Офлайн-сообщества. Где здесь бизнес?

Человек, как ни крути, существо социальное. Необходимость быть членом группы встроена в нас на биологическом уровне. Сотни друзей в Фейсбуке, тысячи лайков в Инстаграме, десятки комментариев под записью в ВК не заменят живого человеческого общения.

Офлайн-сообщества. Где здесь бизнес?

Мир ускоряется. Наши традиционные связи очень быстро меняются. Мы переезжаем в другой город и теряем старых друзей. Мы меняем работу и нам становятся неинтересны бывшие коллеги. Мы вступаем в брак или разводимся – и круг знакомых становится совсем другим.

Но потребность в реальном общении, в друзьях и товарищах, в ощущении себя частью дружной компании остается. Даже у матерых интровертов.

Можно ли построить бизнес на этой потребности?

В больших городах (в первую очередь в Москве) действует огромное количество разнообразных офлайновых сообществ: по узким интересам и универсальных, открытых и закрытых, коммерческих и некоммерческих.

Сейчас в столице в любой день можно найти встречу по своему вкусу: совместный подход в театр или шашлычный пикник, поездку за город или гитарный квартирник, игру в Мафию или танцевальную вечеринку. На каждой из этих встреч будет приятная компания, которая с удовольствием примет в свои ряды нового участника.

Приблизительно 100% таких сообществ можно найти в соцсетях. ВКонтакте и Фейсбук – основные площадки, где организаторы собирают аудиторию, анонсируют мероприятия, обсуждают новости сообщества, делятся фотографиями и видео с прошедших встреч.

Большинство сообществ зарождаются как хобби. Но через какое-то время первоначальный энтузиазм надо поддерживать денежным интересом. Поддержание и продвижение группы, предоплаты и финансовые риски, сама работа организатора – требуют как минимум окупаемости.

Есть три возможных пути монетизации:

- членские взносы / пожертвования участников

- спонсорские деньги

- платные мероприятия

В подавляющем большинстве случаев используется именно третий способ. Оборот отдельных сообществ доходит до 1 млн. рублей в месяц. При средней маржинальности до 40-50%.

Оценим рынок на примере Москвы.

Главная целевая аудитория таких сообществ - мужчины и женщины 25-40 лет, проживающие в Москве, преимущественно одинокие, со средним уровнем дохода. Менеджеры среднего звена, работающие по найму, фрилансеры, самозанятые, мелкие предприниматели, бюджетники.

Офлайн-сообщества. Где здесь бизнес?

Данные официальной статистики кривоваты. Особенно в части определения одиночества. И не учитывают значительное количество приезжих, которые не оформляют регистрацию. Но для первичной оценки приемлемы и такие цифры.

Итак, по данным статистики, людей, подходящих под данные критерии (регион, возраст, доход, не состоят в браке или постоянных отношениях), порядка 500 000 человек.

Даже самый небогатый представитель ЦА тратит на офлайновые развлечения (кафе, клубы, кино, фестивали и т.п.) не менее 2000 рублей в месяц.

Итого минимальный объем рынка офлайновых развлечений для нашей ЦА – 100 млн. рублей в месяц.

Большинство проводят свой досуг традиционными способами. Но давайте помнить, что наша аудитория – люди холостые, не в отношениях, одинокие. Потребность в знакомствах, как дружеских, так и романтических, у них очень сильна. Кроме того, офлайновые сообщества не столько меняют само действие (поход в театр, посиделки с друзьями в баре, шашлыки на природе), сколько формат его реализации – не самостоятельно, а в компании.

Предположим, что 20% этой аудитории будут регулярно посещать мероприятия от сообществ. И получим доступный рынок объемом в 20 млн. рублей в месяц. По очень скромным оценкам и без учета «расширения ассортимента» для других ЦА (люди за 40, семейные с детьми и т.п.).

При этом рынок может кратно вырасти, если такая услуга станет понятной и доступной.

Рост офлайн-взаимодействий, инициированных онлайн-связями Kleiner Perkins. Internet Trends 2018
Рост офлайн-взаимодействий, инициированных онлайн-связями Kleiner Perkins. Internet Trends 2018

Почему на этом рынке до сих пор нет лидера?

Основное препятствие на пути роста заключено в самом формате офлайнового сообщества, где на встрече каждый может пообщаться с каждым. Шашлычный пикник на 30 человек – это дружеская тусовка, шашлычный пикник на 500 человек – это фуд-фестиваль. Совсем другая тема.

Офлайновое сообщество не может расти бесконечно. Оно неизбежно будет распадаться на отдельные группы. Материнское сообщество может продолжать жить и процветать за счет постоянного обновления участников. Но история с «почкованием» будет повторяться регулярно.

Отсюда важное следствие. Поскольку рост ограничен, у таких сообществ нет возможности перейти от самозанятости организаторов к построению работающей структуры, найму специалистов, совершенствованию технологий. Поэтому маркетинг, CRM, создание приложения (да хоть и просто нормального сайта), автоматизация процессов – это все слова из какой-то параллельной вселенной. И даже внедрение всех этих инструментов не позволит вырасти кратно, что делает бессмысленными такие инвестиции.

Чем-то ситуация напоминает рынок такси 10-летней давности. Сотни автопарков – больших и маленьких, «бомбилы», отсутствие лидера, технологии прошлого века и все сопутствующие этому эмоции клиентов.

Где решение?

Аналогия с такси наводит на мысль. Почему же до сих пор нет своего «Яндекс (Мейл, ВК).Сообщества»? Агрегатора, который удобно для клиента и понятно для организаторов объединил бы всех на одной площадке?

Попытки предпринимаются постоянно. Только за последний год появлялось не меньше десятка приложений, которые пытались стать «Афишей» для частных мероприятий. Проблема в том, что все они реализовывали схему с2с, ориентируясь на отдельных активистов, а не на профессиональных организаторов. Продолжая предыдущую аналогию, они пытались делать Убер, а не Яндекс.Такси.

Ни одно не взлетело. Так это не работает.

В первую очередь из-за классической проблемы маркетплейсов. Сложно и дорого набрать критическую массу. Мало пользователей – мало мероприятий – на встречи приходит мало народу. Неинтересно ни тем, кто создает мероприятие, ни тем, кто хотел бы его посетить.

Во вторую очередь потому, что не может справиться с сильным страхом «Прийти в незнакомую компанию». Сообщества преодолевают этот барьер за счет своей истории, регулярной деятельности, фото и видеоотчетов с мероприятий, отзывов пользователей и т.п.

Есть решение!

Создание сервиса, который будет агрегировать сообщества, - это более эффективный путь.

- Для пользователей – это качественный выбор мероприятий от проверенных организаторов. Выбор встреч под свои интересы, аудитории под свои потребности, мероприятий по своим критериям качества. Плюс рекомендации от сервиса, которые помогут найти «свою» компанию.

- Для организаторов – это удобный инструмент решения вопросов, которые они не могут автоматизировать самостоятельно: маркетинг, привлечение пользователей, CRM, прием оплат, запись и напоминания. Плюс возможность реализовывать различные акции, совместные мероприятия, бонусные программы и т.п.

- Монетизация такого сервиса понятна: комиссия от оплат, продвижение отдельных мероприятий, дополнительные платные сервисы для организаторов.

- Намного проще привлечь несколько десятков организаторов (каждый со своей многотысячной аудиторией), чем несколько сотен тысяч пользователей в формате с2с.

- Модель легко масштабируется на другие регионы и аудитории

- Тот, кто реализует это первым, буквально за полгода-год получит серьезное «нечестное преимущество». Перетянуть пользователя в другой сервис всегда проще, чем организатора, у которого в сервис встроены бизнес-процессы.

Резюмируя.

Джефф Безос говорил, что важнее, чем вопрос «Что изменится в ближайшие 10 лет?», другая формулировка: «Что останется неизменным?». Несмотря на развитие технологий, потребность в живом человеческом общении никуда не денется ни через 10, ни через 20 лет. Построить сервис, который удовлетворит эту потребность максимально эффективно, удобно и весело – разве же это не достойная цель?

Что думаете? Поделитесь в комментариях.

P.S. если тема будет интересна, в следующий раз опубликую статью с цифрами и расчетами.

P.P.S. если есть специалисты, готовые реализовать такой проект с технологической точки зрения – давайте объединимся.

44
28 комментариев

Тезис о "вечности" личного общения под вопросом, на днях случайно зайдя в Макдональдс наблюдал очереди к терминалам самообслуживания при свободных кассах!
А с совсем другой стороны (из личного свежего опыта с собаками), у нас очень редко встречается модель истинно некоммерческого клуба по интересам, все стремятся сделать из своего хобби фулл-тайм бизнес.
Не идет у нас в стране клубный формат.
Некоммерческая общественная организация (не политическая) обычно просто формат бизнеса(сужу например по фестивалям исторической реконструкции).
В моей отрасли, в тревеле, все носятся с идеями агрегаторов специализированных, был период когда на этом можно было взлететь с малыми стартовыми ресурсами, но, похоже, это время ушло, уже даже гиганты поиска не гнушаются подбором крошек с стола интернета.

Ответить

Нежелание общаться с продавцами/кассирами и нежелание общаться вообще - это все-таки не одно и то же ) Людей, которые отказываются от общения с друзьями, в массовом порядке пока не наблюдается. Скорее наоборот. Из-за того, что с коллегами, продавцами, товарищами общение все больше уходит в онлайн - потребность хотя бы иногда поговорить "вживую" - только усиливается.

То, что некоммерческие клубы не взлетают - не удивляюсь. Ровно поэтому модель MeetUp у нас не прижилась (и, вангую, не приживется). Причин много, можем обсудить )

А то, что все пытаются сделать из этого бизнес - да, об этом и статья. Все хотят, но никто не сможет вырасти до серьезного уровня. Объединить все эти относительно небольшие клубы на одной площадке, автоматизировав значимые функции, развивая их централизованно, делая то, что отдельное сообщество себе никогда не сможет позволить - мысль, о которой идет речь в статье. Это будет полезно и для потребителей, и для организаторов.

Сделать такой сервис и интегрировать его в гигантов (хоть поиска, хоть соцсетей) - тоже возможный вариант ))

1
Ответить

У агрегаторов в тревеле, подозреваю, большие сложности с экономикой. Стоимость привлечения запредельная. Частота покупок - очень низкая. Средний чек (если считать им комиссию сервиса) вряд ли будет очень высоким. А там, где будет - окажется очень узкий рынок.
(тревел-рынок знаю поверхностно, это субъективные предположения))

1
Ответить

А чем фейсбук и вконтакт не аггрегаторы сообществ?
Как бы выглядел еще-более-лучший аггрегатор?

Ответить

Ну если вернуться к аналогии с такси. Если бы в Яндекс.Такси, помимо собственно вызова такси были бы еще новости района, сообщения от друзей, мемчики и политические дискуссии - это был бы хороший агрегатор? ))

На самом деле, найти в ВК и ФБ такие сообщества, если не знаешь точно, что именно ищешь - сложно. Еще сложнее сходу отделить онлайновые "говорилки" от тех, кто реально встречается офлайн.

Да, для отдельно взятого сообщества функционал ВК - вполне подходит. (Если не считать того, что требует ручной работы и основные офлайновые процессы там плохо автоматизируются).
А вот с точки зрения пользователя, который хочет не просматривать 10 разных групп, а выбрать что-то по своим хотелкам - соцсети не подходят.

1
Ответить

А о том, как выглядел бы идеальный агрегатор в этой сфере, придется писать отдельный лонгрид )

Ответить

проблема реально актуальная , вопрос систематизации я думаю может решить это современным путем

Ответить