Офлайн Сергей Копылов
941

Как автоматизируется государственная медицина в России

Как информационные системы делают медицину в России умнее и быстрее на примере одного продукта компании К-МИС, в которой я работаю.

В закладки

Я работаю разработчиком в компании К-МИС. Мы создаём программы для здравоохранения, внедряем и поддерживаем их в эксплуатации.

В 2011-2012 году в России началась масштабная информатизация медицины: был запущен проект создания «Единой государственной информационной системы здравоохранения» (ЕГИСЗ). Были запланированы нововведения:

  • оснащение рабочих мест компьютерами;
  • создание компьютерных сетей между медицинскими организациями;
  • введение электронного документооборота;
  • запись к врачу через интернет;
  • создание информационных систем для работы врачей, регистраторов;
  • создание аналитических информационных систем;
  • телемедицина и создание систем поддержки принятия решения врачами (когда программа подсказывает врачу диагноз, план лечения или степень риска развития заболевания);
  • доступ пациентов к их медицинским картам.

В последующие годы были приняты нормативные документы, уточняющие концепцию развития здравоохранения. Реализуя концепцию, региональные министерства организуют тендеры, в которых участвует К-МИС и другие коммерческие компании. Регионы объявляют тендеры независимо друг от друга для поддержки конкуренции между производителями ПО.

Некоторые из нововведений информатизации очевидны для пациентов: в кабинетах врачей появились компьютеры, врачи создают электронные протоколы осмотров, а записаться на приём можно через интернет.

Но существуют и незаметные пациенту изменения в здравоохранении, о которых я расскажем в этой статье на примере продукта КМИС Регион, в разработке которого я участвовал.

КМИС Регион

Начальная страница КМИС Регион, тестовые данные

В 2017-2018 годах мы разработали систему КМИС Регион. Основное назначение системы: помощь в управлении региональной системой здравоохранения, поддержка принятия управленческих решений и автоматизация ключевых процессов, таких, как обеспечение пациентов лекарствами. Для этого КМИС Регион собирает сведения о пациентах, медицинских организациях, сотрудниках, медицинские карты пациентов и другие данные.

В систему поступает информация из МИС — медицинских информационных систем, установленных в каждой поликлинике, больнице или другой организации. Данные структурируются, на их основе строятся аналитические отчёты. Медицинские карты пациентов передаются в Единую государственную информационную систему здравоохранения (ЕГИСЗ), а оттуда — в личный кабинет пациента «Мое здоровье» на портале Госуслуги.

КМИС Регион — веб-приложение, в котором используются открытые технологии: данные хранятся в СУБД Postgres, обрабатываются приложением, написанным на языке Python, а интерфейс отображается в браузере с помощью библиотеки AngularJS. Мы используем открытые технологии потому, что это — одно из требований импортозамещения в разработке ПО для государственных нужд. Но на самом деле, мы просто их любим: они надёжны, хорошо документированы и их цикл жизни мало зависит от вендора. Перейдя на открытые технологии, мы смогли уменьшить требования к серверам. Теперь для работы региональной системы достаточно двух серверов: основного и резервного.

Другие программы получают данные из КМИС Региона во внутренней сети системы здравоохранения. Например, если у пациента сменился полис и он рассказал об этом в поликлинике, в других организациях станет об этом известно.

Данными пользуются и люди: сотрудники МИАЦ и главные врачи региона. МИАЦ — это медицинские информационно-аналитические центры, созданные в каждом регионе и подчинённые Министерству здравоохранения. Они следят за выполнением планов по информатизации и анализируют заболеваемость, смертность, миграцию пациентов. Мы придумываем, как отобразить информацию понятно пользователю и для этого разработали внутреннюю дизайн-систему: набор UI-компонентов и свод принципов дизайна.

В КМИС Регионе сотрудники МИАЦ видят информацию:

  • о пациентах, прикреплениях к медицинским организациям, отчётам по возрастам, количеству инвалидов и льготников;
  • о медицинских организациях, сотрудниках и свободных местах;
  • о медицинских документах, полученных из организаций и переданных на федеральный уровень, льготных рецептах и прикреплениях;
  • о проведении диспансеризации, профилактических осмотров, отпуску льготных лекарственных средств.
Отчёт в КМИС Регионе, на скриншоте тестовые данные

КМИС Регион получает документы сразу после их создания, и может строить отчёты сразу. Раньше каждый отчёт строился только раз в период, когда данные становились неактуальными.

Главные врачи региона видят:

  • медицинские документы пациента, и принимают решение по конкретному сложному случаю;
  • отчёты о проведении диспансеризации, профилактических осмотрах и заболеваемости, чтобы скорректировать деятельность на уровне региона.
Страница пациента в КМИС Регионе, на скриншоте тестовые данные

Кроме того, система управляет поставками льготных лекарств в пункты отпуска. Все выписанные рецепты попадают в базу данных, а значит, в каждый пункт отпуска отправляются лекарства, необходимые там.

Данные передаются в защищённой сети и доступны сотрудникам в зависимости от их должности. Разработчики К-МИС не имеют доступа к настоящим данным о пациентах.

Как это работает на практике?

Обращения в несколько медицинских организаций

Часто необходимо посетить несколько организаций в процессе лечения: нужный врач принимает или обследования проводятся только в другой организации.

Раньше номер полиса, СНИЛС и другая информация о пациенте хранились в каждой поликлинике отдельно. Когда пациент обращался в другую организацию, он показывал документы снова. Теперь данные содержатся в единой базе, а значит, достаточно только паспорта, чтобы попасть на приём.

Эта часть системы называется Центральным реестром пациентов из которого вырос КМИС Регион. В видео рассказывается о возможностях реестра пациентов.

Сейчас пациент берёт медицинскую карту в каждую организацию, иначе врач не узнает о течении болезни. Когда медицинские карты хранятся вместе, забирать карту в учреждении необязательно, а протоколы осмотров и исследований доступны всем врачам, которых посещает пациент.

Направления на госпитализацию и льготные рецепты

Врач направляет пациента на госпитализацию и не знает, в каких больницах есть свободные места. Пациенту приходится звонить и договариваться о числах. В КМИС Регион известно о занятости мест, поэтому госпитализация планируется на конкретные даты.

Также врач не знает, в каких аптеках доступны льготные лекарства. КМИС Регион хранит льготные рецепты, и в нужную аптеку лекарства приезжают вовремя.

Профилактика

Чем раньше заболевание выявят и вылечат, тем дольше и качественней будет жизнь пациента, а затраты на лечение уменьшатся.

КМИС Регион ведёт учёт по каждому пациенту с серьёзным заболеванием, которое может сделать пациента инвалидом или привести к смерти, и контролирует проведение медицинских мероприятий вовремя.

Также контролируется проведение диспансеризаций и реакции врачей на отклонения в показателях пациентов.

По медицинским показателям можно предугадать, у какого пациента появится серьёзное заболевание и взять его на контроль до болезни. Этим занимается система поддержки принятия врачебных решений Webiomed, разработанная нами. В Вебиомед отправляются медицинские документы пациента, накопленные за его жизнь, а система принимает решение о риске сердечно-сосудистых, лёгочных, онкологических заболеваний.

А что потом?

Первый этап развития здравоохранения включал в себя централизованное накопление данных, и это реализовано в КМИС Регионе. Сегодня мы делаем упор на анализ информации: построение новых отчётов по разным выборкам, представление истории жизни пациентов в удобном виде, предоставление доступа к медицинским данным самому пациенту.

Внедрение систем, подобных КМИС Региону, ведётся неравномерно. Разные поставщики разрабатывают похожие продукты, однако они отличаются возможностями, удобством интерфейса и скоростью работы. Поэтому часть из приведённых выше возможностей используются в конкретном регионе, а часть — только ожидают внедрения.

Кроме региональных систем разрабатываются и используются программы для работы врачей, регистраторов, лабораторий.

Мы регулярно пишем об информатизации здравоохранения в блоге компании: kmis.ru/blog, однако, он ориентирован в большей степени, на работников сферы здравоохранения.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Сергей Копылов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 9, "likes": 8, "favorites": 20, "is_advertisement": false, "subsite_label": "offline", "id": 58819, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 18 Feb 2019 16:25:55 +0300" }
{ "id": 58819, "author_id": 101178, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/58819\/get","add":"\/comments\/58819\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/58819"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199132 }

9 комментариев 9 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
1

"Раньше от руки только в карточки писали. Теперь еще надо в энтот ваш компутер перебивать".
Что-нибудь там слышно про голосовое распознавание, телемедицину и диагностику с помощью компа?

Ответить
2

Слышно.

Голосовое распознавание (если вы о приёме) плохо применимо на практике. Врач одновременно общается с пациентом и сестрой, в речи есть много специальной терминологии и точность распознавания остаётся некомфортной. Есть другие способы заполнять карту быстрее: шаблоны протокола приёма, предиктивные подсказки, предугадывание контекста.

Телемедицина, насколько я могу судить вполне успешно развивается, появляются новые пункты, где можно получить консультацию.

Не знаю, что вы имеете ввиду под «диагностикой с помощью компа», но мы работаем, в том числе, и над предугадыванием диагнозов и уточнением их программой, обученной на уже существующих медицинских документах или принимающей решения на основе международных стандартов скоринга.

Ответить
0

Так специальная терминология должна облегчить задачу распознавания, разве нет?

Ответить
0

Конечно, она хорошо помогает, например, предиктивному вводу. Но, насколько я могу судить, вслух другие факторы перевешивают плюсы ограниченного словаря.

Однако, я в большей мере занимаюсь графическими интерфейсами, и могу ошибаться.

Ответить
0

Ох я бы написал.... Работаю в ЛПУ. Эта гос автоматизация 🤷‍♂️

Ответить
0

Напишите обязательно и подробно обо всём, что не нравится. Хотя поставщиков много, и вы можете использовать не наши продукты, мне будет полезно узнать, как разработчику, все болевые точки напрямую от сотрудника ЛПУ.

Ответить
0

У нас не ваша МИС. Так что полезного вам мало будет. Но в целом это такая попаболь. У нас ТМ МИС Софтраст (Белгород)

Ответить
0

Примерно в такое превратился прием у врачей коллег когда им поставили компы и оптимизировали медсестер на амбулаторном приеме.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }