, тем не менее, уже сейчас мне приходится отправлять потенциальных учеников в резерв, так как я являюсь единственным преподавателем и не могу взять всех одновременно.

Геля: Получается, спрос оказался гораздо выше, чем ожидалось?

Татьяна: Да, именно так.

Геля: Как удалось адаптировать школу к современным условиям и есть ли какие-то особенности в связи с пандемической или постпандемической ситуацией?

Татьяна: В отношении ситуации с пандемией у жизни в маленьком городе тоже есть свои плюсы, так как нет слишком жёстких ограничений. Полностью в онлайн мы не переходили.

УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЙ ПО ПОСТАМ ИЗ ИНСТАГРАМА

Геля: Как бы вы могли бы обрисовать языковую ситуацию именно в Иланском? Может быть, идёт запрос и на другие языки или пока только английский?

Татьяна: Запросов на другие языки не возникало, хотя сейчас появился второй язык – немецкий, но самым популярным остается английский. Я считаю, что языковая ситуация в школах, конечно, катастрофическая, так как дети совершенно не понимают, что там происходит (я говорю именно про детей, потому что в основном занимаюсь с ними). Это связано опять же с системой, с качеством учебных материалов в школах, они абсолютно не соответствуют уровню и возрасту учащихся.

У меня цель преподнести материал так, чтобы заложить у учащегося базу, с помощью которой он в дальнейшем будет понимать, благодаря каким механизмам работает язык. Я считаю, что большое преимущество и огромная разница между основным и дополнительным образованием, особенно когда дело касается языка, заключается в том, что у нас дети могут получать огромное количество разнообразных новых материалов, которые они не могут получить на уроках английского в обычной школе. Наверное, там просто не хватает на это времени.

Геля: Возможно, и специалистов тоже.

Татьяна: Да, и это тоже может быть. Но у нас уроки проходят через изучение культуры новой страны, используется множество аутентичных материалов, информацию из инстаграм. Мы узнаем то, что происходит сегодня, в реальном времени, и это даёт ученикам мотивацию заниматься самообразованием тоже.

Геля: То есть им просто интересно изучать культуру другой страны. А как вы убеждаете студентов в том, что изучать иностранный язык – это важно?

Татьяна: Пока всё складывается так, что мне не приходится кого-то особенно убеждать, я просто стараюсь выстраивать уроки так, чтобы студентам было интересно, познавательно и не было времени даже задумываться об этом. Кроме того, существует огромное количество праздников, разных мероприятий, которые мы проводим, и тем самым заинтересовываем студентов. Например, мы праздновали Хэллоуин в особенной атмосфере, с изучением новых слов и самого праздника. Конечно, когда студенты не имеют такого опыта в обычной школе, они с радостью готовы в это погрузиться.

В ПОИСКЕ СВОЕЙ КОМАНДЫ

Галя: Вы управляетесь со всем одна или уже есть команда?

Татьяна: На данный момент я одна являюсь учителем, руководителем, администратором и так далее, можно бесконечно перечислять. Но уже в процессе поиска другого преподавателя, так как при создании любого центра дополнительного образования нужно обязательно иметь в своей команде трёх человек: преподавателя, дополнительного преподавателя и администратора. Потому что, решая все вопросы одновременно, очень легко прийти к моменту, когда не хочется уже ничего. Поэтому, да, я сейчас нахожусь в поиске своей команды.

Геля: А может ли случиться выгорание от преподавания языка?

Татьяна: Считаю, что выгорание случается в каждой профессии, а в преподавании иностранного языка – абсолютно точно. У меня возникало такое ощущение несколько лет назад. Возможно, на тот момент достигла личного потолка, но тогда я так сильно это не анализировала. На сегодняшний день, понимаю, что у меня есть момент выгорания в плане именно методики преподавания языка, потому что я работаю, в основном, с начинающими в осваивании английского. Соответственно, когда очень долго преподаешь на одном этом уровне, мой собственный уровень языка тоже не развивается. Поэтому сейчас я пошла на курсы методики преподавания языка непосредственно, и в дальнейшем хотела бы закончить курсы для повышения уровня владения языком. Это даёт огромный заряд на преподавание и создание классных собственных уроков в дальнейшем.

Геля: В чём секрет успешного урока?

Татьяна: На мой взгляд, это всё-таки знание методики преподавания языка и умение правильно выстроить урок. Ещё, мне кажется, очень важна личность и харизма преподавателя. Для обучения начинающих студентов даже не так важно иметь очень высокий уровень языка. Важно задавать такой тон урока, чтобы дети понимали, что сейчас будет немножко сложно, но потом можно будет расслабиться и в форме какой-то игры, к примеру, закрепить полученные знания. Тогда часы действительно пролетают незаметно и с огромной пользой для всех.

ИЗ МАЛЕНЬКОЙ СТУДИИ – В ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Геля: Студия на данном этапе для вас – это мечта и хочется чего-то большего или это просто хобби?

Татьяна: Это точно не хобби. Это работа, основной мой заработок, и да, это некая мечта. В какой-то момент я поняла, что мне не хочется больше работать на кого-то, поэтому создание чего-то своего в виде студии, рабочего пространства – это осуществление моей мечты. Мне хотелось бы превратить студию в центр дополнительного образования с привлечением педагогов других предметов, так как это более чем актуально именно здесь, в маленьком городе. И в дальнейшем я представляю себе это как некую франшизу именно для небольших городов нашего региона. А это уже немало!

Геля: Центры дополнительного образования и частные студии позиционируют себя совершенно по-разному: предлагают скидки, акции, убеждают, что английский можно выучить за 3 или 5 месяцев. У них есть своя определенная бизнес-позиция, а какое позиционирование у вас?

Татьяна: Возможно, для небольшого города то, что я работаю в коммуникативной методике и выстраиваю все уроки именно на английском языке, уже является фишкой для учащихся. Какого-то позиционирования, что выучить язык можно максимально быстро, у меня нет. Сама мониторю это в инстаграме, и подобных предложений, действительно, стало очень много в наше время, но это, безусловно, является неправдой. Невозможно выучить язык за 2–3 или 6 месяцев с нуля. Я не акцентирую внимание именно на этом, я делаю упор на коммуникативные методики, на использование всей иностранной и зарубежной литературы, аутентичных материалов и так далее.

Геля: Ведутся споры, можно ли превратить образование в бизнес. Или на нём нельзя зарабатывать деньги это что-то доступное?

Татьяна: Я абсолютно убеждена в том, что сейчас образование – это бизнес. Да, оно может быть доступным, но любой проект, в который были вложены деньги и силы, не может стоить дёшево или быть совсем бесплатным. Сегодня модно учиться в любой сфере, так что образование – это бизнес и классная возможность научиться чему-то самому, научить других и продолжать развиваться.

Геля: Какая у вас целевая аудитория? Дети или взрослые?

Татьяна: Что касается моих офлайн-занятий именно в студии, это в основном дети. Есть минимальный процент взрослых, которые пока только интересуются, но, как правило, до занятий они не доходят. Возможно, в ближайшем будущем что-то изменится. Но лично я со взрослыми работаю уже очень давно, и среди моих онлайн-студентов есть много взрослых.

Геля: Как можно охарактеризовать языковое образование в Иланском? Как мы уже обсудили, сейчас у вас мало конкуренции, и ваш проект довольно уникален для маленького города, но что насчет Сибири в целом?

Татьяна: В Сибири, на самом деле, все достаточно неплохо. В больших городах и, в частности, в Красноярске, есть огромный спрос и на английский, и на другие языки, в том числе, восточные. Иностранный язык как второй в крупных городах является уже фактически обязательным: и дети, и взрослые постоянно его изучают, я считаю это выработавшейся нормой.

Что касается маленького города, есть такое восприятие: да, изучение иностранного языка в школе является нормой, но преподавание ведется на очень низком уровне. То, что детям нужно заниматься, родители понимают, но мнения разделились на два лагеря. Есть родители, которые смирились, что все плохо, и главное – закончить школу, а дальше как получится. Ну и другие – это те родители, которые верят, что, если ребенок чего-то не понимает, надо ему в этом помогать. Как раз они приходят ко мне: им нужно, чтобы у ребенка не просто была пятерка, а чтобы он действительно понимал и разбирался в языке.

Здесь, конечно, еще предстоит работа, чтобы убеждать людей, английский язык, на самом деле, не такой сложный, как его представляют в школах, он интересный и доступный.

БЕРИ И ДЕЛАЙ

Геля: Какое ваше кредо в бизнесе?

Татьяна: Бери и делай! Очень долго в своей жизни я думала о создании чего-то, анализировала, но любое действие должно быть завершено, вариантов нет. Поэтому, ты берешь и делаешь, а когда в процессе начинаешь понимать, что у тебя действительно что-то получается, это придает силы. Я абсолютно убеждена, что, работая и вкладываясь в свое дело, вы получите нужный результат.

Геля: Как вы изменились, когда стали заниматься бизнесом?

Татьяна: Я стала увереннее в себе, более коммуникабельной, и поборола какие-то страхи, которые возникли в результате личной драмы, переживаний в личной жизни. Это вселяет уверенность в то, что в дальнейшем я смогу ещё больше, чем сейчас.

Геля: Были ли у вас ученики, у которых изменилась жизнь после изучения английского?

Татьяна: Здесь, в Иланском, такого не было, потому что мы занимаемся совсем недавно; думаю, что успехов ученики ещё достигнут в дальнейшем. А что касается моего личного опыта преподавания, то были студенты, которые и успешно сдавали экзамены, и переезжали за границу. Но что для меня является самым ценным – когда студенты становятся просто увереннее в себе, свободнее себя ощущают за границей, могут вести какие-то переговоры, есть люди, которые используют английский язык в своей работе.

Изучение иностранного языка – это определенный выход из зоны комфорта, это психологическое напряжение, особенно для взрослого, многие пока на это не готовы. Но я верю, что все придёт, и надеюсь, что моя студия повлияла и на изменение ситуации для взрослых в том числе.

Над текстовой версией интервью работали:

И вот сам подкаст, слушайте его не уходя с VC

Мы есть на iTunes, вот ссылка, Яндекс.Музыка. Наш любимый инстаграм, фейсбук и телеграм.

Если дочитали до конца, дайте нам пожалуйста обратную связь в комментариях: зашел ли материал, формат, гость и все-все. Буду вам очень-очень благодарна. Всех обняли и готовим следующее интервью)

Начать дискуссию