Как автоматизируется государственная медицина в России

Как информационные системы делают медицину в России умнее и быстрее на примере одного продукта компании К-МИС, в которой я работаю.

Я работаю разработчиком в компании К-МИС. Мы создаём программы для здравоохранения, внедряем и поддерживаем их в эксплуатации.

В 2011-2012 году в России началась масштабная информатизация медицины: был запущен проект создания «Единой государственной информационной системы здравоохранения» (ЕГИСЗ). Были запланированы нововведения:

  • оснащение рабочих мест компьютерами;
  • создание компьютерных сетей между медицинскими организациями;
  • введение электронного документооборота;
  • запись к врачу через интернет;
  • создание информационных систем для работы врачей, регистраторов;
  • создание аналитических информационных систем;
  • телемедицина и создание систем поддержки принятия решения врачами (когда программа подсказывает врачу диагноз, план лечения или степень риска развития заболевания);
  • доступ пациентов к их медицинским картам.

В последующие годы были приняты нормативные документы, уточняющие концепцию развития здравоохранения. Реализуя концепцию, региональные министерства организуют тендеры, в которых участвует К-МИС и другие коммерческие компании. Регионы объявляют тендеры независимо друг от друга для поддержки конкуренции между производителями ПО.

Некоторые из нововведений информатизации очевидны для пациентов: в кабинетах врачей появились компьютеры, врачи создают электронные протоколы осмотров, а записаться на приём можно через интернет.

Но существуют и незаметные пациенту изменения в здравоохранении, о которых я расскажем в этой статье на примере продукта КМИС Регион, в разработке которого я участвовал.

КМИС Регион

Начальная страница КМИС Регион, тестовые данные
Начальная страница КМИС Регион, тестовые данные

В 2017-2018 годах мы разработали систему КМИС Регион. Основное назначение системы: помощь в управлении региональной системой здравоохранения, поддержка принятия управленческих решений и автоматизация ключевых процессов, таких, как обеспечение пациентов лекарствами. Для этого КМИС Регион собирает сведения о пациентах, медицинских организациях, сотрудниках, медицинские карты пациентов и другие данные.

В систему поступает информация из МИС — медицинских информационных систем, установленных в каждой поликлинике, больнице или другой организации. Данные структурируются, на их основе строятся аналитические отчёты. Медицинские карты пациентов передаются в Единую государственную информационную систему здравоохранения (ЕГИСЗ), а оттуда — в личный кабинет пациента «Мое здоровье» на портале Госуслуги.

КМИС Регион — веб-приложение, в котором используются открытые технологии: данные хранятся в СУБД Postgres, обрабатываются приложением, написанным на языке Python, а интерфейс отображается в браузере с помощью библиотеки AngularJS. Мы используем открытые технологии потому, что это — одно из требований импортозамещения в разработке ПО для государственных нужд. Но на самом деле, мы просто их любим: они надёжны, хорошо документированы и их цикл жизни мало зависит от вендора. Перейдя на открытые технологии, мы смогли уменьшить требования к серверам. Теперь для работы региональной системы достаточно двух серверов: основного и резервного.

Другие программы получают данные из КМИС Региона во внутренней сети системы здравоохранения. Например, если у пациента сменился полис и он рассказал об этом в поликлинике, в других организациях станет об этом известно.

Данными пользуются и люди: сотрудники МИАЦ и главные врачи региона. МИАЦ — это медицинские информационно-аналитические центры, созданные в каждом регионе и подчинённые Министерству здравоохранения. Они следят за выполнением планов по информатизации и анализируют заболеваемость, смертность, миграцию пациентов. Мы придумываем, как отобразить информацию понятно пользователю и для этого разработали внутреннюю дизайн-систему: набор UI-компонентов и свод принципов дизайна.

В КМИС Регионе сотрудники МИАЦ видят информацию:

  • о пациентах, прикреплениях к медицинским организациям, отчётам по возрастам, количеству инвалидов и льготников;
  • о медицинских организациях, сотрудниках и свободных местах;
  • о медицинских документах, полученных из организаций и переданных на федеральный уровень, льготных рецептах и прикреплениях;
  • о проведении диспансеризации, профилактических осмотров, отпуску льготных лекарственных средств.
Отчёт в КМИС Регионе, на скриншоте тестовые данные
Отчёт в КМИС Регионе, на скриншоте тестовые данные

КМИС Регион получает документы сразу после их создания, и может строить отчёты сразу. Раньше каждый отчёт строился только раз в период, когда данные становились неактуальными.

Главные врачи региона видят:

  • медицинские документы пациента, и принимают решение по конкретному сложному случаю;
  • отчёты о проведении диспансеризации, профилактических осмотрах и заболеваемости, чтобы скорректировать деятельность на уровне региона.
Страница пациента в КМИС Регионе, на скриншоте тестовые данные
Страница пациента в КМИС Регионе, на скриншоте тестовые данные

Кроме того, система управляет поставками льготных лекарств в пункты отпуска. Все выписанные рецепты попадают в базу данных, а значит, в каждый пункт отпуска отправляются лекарства, необходимые там.

Данные передаются в защищённой сети и доступны сотрудникам в зависимости от их должности. Разработчики К-МИС не имеют доступа к настоящим данным о пациентах.

Как это работает на практике?

Обращения в несколько медицинских организаций

Часто необходимо посетить несколько организаций в процессе лечения: нужный врач принимает или обследования проводятся только в другой организации.

Раньше номер полиса, СНИЛС и другая информация о пациенте хранились в каждой поликлинике отдельно. Когда пациент обращался в другую организацию, он показывал документы снова. Теперь данные содержатся в единой базе, а значит, достаточно только паспорта, чтобы попасть на приём.

Эта часть системы называется Центральным реестром пациентов из которого вырос КМИС Регион. В видео рассказывается о возможностях реестра пациентов.

Сейчас пациент берёт медицинскую карту в каждую организацию, иначе врач не узнает о течении болезни. Когда медицинские карты хранятся вместе, забирать карту в учреждении необязательно, а протоколы осмотров и исследований доступны всем врачам, которых посещает пациент.

Направления на госпитализацию и льготные рецепты

Врач направляет пациента на госпитализацию и не знает, в каких больницах есть свободные места. Пациенту приходится звонить и договариваться о числах. В КМИС Регион известно о занятости мест, поэтому госпитализация планируется на конкретные даты.

Также врач не знает, в каких аптеках доступны льготные лекарства. КМИС Регион хранит льготные рецепты, и в нужную аптеку лекарства приезжают вовремя.

Профилактика

Чем раньше заболевание выявят и вылечат, тем дольше и качественней будет жизнь пациента, а затраты на лечение уменьшатся.

КМИС Регион ведёт учёт по каждому пациенту с серьёзным заболеванием, которое может сделать пациента инвалидом или привести к смерти, и контролирует проведение медицинских мероприятий вовремя.

Также контролируется проведение диспансеризаций и реакции врачей на отклонения в показателях пациентов.

По медицинским показателям можно предугадать, у какого пациента появится серьёзное заболевание и взять его на контроль до болезни. Этим занимается система поддержки принятия врачебных решений Webiomed, разработанная нами. В Вебиомед отправляются медицинские документы пациента, накопленные за его жизнь, а система принимает решение о риске сердечно-сосудистых, лёгочных, онкологических заболеваний.

А что потом?

Первый этап развития здравоохранения включал в себя централизованное накопление данных, и это реализовано в КМИС Регионе. Сегодня мы делаем упор на анализ информации: построение новых отчётов по разным выборкам, представление истории жизни пациентов в удобном виде, предоставление доступа к медицинским данным самому пациенту.

Внедрение систем, подобных КМИС Региону, ведётся неравномерно. Разные поставщики разрабатывают похожие продукты, однако они отличаются возможностями, удобством интерфейса и скоростью работы. Поэтому часть из приведённых выше возможностей используются в конкретном регионе, а часть — только ожидают внедрения.

Кроме региональных систем разрабатываются и используются программы для работы врачей, регистраторов, лабораторий.

Мы регулярно пишем об информатизации здравоохранения в блоге компании: kmis.ru/blog, однако, он ориентирован в большей степени, на работников сферы здравоохранения.

44
9 комментариев

"Раньше от руки только в карточки писали. Теперь еще надо в энтот ваш компутер перебивать".
Что-нибудь там слышно про голосовое распознавание, телемедицину и диагностику с помощью компа?

1
Ответить

Слышно.

Голосовое распознавание (если вы о приёме) плохо применимо на практике. Врач одновременно общается с пациентом и сестрой, в речи есть много специальной терминологии и точность распознавания остаётся некомфортной. Есть другие способы заполнять карту быстрее: шаблоны протокола приёма, предиктивные подсказки, предугадывание контекста.

Телемедицина, насколько я могу судить вполне успешно развивается, появляются новые пункты, где можно получить консультацию.

Не знаю, что вы имеете ввиду под «диагностикой с помощью компа», но мы работаем, в том числе, и над предугадыванием диагнозов и уточнением их программой, обученной на уже существующих медицинских документах или принимающей решения на основе международных стандартов скоринга.

2
Ответить

Ох я бы написал.... Работаю в ЛПУ. Эта гос автоматизация 🤷‍♂️

Ответить

Напишите обязательно и подробно обо всём, что не нравится. Хотя поставщиков много, и вы можете использовать не наши продукты, мне будет полезно узнать, как разработчику, все болевые точки напрямую от сотрудника ЛПУ.

Ответить

Примерно в такое превратился прием у врачей коллег когда им поставили компы и оптимизировали медсестер на амбулаторном приеме.

Ответить