«Самокаты должны быть у каждого подъезда»: как Юрент из маленького игрока вырос в федерального оператора кикшеринга

Рост в 50 раз, инвестиции, партнёрство с МТС и ПДД для электросамокатов – что изменилось за три года с первого интервью основателя кикшеринга Андрея Колесника

Сегодня электросамокаты на улицах городов стали привычным многим средством передвижения, но еще недавно дела обстояли совсем иначе. В 2019 году они только начинали проникать в повседневную жизнь, будучи скорее развлечением, чем транспортом. Одним из первых игроков на рынке микромобильного транспорта был сервис для аренды велосипедов и самокатов. Он работал в Адлере, Краснодаре, на курорте «Роза-Хутор» и назывался URentBike. Три года назад основатель компании Андрей Колесник дал интервью vc.ru, в котором рассказал о том, как почти без инвестиций запустил бизнес, а затем добился выручки в размере 100 млн рублей. С тех пор многое изменилось: масштабы выросли, URentBike превратился в Юрент, а сама компания из стартапа превратилась в федерального оператора, который работает в 114 городах и в приложении которого зарегистрированы 9 млн человек. Но как изменился бизнес в процессе настолько быстрого роста?

Старт на Юге

В 2018 году URentBike заработал в тестовом режиме на курорте «Роза-Хутор». На тот момент в парке компании было 20 велосипедов, на которых Колесник хотел проверить спрос. Запуск сервиса обошелся в 6 млн рублей. Колесник запускал бизнес вместе с предпринимателем Иваном Туринге и разработчиком Андреем Калининым, не привлекал инвесторов в проект — использовал собственные средства, средства партнеров, а также банковские кредиты.

«Начинать кикшеринговый бизнес было сложно, — вспоминает генеральный директор Юрент Иван Туринге, — Пользователи просто не понимали, что велосипед или самокат можно взять в аренду. Мы размещали рекламу «Прокат самокатов» и телефон для связи прямо на устройствах».

При этом первые самокаты не были предназначены для шеринга, на них не было трекеров и стояли несъемные батареи. Основатели компании ранее занимались каршерингом, поэтому первые трекеры сняли с проданных автомобилей. Их ставили в короба, напечатанные на 3D-принтерах, но решение оказалось ненадежным: короба разбивались, а крепления разбалтывались.

Спустя год компания Юрент расширила список городов присутствия: самокаты появились Ростове-на-Дону, Краснодаре, Сочи, Анапе. Качественно и количественно вырос парк: к 2019 году он насчитывал 1100 велосипедов и 2230 самокатов, оснащенных навигационными системами и съемными аккумуляторами. Последние на практике оказались важным элементом юнит-экономики, так как именно благодаря съемным батареям сократились расходы на логистику — «перезаряжать» самокаты стало возможным прямо на улицах, а не на складе.

Бичом аренды самокатов на заре развития бизнеса неожиданно стали вейперы и пенсионеры. Первые начали воровать устройства ради литий-ионных батарей, которые устанавливаются в вейпы. Вторые просто собирали, как им казалось, бесхозную технику, которую потом прятали дома. Колесник утверждал, что в 2019 году пользователи Юрент ежедневно воровали как минимум одну единицу техники. С ростом бизнеса воровства стало меньше в процентном соотношении – компания отслеживает месторасположение самокатов с помощью IT-платформы, а возвращением транспортных средств занимается корпоративная служба безопасности.

В конце 2018 года выручка Юрент составила 3 млн рублей, а в 2019 году она же выросла до 100 млн рублей. Андрей Колесник рассказывал, что главная цель компании на 2020 год — быть прибыльной в Сочи, Краснодаре, Анапе. Жизнь, как это часто бывает, оказалась интереснее планов.

В 2019 году основатели UrentBike познакомились с Андреем Азаровым и Михаилом Гейшериком, которые вложились в стартап сами и привлекли в качестве инвесторов знакомых и друзей (они вложили в компанию 150 млн рублей). В 2020-м году компания купила сервис бесстанционного велошеринга Lucky Bike, в первую очередь, чтобы привлечь его основателя Илью Тимаховского. Новые люди привнесли в команду свежий взгляд — они верили в то, что за микромобильным транспортом будущее больших городов. Благодаря этому уже в следующем году сервис начал трансформацию из локального бизнеса в федерального оператора. В 2020 году компания запустилась в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и начали экспансию в другие регионы России. По словам Ивана Туринге, именно Андрей Азаров и Михаил Гейшерик подтолкнули компанию к запуску в Москве. У компании изменилась и миссия — теперь Юрент решила делать не развлекательный сервис для жителей и туристов южных городов, а федеральный бизнес, который сможет изменить жизни миллионов людей по всей стране.

Федеральный оператор

К концу 2022 года парк Юрент насчитывал более 80 тысяч самокатов, а сам сервис представлен в 114 городах России — по словам основателей, это самое большое количество присутствия сервиса в масштабе одной страны в мире.

Растить парк помогали инвестиции: в 2021 году в микромобильный стартап поверил фонд Sistema SmartTech. Он вложил в компанию 250 млн рублей. Также в 2021 году компания привлекла еще 400 млн рублей от частных инвесторов (действующих и новых). Остальное финансирование в 2021 году было привлечено в виде займов, в том числе 300 млн рублей от структур Сбера и Ситимобил, а также 400 млн рублей кредитных средств от Сбербанка на лизинг для покупки электросамокатов.

Кроме этого, в феврале 2022 года Юрент привлек 1,4 млрд рублей от МТС и VEB Ventures. По словам Ивана Туринге, привлеченные средства направили на расширение парка электросамокатов и улучшение ИТ-платформы сервиса. Изначально в рамках раунда еще 700 млн рублей в Юрент также должен был инвестировать фонд прямых инвестиций VPE Capital, но после 24 февраля он не смог принять участие в сделке.

В 2022 году Юрент оценивается в 10 млрд рублей, а оборот платформы (доход от всех поездок, в том числе франчайзи) компании достиг показателей почти в 5 млрд рублей, что в 50 раз больше, чем три года назад. В планах Юрент на 2023 год — привлечь финансирование в размере 3 млрд рублей, которые компания направит на обновление парка и расширение географии присутствия.

Несмотря на то, что один из основных конкурентов Юрент — Whoosh, вышел на IPO, Туринге, Азаров и Гейшерик считают, что им самим еще не пришло время выходить на биржу. Частная компания более гибкая, чем публичная – а это преимущество на бурно развивающемся рынке. Кроме того, сейчас довольно много интереса со стороны институциональных инвесторов, потому что рынок имеет большой потенциал роста, и Юрент рассчитывает стать одним из тех, кто выиграет от этого роста.

Битва за пользователей

Начав запуски в крупных городах, Юрент столкнулся с проблемами серьезнее краж. Вызовом для компании стало взаимодействие с городскими администрациями и недовольство поведением пользователей самокатов в целом. Компания научилась соответствовать жестким требованиям городских властей, конкурировать с ИТ-гигантами и работать с распределенной командой.

По словам Ивана Туринге, в 2022 году стратегия бизнеса заключается в том, чтобы интегрировать кикшеринг в обыденную жизнь горожан. Предприниматель шутит, что для того, чтобы стать транспортом «самокаты должны быть доступны у каждого подъезда» — то есть плотность парка в городе должна быть такая, чтобы человек мог легко найти его в нескольких сотнях метров и поехать по своим делам.

Большую ставку Юрент делает ставку на сотрудничество с другими платформами и ценит партнерства с сильными компаниями: в 2020 году компания сделала интеграцию с сервисом городской мобильности Ситимобил — на тот момент это был первый пример подобных коллабораций в России. Дело в том, что такси и самокаты дополняют друг друга: оба сервиса решают задачу передвижения по городу, но такси – на относительно большие расстояния, а самокаты — до 3-5 км. Это помогло привлечь новую аудиторию в Юрент за счет популярности Ситимобила во многих городах. В 2022 году в компанию инвестировал МТС, который начал строить экосистему сервисов, и добавил самокаты в свою подписку.

Рост распределенной команды

В 2018 году в Юрент работало десять человек: пять разработчиков, четыре специалиста по техническому обслуживанию велосипедов и один менеджер по продажам. В 2022 году в компании круглый год трудятся 400 человек, а в сезон штат Юрента увеличивается до двух с половиной тысяч сотрудников. В среднем, это 30-40 новых рабочих мест на 1000 самокатов.

У компании полностью децентрализованная и в большинстве удалённая команда. Такой она была с тех времен, когда владельцы Юрент занимались каршерингом и нанимали специалистов по всей России. Географический критерий был не важен — главное, какие у человека ценности и навыки, как он вписывается в команду и работает. Сегодня разработчики Юрента живут по всей стране: от Калиниграда до Новосибирска.

«Помню, как года четыре назад проводил совещания на набережной Адлера – там длинная велодорожка вдоль моря, где максимальная концентрация самокатов и пользователей» — рассказывает Иван Туринге. Время шло, но привычка предпринимателя работать вне офиса не изменилась. И сейчас он регулярно приезжает прямо в сервисный центр, чтобы познакомиться с персоналом и совместно поработать с техниками, а также проводит целый день с командой логистики, участвуя в замене батарей и перемещении самокатов. Настоящий офис с переговорками появился в компании в прошлом году. Туринге смеется, рассказывая о том, что и сейчас он не любит в нем находиться — помещение сняли, потому что понадобилось для проведения переговоров с бизнес-партнерами и бэк-офиса.

На старте бизнеса основатели работали с небольшой командой, но когда у Юрент появились амбиции стать федеральным игроком, сервису пришлось выстраивать корпоративную структуру. Так, помимо фаундеров в компании появились департамент продукта, юридический, финансовый, HR-департамент. Кого-то нанимали «с рынка», кто-то – работает с момента основания бизнеса и вырос внутри.

Команда топ-менеджеров Юрент летом 2022 года

По словам сооснователя Юрент Андрея Азарова, в компании распространена практика «обмена», когда разработчики пробуют себя в роли сотрудников тех.поддержки или техников сервисных центрах. Это помогает команде прочувствовать продукт и понять, как он работает изнутри.

Большие запуски в больших городах

Три мекки российского кикшеринга: Москва, Санкт-Петербург и южные регионы. Именно в этих местах стоят самые новые самокаты — это обусловлено развитой инфраструктурой и высокими средними чеками за поездки.

Запуск в Москве был одним из самых сложных в истории компании. Он начался во время пандемии. Городские власти, по словам Туринге, стремятся достичь самого высокого качества обслуживания людей в стране, и поэтому не дают сервисам аренды разрешение на работу сразу во всем городе. У московской администрации есть квоты, которые определяют количество устройств для каждого сервиса, а также районы для работы. Чтобы получить эту квоту, нужно соответствовать требованиям Департамента транспорта по моделям и оснащению самокатов.

Первые самокаты Юрент

В 2020 году, когда Юрент решила наводнить столицу самокатами в разгар пандемии, то получила разрешение на работу лишь в небольшой зоне на юго-востоке Москвы. Это был тест, чтобы доказать властям, что сервис сможет работать в большом городе. В рамках пробного периода Юрент ставила собственные парковки, инвестировала в развитие сервиса, чтобы самокаты не валялись на улицах, а стояли ровными рядами на парковках. Тест был успешно пройден, и в 2021 году Департамент транспорта разрешил компании работать в в центре Москвы, а в 2022-м расшириться в пределах всего МКАД и за его пределы. На конец сезона 2022 года по всей Москве было 15 тысяч самокатов Юрент — в августе сервису удалось получить на текущий момент максимальную квоту для работы в столице.

Теперь в Москве работают ездят другие самокаты: со сменными аккумуляторами, улучшенной амортизацией

Непростыми взаимоотношения с властями были в 2021 году. Например, во время Чемпионата Европы, Юрент столкнулся с ограничениями в Санкт-Петербурге. Хотя спустя сезон власти Петербурга поверили в кикшеринг, и начали активнее вести диалог с сервисами. В Казани власти ввели большое количество зон с еще большими ограничениями скорости.

В Новосибирске ГИБДД в 2022 году штрафовала людей на самокатах, как водителей мопедов за вождение без прав. Юристы компании помогали пользователям обжаловать штрафы. Юрент пытается решать эти вопросы, взаимодействуя с администрациями, но получается не всегда. В России все еще остаются города, где сервису непросто работать, но большинство уже привыкают к самокатам и начинают содействовать развитию нового транспорта.

По словам Ивана Туринге, в 2023 году вступят в силу изменения ПДД, которые выведут самокаты из «серой зоны», и устройства наконец-то получат определенный законом статус. Это должно сильно упростить диалог сервиса с региональными властями.

В 2021 году компания запустилась почти в 40 городах (всего до 60-ти), в 2022-м охватила больше 60 городов (до 114-ти). Запуская сервис в Москве и других крупных городах, Юрент выработала алгоритм действия. Сперва компания прорабатывает административный ресурс, взаимодействует с властями. Далее команда изучает основные транспортные потоки, ищет локации, где самокаты будут востребованными, а затем открывает сервисный центр. После того, как все это сделано, в конце зимы или начале весны в городе устанавливают парковки и завозят самокаты на точки старта. Часть городов запускают франчайзи-партнеры. С ними компания делится инструментами для запуска, доступом к технологической платформе для управления самокатами.

Нагрузка на IT-сервис

2 мая 2022 года, в разгар майских праздников – самое «горячее» время для кикшеринга, у Юрент произошел крупнейший в истории сервиса сбой. Приложение не было доступно почти три часа, о сбое написали в СМИ, Telegram-каналах. Службе поддержки пришлось несколько недель разбирать обращения пользователей и возвращать деньги. На масштабе в сотни тысяч поездок в день, любое падение становится очень заметным для пользователей, поэтому надежность IT-системы играет все более важную роль.

Этот случай помог IT-команде улучшить процесс управления инцидентами, систематически работать с первопричинами проблем, а также внедрить zero bug policy — политику нетерпимости багов, рассказывает директор по IT Юрента Андрей Калинин. В компании есть мораторий на выпуск обновлений в пятницу и выходные дни — это исключает возможность сбоя в моменты пиковой нагрузки. Кроме того, на экстренный случай в Юрент были продублированы все критические системы, например, оплата или учет аренды. Кстати, спустя несколько дней в майские праздники, платформа обновила рекорд по нагрузке.

В один из дней августа этого года пользователи сервиса за сутки совершили 200 тысяч поездок – пока что это рекорд за всю историю компании. IT-платформа сервиса отслеживает устройства, их передвижения и другие показатели, каждый из 80 тысяч самокатов передает в среднем одно сообщение каждые 30 секунд. Обслуживание платформы стоит миллионы рублей в месяц. В командах IT и продукта на сегодняшний день 85 человек.

«Вечные» самокаты

С ростом размера парка перед Юрент встала новая задача — быстро ремонтировать самокаты, чтобы сломанная техника не простаивала. Туринге шутит, что за несколько лет работы в компании научились делать «почти вечные» устройства. Юрент стремится увеличить срок жизни самокатов — это важно для экономики бизнеса.

В начале деятельности Юрент закупала б/у самокаты из Европы, чтобы насытить рынок. Впрочем, любой самокат становится «бэушным» после нескольких месяцев активной эксплуатации в шеринге. Ремонтируются самокаты в собственных сервисных центрах компании. В 2022 году по всей стране их было 10, самые крупные — в Москве и Краснодаре. Последний обслуживает все города на Юге.

Техник ремонтирует самокат в сервисном центре Юрент в Москве

В 2019 году Колесник с партнёрами решили в качестве эксперимента печатать расходники вроде крыльев, курков газа и тормоза на 3D-принтерах. Идея оказалась рабочей и прижилась настолько, что к 2022 году у сервиса есть «3D Лаборатория», где печатаются многие расходные детали для парка. Для этого закуплено более 50 3D-принтеров, каждый из которых стоит от 50 тысяч рублей. Печатный цех работает круглогодично и даже приносит компании небольшой дополнительный доход. Помимо печати запчастей и оборудования, Лаборатория активно участвует в IT-разработке. Зимой все самокаты проходят полное обслуживание — им меняют износившиеся детали, резинки и прокладки, чтобы они были готовы к использованию в следующем сезоне.

Один из 3D принтеров в «Лаборатории 3D» Юрент

Также с 2021 года Юрент сотрудничает с предприятиями, которые перерабатывают пластиковые детали и металл – на переработку сдали первые самокаты, которые работали в 2019 и 2020 годах. С тех пор литий-ионные аккумуляторы и расходники перерабатываются с минимальным вредом для окружающей среды.

Партнерство, экосистемы и маркетинг

По словам одного из основателей компании Андрея Азарова, конкуренция сервисов аренды самокатов схожа с конкуренцией у операторов связи. Большой разницы между операторами кикшеринга, как и между операторами связи, нет. Для обоих невозможен взрывной рост аудитории, а небольшие игроки могут работать только в регионах.

Основные конкуренты Юрент — Яндекс.Go и Whoosh. У них примерно одинаковое количество устройств в Москве и Санкт-Петербурге. Одинаковые ценности: экономия времени и экологичность, а часто даже идентичные модели самокатов на парковке. Отличаются только фирменные цвета и цены на аренду.

Юрент делает ставку на создание партнерской экосистемы, в которой пользователь будет переключаться между оффлайновыми и онлайновыми активностями. Самокаты сервиса интегрированы в карты 2ГИС и приложение «Московский транспорт» — это позволяет пользователю выстроить «бесшовный» маршрут с использованием самоката, а также сразу арендовать устройство. Кроме этого, Юрент входит в подписку МТС Premium, пользователи которой получают бесплатную активацию самокатов.

Партнерство на базе общих подписок дает выход к большой базе пользователей, в то время как клиенты получают новые возможности в оффлайне или онлайне за те же деньги. Например, в сентябре 2022 года Юрент, Ситимобил и БериЗаряд представили общую подписку. За 149 рублей в месяц пользователь получил возможность трехпроцентного кэшбэка на такси, каршеринг, а также бесплатную активацию самоката.

Увеличение сезона и развитие инфраструктуры

Мировой центр велосипедов и самокатов как полноценных транспортных средств — Северная Европа. В Стокгольме и Осло сотни километров велодорожек и 8-10 самокатов на 1000 населения. Благодаря развитой инфраструктуре на самокатах передвигаются даже зимой. Люди надевают шапки и шарфы, тепло одеваются, а использование микромобильного транспорта становится осознанной альтернативой поездке на машине и автобусе.

В России в 2022 году на 1000 жителей в среднем приходится 1,3 самоката, в Москве — около 3 самокатов. Активно в велодорожки пока вкладывается Москва. Казань, Краснодар, Санкт-Петербург и другие крупные города только начинают подхватывать тренд. Чем больше прогулочных зон и велодорожек, тем больше самокатов, а чем больше устройств, тем больше города вкладываются в инфраструктуру. Похоже на замкнутый круг, но именно в связи с этим растет спрос спрос на сервисы краткосрочной аренды, расширяются парки устройств, а сезон постоянно удлиняется. В этом году он составил 245 дней в Москве и мог продолжаться дальше, если бы его не прервали ранние снегопады..

«Каждый год пользователи раскачиваются только к августу. Весной чувствуют тепло, вспоминают, как им нравятся самокаты, и только тогда они начинают ездить. Как сделать, чтобы каждый месяц сезона был как август? Нужно не только отремонтировать и подготовить самокаты, чтобы они ровными рядами стояли в апреле, готовые к поездке, но провести ретроспективу по итогам сезона, понять, что было хорошо, а что не получилось, и проработать ошибки. А также подогоревать интересом к самокатам пользователей» — говорит Туринге.

Для этого в зимний период компания прорабатывает боли пользователей и улучшает продукт, например, чтобы удобнее было начинать и завершать аренду, чтобы стабильнее работали карты в приложении. К 2022 году в сервисе зарегистрировалось уже более 9 млн человек, а к 2025 эта цифра с высокой вероятностью удвоится, считают основатели компании. При этом основной рост поездок в следующем сезоне придется не на новых пользователей, а на людей, которые уже попробовали электросамокаты как средство мобильности. Благодаря им самокаты развиваются как альтернатива городскому транспорту. А Юрент из небольшого стартапа превратился в федерального оператора, который воплощает эту идею в реальность.

0
215 комментариев
Написать комментарий...
Павел Блахин

Боюсь, что многие родители будут очень негодовать изза этого

Ответить
Развернуть ветку
Alexei Ageyev

Не думаю. Ну подумаешь, сбили ребенка на тротуаре пьяные подростки. Или не подростки. Или не пьяные. Какая разница. Главное ведь что? А главное - чтобы самокаты были у каждого подъезда!

Ответить
Развернуть ветку
212 комментариев
Раскрывать всегда