{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как автоматизируется государственная медицина в России

Как информационные системы делают медицину в России умнее и быстрее на примере одного продукта компании К-МИС, в которой я работаю.

Я работаю разработчиком в компании К-МИС. Мы создаём программы для здравоохранения, внедряем и поддерживаем их в эксплуатации.

В 2011-2012 году в России началась масштабная информатизация медицины: был запущен проект создания «Единой государственной информационной системы здравоохранения» (ЕГИСЗ). Были запланированы нововведения:

  • оснащение рабочих мест компьютерами;
  • создание компьютерных сетей между медицинскими организациями;
  • введение электронного документооборота;
  • запись к врачу через интернет;
  • создание информационных систем для работы врачей, регистраторов;
  • создание аналитических информационных систем;
  • телемедицина и создание систем поддержки принятия решения врачами (когда программа подсказывает врачу диагноз, план лечения или степень риска развития заболевания);
  • доступ пациентов к их медицинским картам.

В последующие годы были приняты нормативные документы, уточняющие концепцию развития здравоохранения. Реализуя концепцию, региональные министерства организуют тендеры, в которых участвует К-МИС и другие коммерческие компании. Регионы объявляют тендеры независимо друг от друга для поддержки конкуренции между производителями ПО.

Некоторые из нововведений информатизации очевидны для пациентов: в кабинетах врачей появились компьютеры, врачи создают электронные протоколы осмотров, а записаться на приём можно через интернет.

Но существуют и незаметные пациенту изменения в здравоохранении, о которых я расскажем в этой статье на примере продукта КМИС Регион, в разработке которого я участвовал.

КМИС Регион

Начальная страница КМИС Регион, тестовые данные

В 2017-2018 годах мы разработали систему КМИС Регион. Основное назначение системы: помощь в управлении региональной системой здравоохранения, поддержка принятия управленческих решений и автоматизация ключевых процессов, таких, как обеспечение пациентов лекарствами. Для этого КМИС Регион собирает сведения о пациентах, медицинских организациях, сотрудниках, медицинские карты пациентов и другие данные.

В систему поступает информация из МИС — медицинских информационных систем, установленных в каждой поликлинике, больнице или другой организации. Данные структурируются, на их основе строятся аналитические отчёты. Медицинские карты пациентов передаются в Единую государственную информационную систему здравоохранения (ЕГИСЗ), а оттуда — в личный кабинет пациента «Мое здоровье» на портале Госуслуги.

КМИС Регион — веб-приложение, в котором используются открытые технологии: данные хранятся в СУБД Postgres, обрабатываются приложением, написанным на языке Python, а интерфейс отображается в браузере с помощью библиотеки AngularJS. Мы используем открытые технологии потому, что это — одно из требований импортозамещения в разработке ПО для государственных нужд. Но на самом деле, мы просто их любим: они надёжны, хорошо документированы и их цикл жизни мало зависит от вендора. Перейдя на открытые технологии, мы смогли уменьшить требования к серверам. Теперь для работы региональной системы достаточно двух серверов: основного и резервного.

Другие программы получают данные из КМИС Региона во внутренней сети системы здравоохранения. Например, если у пациента сменился полис и он рассказал об этом в поликлинике, в других организациях станет об этом известно.

Данными пользуются и люди: сотрудники МИАЦ и главные врачи региона. МИАЦ — это медицинские информационно-аналитические центры, созданные в каждом регионе и подчинённые Министерству здравоохранения. Они следят за выполнением планов по информатизации и анализируют заболеваемость, смертность, миграцию пациентов. Мы придумываем, как отобразить информацию понятно пользователю и для этого разработали внутреннюю дизайн-систему: набор UI-компонентов и свод принципов дизайна.

В КМИС Регионе сотрудники МИАЦ видят информацию:

  • о пациентах, прикреплениях к медицинским организациям, отчётам по возрастам, количеству инвалидов и льготников;
  • о медицинских организациях, сотрудниках и свободных местах;
  • о медицинских документах, полученных из организаций и переданных на федеральный уровень, льготных рецептах и прикреплениях;
  • о проведении диспансеризации, профилактических осмотров, отпуску льготных лекарственных средств.
Отчёт в КМИС Регионе, на скриншоте тестовые данные

КМИС Регион получает документы сразу после их создания, и может строить отчёты сразу. Раньше каждый отчёт строился только раз в период, когда данные становились неактуальными.

Главные врачи региона видят:

  • медицинские документы пациента, и принимают решение по конкретному сложному случаю;
  • отчёты о проведении диспансеризации, профилактических осмотрах и заболеваемости, чтобы скорректировать деятельность на уровне региона.
Страница пациента в КМИС Регионе, на скриншоте тестовые данные

Кроме того, система управляет поставками льготных лекарств в пункты отпуска. Все выписанные рецепты попадают в базу данных, а значит, в каждый пункт отпуска отправляются лекарства, необходимые там.

Данные передаются в защищённой сети и доступны сотрудникам в зависимости от их должности. Разработчики К-МИС не имеют доступа к настоящим данным о пациентах.

Как это работает на практике?

Обращения в несколько медицинских организаций

Часто необходимо посетить несколько организаций в процессе лечения: нужный врач принимает или обследования проводятся только в другой организации.

Раньше номер полиса, СНИЛС и другая информация о пациенте хранились в каждой поликлинике отдельно. Когда пациент обращался в другую организацию, он показывал документы снова. Теперь данные содержатся в единой базе, а значит, достаточно только паспорта, чтобы попасть на приём.

Эта часть системы называется Центральным реестром пациентов из которого вырос КМИС Регион. В видео рассказывается о возможностях реестра пациентов.

Сейчас пациент берёт медицинскую карту в каждую организацию, иначе врач не узнает о течении болезни. Когда медицинские карты хранятся вместе, забирать карту в учреждении необязательно, а протоколы осмотров и исследований доступны всем врачам, которых посещает пациент.

Направления на госпитализацию и льготные рецепты

Врач направляет пациента на госпитализацию и не знает, в каких больницах есть свободные места. Пациенту приходится звонить и договариваться о числах. В КМИС Регион известно о занятости мест, поэтому госпитализация планируется на конкретные даты.

Также врач не знает, в каких аптеках доступны льготные лекарства. КМИС Регион хранит льготные рецепты, и в нужную аптеку лекарства приезжают вовремя.

Профилактика

Чем раньше заболевание выявят и вылечат, тем дольше и качественней будет жизнь пациента, а затраты на лечение уменьшатся.

КМИС Регион ведёт учёт по каждому пациенту с серьёзным заболеванием, которое может сделать пациента инвалидом или привести к смерти, и контролирует проведение медицинских мероприятий вовремя.

Также контролируется проведение диспансеризаций и реакции врачей на отклонения в показателях пациентов.

По медицинским показателям можно предугадать, у какого пациента появится серьёзное заболевание и взять его на контроль до болезни. Этим занимается система поддержки принятия врачебных решений Webiomed, разработанная нами. В Вебиомед отправляются медицинские документы пациента, накопленные за его жизнь, а система принимает решение о риске сердечно-сосудистых, лёгочных, онкологических заболеваний.

А что потом?

Первый этап развития здравоохранения включал в себя централизованное накопление данных, и это реализовано в КМИС Регионе. Сегодня мы делаем упор на анализ информации: построение новых отчётов по разным выборкам, представление истории жизни пациентов в удобном виде, предоставление доступа к медицинским данным самому пациенту.

Внедрение систем, подобных КМИС Региону, ведётся неравномерно. Разные поставщики разрабатывают похожие продукты, однако они отличаются возможностями, удобством интерфейса и скоростью работы. Поэтому часть из приведённых выше возможностей используются в конкретном регионе, а часть — только ожидают внедрения.

Кроме региональных систем разрабатываются и используются программы для работы врачей, регистраторов, лабораторий.

Мы регулярно пишем об информатизации здравоохранения в блоге компании: kmis.ru/blog, однако, он ориентирован в большей степени, на работников сферы здравоохранения.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Matvey Sofyin

"Раньше от руки только в карточки писали. Теперь еще надо в энтот ваш компутер перебивать".
Что-нибудь там слышно про голосовое распознавание, телемедицину и диагностику с помощью компа?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Копылов
Автор

Слышно.

Голосовое распознавание (если вы о приёме) плохо применимо на практике. Врач одновременно общается с пациентом и сестрой, в речи есть много специальной терминологии и точность распознавания остаётся некомфортной. Есть другие способы заполнять карту быстрее: шаблоны протокола приёма, предиктивные подсказки, предугадывание контекста.

Телемедицина, насколько я могу судить вполне успешно развивается, появляются новые пункты, где можно получить консультацию.

Не знаю, что вы имеете ввиду под «диагностикой с помощью компа», но мы работаем, в том числе, и над предугадыванием диагнозов и уточнением их программой, обученной на уже существующих медицинских документах или принимающей решения на основе международных стандартов скоринга.

Ответить
Развернуть ветку
Matvey Sofyin

Так специальная терминология должна облегчить задачу распознавания, разве нет?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Копылов
Автор

Конечно, она хорошо помогает, например, предиктивному вводу. Но, насколько я могу судить, вслух другие факторы перевешивают плюсы ограниченного словаря.

Однако, я в большей мере занимаюсь графическими интерфейсами, и могу ошибаться.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Goncharenko

Ох я бы написал.... Работаю в ЛПУ. Эта гос автоматизация 🤷‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Копылов
Автор

Напишите обязательно и подробно обо всём, что не нравится. Хотя поставщиков много, и вы можете использовать не наши продукты, мне будет полезно узнать, как разработчику, все болевые точки напрямую от сотрудника ЛПУ.

Ответить
Развернуть ветку
Алим Абраров

Вот тут есть пожелание от мед статиста, если это можно назвать пожеланием конечно. https://m.lenta.ru/articles/2019/02/19/statist/

Ответить
Развернуть ветку
Roman Goncharenko

У нас не ваша МИС. Так что полезного вам мало будет. Но в целом это такая попаболь. У нас ТМ МИС Софтраст (Белгород)

Ответить
Развернуть ветку
Алим Абраров

Примерно в такое превратился прием у врачей коллег когда им поставили компы и оптимизировали медсестер на амбулаторном приеме.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда