Сколько стоит открыть яхт-школу: рассказ о расходах, доходах и особенностях продвижения

Истории компаний из Севастополя, Санкт-Петербурга и Пхукета.

«Круче к ветру» (Санкт-Петербург)

Открытие

Владелец яхт-школы «Круче к ветру» мастер спорта по парусному спорту Алексей Побат — потомственный моряк, его дед ходил на крейсере «Аврора». Он закончил мореходное училище и работал в морской индустрии. В 2008 году устроился инструктором в яхт-школу.

Алексей Побат
Алексей Побат

Школа открылась в июле 2014 года. Получать государственную лицензию для этого не нужно — она требуется только для выдачи прав по определённой системе. Существуют три организации, которые дают лицензию на выдачу международных прав, самой популярной является IYT.

Побат выбрал систему ISSA благодаря знакомству с представителем на выставке. Получение лицензии и платёж за два года составляет €1500. Начиная с третьего года, нужно платить €500.

Первых четырёх учеников нашли через общих знакомых. Первоначально практическую часть преподавали на Канарских островах и Средиземном море, а с 2016 года и в Петербурге.

«Летом мои ученики учились бросать якорь, а финские пограничники подумали, что мы хотим сотворить что-то незаконное, и подошли к нам, — рассказывает Побат. — Они проверяли нас целый час и нашли просроченные огнетушители. Из-за них нам должны были выписать штраф, но вместо этого они подарили карамельки с эмблемой финской береговой охраны».

Расходы

Раньше для обучения использовались только яхты в чартер. «За границей это стоит €1000–3000 в неделю, я стараюсь не выходить за €1200», — говорит Побат. Сейчас в распоряжении школы две яхты в Петербурге. Одна из них принадлежит Максиму Смирнову, с которым Побат познакомился через общих знакомых.

Смирнов — яхтсмен со стажем. Он приобрёл корпус своей яхты в 2014 году в Нижнем Новгороде, а достроили её в Петербурге. Всё это обошлось ему в €60 тысяч. За ту же сумму (с учётом растаможивания) Побат приобрёл яхту 2008 года выпуска во Франции.

Конкуренции в этой сфере практически нет: в Петербурге нет ни одной школы, которая обучает людей плавать на современных крейсерских яхтах.

Алексей Побат
, владелец яхт-школы «Круче к ветру»

Основное техобслуживание яхты Побат делает сам, на это уходит около 30 тысяч рублей в год. Стоянка стоит около 12 тысяч рублей в месяц, страховка — 75 тысяч рублей. Страхование учеников остаётся на их ответственности. Для теоретических занятий арендуется помещение в бизнес-центре на Васильевском острове за 25 тысяч рублей в месяц.

«В Петербурге не хватает инфраструктуры: яхт-клуб есть, но всё нужно делать самому: выстругать эти деревяшки, чтобы корпус точно сел (для зимнего хранения)», — отмечает предприниматель.

Сначала Побат преподавал один, потом присоединился Смирнов. Нанимать новых инструкторов они не планируют, но Побат признаёт, что найти подходящих специалистов может быть трудно.

«В продвижении упор делается на «ВКонтакте» (4000 подписчиков), Facebook работает хуже, — говорит предприниматель. — Было несколько попыток привлечь компании, которые занимаются продвижением, но ничего не получилось. Возможно, из-за того, что сложный контент».

Сейчас предприниматель занимается продвижением самостоятельно. В поисковую рекламу он не вкладывается, объясняя это тем, что его яхт-школа входит в первые восемь строк выдачи по большинству запросов. Сайт для школы сделал сын предпринимателя Дмитрий Побат.

Доходы

В 2018 году обучение самостоятельному управлению яхтой прошли 20 человек, ещё десять учились на члена экипажа. Это почти вдвое больше, чем в прошлом году. Обучаются довольно много женщин — иногда их даже больше, чем мужчин.

Цели у всех разные: кто-то учится, чтобы брать потом яхты в чартер самостоятельно, другие ищут развлечений и новых знакомств, рассказывает Побат. Права в результате получают 50–60% учеников.

Ученики школы «Круче к ветру»
Ученики школы «Круче к ветру»

Полный курс обучения с практикой в Петербурге стоит 43–46 тысяч рублей, обучение на Канарских островах — €1190. Цены за время существования бизнеса не менялись, но сейчас Побат задумывается о повышении.

ООО «Аврора яхтинг» полностью принадлежит Алексею Побату. Смирнов получает вознаграждение за эксплуатацию своей яхты и преподавание, но его размер Побат не раскрывает. По словам предпринимателя, выручка от обучения в 2018 году составила 1 млн рублей, в прошлом — 700 тысяч рублей, рентабельность — около 25%.

Развитие

Ещё одно направление в компании — продажа круизов. Они появились как побочный продукт обучения, рассказывает предприниматель. Сейчас компания продаёт 12–15 круизных недель в год.

Раньше Побат совмещал работу с обоими направлениями, но с этого года круизы взял на себя его сын, а предприниматель решил сконцентрироваться на совершенствовании учебного процесса. Также Побат мечтает самостоятельно организовывать регаты с участием его учеников.

Star Sailing School (Пхукет, Таиланд)

Открытие

Совладелец школы Илья Салдаев приехал перезимовать в Таиланд из Москвы пять лет назад и решил остаться. Первое время он занимался только чартерами и круизами, позже друзья уговорили его открыть школу. Первая попытка в 2014 году была неудачной из-за падения курса рубля и снижения спроса.

Star Sailing School открылась в ноябре 2017 года. Школа работает по системе IYT, лицензия стоит $400 в год. «Получить лицензию было нетрудно, но пришлось убеждать канадцев, что ещё одна школа IYT будет здесь востребована, хотя русскоязычных школ в этой системе тут больше нет, — рассказывает Салдаев. — Я думаю, что если бы я открывал эту школу в Москве, то получить лицензию было бы гораздо сложнее».

Илья Салдаев
Илья Салдаев

По словам предпринимателя, открыть малый бизнес иностранцу в Таиланде несложно. Вместе с партнёром они зарегистрировали компанию с ограниченной ответственностью. По местным законам на счету новой компании нужно было показать сумму, эквивалентную 8 млн рублей, которые впоследствии можно использовать в обороте — совладельцы вложили их поровну. Также по законодательству Таиланда нужно страховать ответственность перед туристами.

Расходы

Яхту для обучения предприниматель купил напополам с партнёром за €50 тысяч. В этом году на содержание ушло около €3000. За техническое состояние яхты отвечает партнёр Салдаева. Стоянка обходится бесплатно. За аренду яхты в пик сезона (в январе) пришлось бы заплатить €4000, говорит Салдаев.

Для теоретических занятий предприниматель арендовал класс, стоимостью 40 тысяч рублей в месяц. Разработка сайта стоила около 40 тысяч рублей. Продвижением школы занимается фрилансер, который получает 10 тысяч рублей в месяц.

Основные направления продвижения: «Яндекс.Директ» (на него уходит 15 тысяч рублей) и реклама в соцсетях. Фотографии Салдаев делает сам — это его хобби. Трудности возникают только с текстами — работа фрилансера в этом направлении не устраивает предпринимателя.

У школы три инструктора — их всех предприниматель знал ещё до открытия школы. Несмотря на восьмилетний стаж управления яхтой, быть инструктором он не планирует. Зарплата инструктора (около €2000 в месяц) — основная статья расходов. Общие затраты на содержание школы составляют около €3000 в месяц.

Доходы

За год в школе обучили 22 человека, большинство — из России. Экзамен на права не сдали четыре человека. Обучаются примерно поровну мужчин и женщин, часто бывают семейные пары, говорит Салдаев. Средний возраст — 30–35 лет.

Полный курс обучения на капитана стоит €1200, девушкам скидка — €200. Горячий сезон в школе длится с ноября по март — это связано с тем, что летом россиянам выгоднее практиковаться на Средиземном море.

Ученики Star Sailing School
Ученики Star Sailing School

Развитие

Помимо школы Салдаев c 2014 года занимается арендой яхт. Это направление приносит около 80% выручки. Спрос зависит от сезона: в январе может быть две–три группы в день, летом единичные заказы (один–два в неделю), уточнил предприниматель.

В планах на новый сезон у Салдаева участие в двух регатах — планируется набрать шесть человек. Это скорее имиджевое мероприятие, говорит предприниматель. Также он думает над созданием продвинутой обучающей группы. В будущем Салдаев хочет приобрести более технологичную яхту стоимостью около €100 тысяч.

«Русская парусная школа» (Севастополь)

Открытие

Совладелец «Русской парусной школы» Александр Метельский переехал в Крым из Москвы четыре года назад. Раньше он работал в рекламном бизнесе. Его первая попытка открыть яхт-школу была неудачной. Вместе с партнёром он основал «Черноморскую яхтенную школу», но вскоре из-за разногласий ему пришлось покинуть проект. Причину конфликта он не раскрывает.

Александр Метельский
Александр Метельский

Расходы

Со своим новым партнёром Метельский познакомился на интернет-площадке по поиску яхт (назвать его Метельский отказался). Вдвоём они приобрели российскую яхту 2005 года выпуска за €100 тысяч. Остальные яхты для обучения они арендуют через чартерную компанию, которая в равных долях принадлежит Метельскому и Андрею Лиморенко. Первое занятие в «Русской парусной школе» состоялось в ноябре 2016 года. Школа работает по системам IYT и ВФПС (Всероссийская Федерация Парусного спорта).

Вначале у предпринимателя были трудности с поиском квалифицированных инструкторов. Сейчас в школе работают четыре инструктора. Метельский принимает экзамены, но становиться инструктором не планирует.

У школы есть лендинг, страницы в Instagram и Facebook — по 250 подписчиков у каждой. Благодаря «Яндекс.Директу» приходят 80% заявок. Маркетинговый бюджет Метельский не раскрывает.

Доходы

За два года в школе обучились 500 человек, из которых 300 — в прошлом году. Яхтенный сезон в Крыму длится круглый год, но большая часть учеников занимается летом.

Практическое занятие в «Русской парусной школе»
Практическое занятие в «Русской парусной школе»

Основная часть — мужчины, женщин около 15%. Права получают практически все. По словам Метельского, этой осенью он заметил снижение спроса примерно на 20%.

Стоимость занятий высылается по запросу. Базовый курс из десяти занятий стоит 49 тысяч рублей, он самый популярный. Углублённый курс с дополнительными тремя днями практики — 79 тысяч рублей. Возможность практиковаться в команде из трёх учеников и инструктора обойдётся 119 тысяч рублей.

Выручку от обучения предприниматель не раскрывает. Окупить вложенные деньги он планирует через год. В общей структуре выручки компании на обучение приходится 70%.

Чартер яхты стоит от 40 до 160 тысяч рублей в неделю в зависимости от типа яхты и сезона. Прибыль делится между владельцем яхты и чартерной компанией в соотношении 75% на 25%.

Развитие

Основная трудность, считает предприниматель, — неразвитая инфраструктура в Крыму.

Это замкнутый круг: нет инфраструктуры, потому что нет яхт. И нет яхт, потому что нет инфраструктуры.

Александр Метельский
, совладелец «Русской парусной школы»

«Иногда подводит погода. Я думал о том, чтобы не проводить практические занятия с середины июля до середины августа, потому что нет ветра», —пояснил Метельский.

В конце ноября в школе начнут возить учеников на практические занятия в Турцию. Выбор направления Метельский объясняет ростом турпотока. Также в планах запуск вебинаров, часть из которых будут бесплатными.

«Республика Шкипер» (Санкт-Петербург)

Открытие

Яхт-школу «Республика Шкипер» основал профессиональный яхтсмен Андрей Васильев вместе со своим отцом Владимиром Васильевым. ООО «Республика Шкипер» на 100% принадлежит Васильеву-старшему.

Школа работает по системе IYT. Раньше Андрей Васильев преподавал в другой яхт-школе при «Яхт-клубе Санкт-Петербурга». Она закрылась, освободившееся место заняла «Республика Шкипер». Первое занятие школы состоялось в марте 2018 года.

Андрей Васильев
Андрей Васильев

Расходы

Кабинет для теоретического обучения предоставил яхт-клуб, часовая аренда стоит 1000 рублей. Принадлежности для оборудования класса обошлись в 200 тысяч рублей. Сайт для школы сделали своими руками. С фотографом рассчитались по бартеру — он прошёл обучающий курс.

Сейчас в распоряжении школы две яхты. В Петербурге находится спортивная яхта, которую Андрей Васильев покупал вместе со своими друзьями около десяти лет назад. Тогда её оценочная стоимость была около 2,5 млн рублей, говорит Васильев.

На техобслуживание яхты уходит около 150 тысяч рублей в год. Ещё около 12 тысяч рублей в месяц стоит стоянка. За страховку приходится отдавать около 70 тысяч рублей. Все клиенты получают спортивную страховку — 1000 рублей в неделю.

Ещё одну яхту в Валенсии отдал в управление приятель Васильева. Её владельцу она обошлась в €500 тысяч, но из-за большой занятости он редко ей пользуется. Школа не платит за аренду яхты, но несёт все расходы по её содержанию (около €9000 в год) и ремонту. Стоянка яхты за рубежом обходится в €20–25 тысяч в год.

Кроме Васильева в школе преподают ещё два инструктора — на них приходится примерно треть общего учебного процесса. Оба инструктора — давние знакомые Васильева. Вознаграждение инструкторов он не раскрывает. Гоночный день за рубежом у спортсмена €250, у обычного капитана — €150, у инструктора — €200, рассказывает предприниматель. Также в команде школы есть администратор, которая общается с клиентами.

У страниц школы в Instagram 2700 подписчиков, в Facebook — 223 человека. На продвижение уходит около 100 тысяч рублей в месяц.

Доходы

В 2018 году в школе обучились 65 человек. Из них практиковаться за границу поехало около 20 человек. Экзамены сдали почти все. Полный курс обучения в Санкт-Петербурге стоит 90 тысяч рублей, с практикой на Канарских островах — 135 тысяч рублей.

Ещё одно направление деятельности школы — организация ралли. Оно предназначено для начинающих капитанов, которые хотят подтянуть свои навыки под присмотром инструктора. На Майорке в майские праздники поучаствовало 100 человек, рассказывает Васильев. Всего в подобных мероприятиях в 2018 году поучаствовало около 150 человек против 100 в прошлом году.

Школа организует регаты — гонки на яхтах. В год проводится минимум шесть регат, но это скорее имиджевое мероприятие, на него приходится около 5% общей выручки, отметил Васильев.

Выпускники «Республики Шкипер» в составе экипажа на регате Rolex Cup
Выпускники «Республики Шкипер» в составе экипажа на регате Rolex Cup

Ещё одно направление — организация круизов. Это прибыльное дело (до 20% выручки), но спрос на них колеблется, говорит Васильев. В этом году школа организовала только один круиз, куда поехало 25 человек.

В один из круизов «Республика Шкипер» предоставила яхту, которая когда-то принадлежала семье Кеннеди. Клиенты хотели яхту с историей, поясняет Васильев. На яхте был повар с мишленовской звездой, а плавание вдоль Лазурного берега снимали с дронов.

Выручку предприниматель не раскрывает. По его словам, вложения планируется окупить в течение трёх лет.

Развитие

В ноябре в рамках школы планируется запустить новое направление — поиск и аренду яхт. Ещё в планах запуск программы «Яхтмастер» для управления яхтой в океане.

Компания хочет развивать b2b-направление: спортивные соревнования, спонсируемые крупными компаниями, наподобие Volvo Ocean Race. Яхтенный спорт — это дорого, считает Васильев, на престижных соревнованиях, например в Европе, представлены яхты, которыми владеют самые богатые местные семьи.

В ближайшее время предприниматель собирается купить ещё одну яхту стоимостью около €150 тысяч. Половину требуемой суммы планируется привлечь через инвестора.

88
9 комментариев

Сколько стоит открыть яхт-школу

Много.

Оно тебе надо?

Нет.

5

Можно еще инфоцыганам сдавать в поминутную аренду)

2

Надо бы тоже учиться , хочется на чартере погонять. ))

Яхта - это мечта :)
Было интересно почитать. Нет только беспарустных яхт.
они более популярны были бы, т.к. доступны большему кругу людей.

Моторные яхты как раз менее доступны. Так как они как минимум дороже: что при покупке, что при аренде, что при обучении.

Алексей Побат – занятный дядька по жизни и толковый капитан в частности. Ходить с ним не только познавательно, но и весело. Респект.

Доступность яхты это вопрос её навороченности... Есть варианты от 300 тыс р. Без затрат на содержание... Разборные парусные катамараны. Да, комфорта меньше... Но для Спортсменов и туристов очень даже неплохо! @SibCat-SPb