Перенять офлайн-опыт: как АЗС зарабатывают на нетопливном сегменте

Российские АЗС испытывают серьезные проблемы с доходностью основного продукта — топлива. Поэтому вынуждены искать новые инструменты монетизации и увеличения трафика клиентов. Опыт выживания, который может пригодиться и в смежных отраслях — в колонке Александра Кузьмина, CEO Retail & HoReCa (РусХОЛТС).

Доходность продаж топлива на АЗС неуклонно снижается. В 2017 “Лукойл” намеревался продать треть своих заправок, так как доходность продаж снизилась с 2 000 рублей за 1 тонну топлива в 2016 году до 8 рублей за 1 тонну в 2017.

В июне 2018 владельцы независимых АЗС и вовсе предложили государству выкупить у них заправки, мотивируя свое предложение невозможностью вести бизнес в сложившихся экономических условиях.

При этом в 2018 году цены на бензин выросли в среднем на 11% (в среднем за Аи-92, Аи-95 и дизель), а правительство заморозило розничные и оптовые цены. С начала 2019 года цены выросли еще примерно на 1,5% в связи с повышением ставки НДС.

Unsplash
Unsplash

Повышение цен ведет к снижению трафика покупателей и, соответственно, доходности от реализации топлива. ВИНК (вертикально-интегрированные нефтяные компании) и независимые заправочные сети вынуждены искать дополнительные источники доходов. Одним из них становится нетопливный бизнес.

Почему нетопливный сегмент это важно

Нетопливный сегмент АЗС включает в себя самые разные продукты и сервисы. Традиционно это кафе, магазин, мойка, автосервис, шиномонтаж. Реже встречаются такие услуги, как мотель или фитнес-зал.

Постепенно АЗС становятся не просто заправкой, а полноценным ритейл-объектом.

Для потребителя это удобный и комфортный формат — зайти в магазин или перекусить на АЗС проще, чем заезжать куда-то отдельно.

Для бизнеса это инструмент дополнительной монетизации, увеличения среднего чека, а также генерации клиентского трафика.

Перенять офлайн-опыт: как АЗС зарабатывают на нетопливном сегменте

Например, в Англии, по данным отчета The Forecourt Report (Association of Convenience Stores) на 7 625 АЗС находятся магазины с сопутствующими товарами. Их выручка составила 4,1 млрд фунтов стерлингов за 2018 год.

На российском рынке нетопливный сегмент активно развивают в основном зарубежные игроки, а также наиболее прогрессивные российские. По оценке Retail & HoReCa (РусХОЛТС), соотношение доходов от топлива и от продажи сопутствующих товаров может быть примерно равной. Однако в российских условиях у большинства игроков рынка он не поднимается выше 10%.

По оценке РусХОЛТС, в 2018 году продажи нетопливного сегмента российских сетей АЗС достигли 110 млрд рублей. При этом тройка лидеров в России по доле доходов с нетопливных продаж выглядит так: у Shell — 30% от общего дохода (хотят довести до 50%), у Neste — до 40%, у Circle K — около 60%.

Что касается российских игроков, то у «Газпромнефти» уже в 2017 большая часть АЗС была с магазинами (около 1 000 — с магазинами, около 800 — без), а выручка от продажи сопутствующих товаров и услуг составила более 18 млрд рублей (выручка от продажи топлива физлицам — более 33,1 млрд рублей).

Кофе на АЗС — драйвер роста

Наиболее прибыльными становятся продукты импульсного спроса — кофе и еда быстрого приготовления, выпечка. Кофе — самый продаваемый в мире продукт после топлива, кофейную зону можно и нужно организовывать на АЗС любого формата, имеющей хоть какой-то торговый зал.

Пресс-офис Retail&Horeca (РусХОЛТС)
Пресс-офис Retail&Horeca (РусХОЛТС)

Росту кофейного сегмента на АЗС в целом способствует развитие культуры потребления кофе в России: в городах-миллионниках уже работает около 5 тысяч кофеен (без учета АЗС), а более 50% россиян пьют кофе или кофейные напитки как минимум несколько раз в неделю.

Рост рынка кофеен и проникновение культуры его потребления неизбежен. Например, в Европе треть прибыли АЗС — от реализации горячих напитков. В Москве средний чек в кофейнях при заправках уже превышает отметку 200 рублей, в регионах пока этот показатель не выше 100 руб.

С ростом конкуренции растут и требования потребителя к качеству кофе, покупаемого на АЗС. На современной заправке кофе должен быть не только «быстрым», но и вкусным.

Лидеры fastfood/foodtech рынка (McDonald's, Burger King, Dunkin, Starbucks и пр.) задают тренд на автоматизацию процесса приготовления кофе — они используют кофейные суперавтоматы, которые по сравнению с рожковыми машинами быстрее и эффективнее (участие человека сводится к минимуму), а кофе из них по качеству не уступает напиткам, приготовленным в традиционных кофейнях.

Unsplash
Unsplash

Однако качественный и быстрый кофе сам по себе не может стать залогом успеха. Для удовлетворения потребностей клиента и создания эффективного бизнеса по продаже кофе, необходим комплексный подход, позволяющий управлять всеми составляющими этой деятельности.

Организация процессинга бизнесов АЗС

Сегодня эксперты заправочной отрасли сходятся во мнении, что для ведения эффективных нетопливных продаж заправочным сетям требуется организация процессинга нетопливных бизнесов — инструмента, который оптимизирует все ритейл-процессы на АЗС.

С правильно выстроенным процессингом своих нетопливных бизнесов, заправочные сети могут управлять поставщиками и обрабатывать все данные о движении товаров на станциях.

Процессинг включает в себя автоматизацию формирования заказов со стороны АЗС, внедрение электронного документооборота, управление полочным пространством, автоматизированный контроль товарных потоков, сквозную аналитику продаж, удаленный мониторинг технологического оборудования АЗС.

Unsplash
Unsplash

Одним из наиболее эффективных инструментов становится удаленный телеметрический мониторинг оборудования торговых залов — об этом говорит опыт сети «Газпромнефть», которая с 2015 года использует систему удаленного управления работой кофемашин.

Это позволяет не только свести к минимуму простои оборудования, но и контролировать действия персонала на тысячах АЗС, продающих кофе. Примечательно, что на сегодняшний день таких систем в мире всего две — у британской Costa Express и у ПАО «Газпромнефть».

Однако заправочные сети, принадлежащие российским ВИНК, не могут в короткие сроки самостоятельно организовывать эффективные нетопливные бизнесы. Их руководство сфокусировано на задачах нефтедобычи и нефтепереработки, а ритейлу на АЗС уделяется внимание по остаточному принципу.

На данный момент в России нет прецедентов создания со стороны ВИНК собственных управляющих компаний, процессирующих нетопливные бизнесы АЗС, работающих под брендами этих нефтяных гигантов.

Какие нестандартные решения находят АЗС

Мировой опыт уже не позволяет представить бизнес АЗС без сильной нетопливной составляющей.

Например, австралийские заправки Caltex используют алгоритмы глубокой персонализации программ лояльности. Водители получают новые предложения с выгодными ценами по несколько раз в день, что гарантирует их возвращение в первую очередь в магазин, а заодно и на заправку. Также водители могут сделать предзаказ блюда в кафе - к их приезду оно будет уже горячим.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fwww.caltex.com.au%2F&postId=68836" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">www.caltex.com.au</a>
Источник: www.caltex.com.au

Сеть АЗС «Сургутнефтегаз» («Псковнефтепродукт») использует одновременно digital signage и аудиомаркетинг на кофейном оборудовании. После внедрения системы увеличилась частота покупок сопутствующих товаров, средний чек вырос на 15% и конверсия трафика магазина выросла с 5% до 8%.

Зарубежные топливные сети широко используют экраны самостоятельного заказа фаст-фуда, как в McDonald`s — еще с 2012 года это делает американская сеть Wawa. В результате водители ожидают только получение заказа, не тратя время на очередь для общения с оператором станции. К слову, этот тренд скоро должен прийти и в Россию, но пока ни одна российская заправка не оснащена экранами для самостоятельного заказа ассортимента кафе.

В ближайшем будущем российским заправочным сетям предстоит сделать выбор — превратиться в особый объект ритейла, получающий основной доход от выручки кафе и магазинов, либо продолжить изыскивать возможности заработка в рискованных схемах снижения налоговой нагрузки, которая в цене российского автомобильного топлива составляет 65%.

1414
29 комментариев

Комментарий недоступен

2
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Мне кажется, вам нужен такой вариант заправки

2
Ответить

В чём необычность телеметрии Газпромнефти, чем она отличается от штатной WMF или SCHAERER, например?

Ответить

Александр, отвечу на ваш вопрос на правах владельца компании-разработчика системы управления кофейным бизнесом BMS Coffee Control, которую использует в том числе и сеть АЗС Газпромнефть. Т.к. VC не позволяет длину комментария более 5000 знаков, отвечу двумя частями, sorry.
Термин "телеметрия" в кругах российских околокофейных бизнесменов (людей, как правило, далеких от ИТ), не имеет четко выраженных ассоциаций с техническим функционалом, что и определяет сложности в сопоставлении той или иной разработки.
Телеметрия, как опция м2м взаимодействия, сегодня предлагается практически всеми производителями кофеварочного оборудования, в т.ч. компанией WMF (уверена, для вас не секрет, Schaerer - это подразделение WMF). Основная задача архитектуры этой телеметрической разработки - максимизация заказов запасных частей для оборудования данного производителя. По сути, это "Автозаказ запчастей" для владельцев кофемашин, т.к. большинство пользователей дорогого кофеварочного оборудования пытается экономить на этом виде затрат. Весь остальной функционал разработки создан для того, чтобы подтолкнуть пользователей к приобретению данной ИТ-опции. В результате приобретения базового набора услуг (за 550 Евро), вы получаете статистику различных счетчиков, некоторые возможности удаленной прогрузки рецептов, удаленную заливку некоторых видов контента на экраны кофемашин и некоторые виды групповой аналитики (в случае, если у вас подключено несколько кофемашин) без возможности многофакторной настройки аналитических отчетов. На этом функционал штатной телеметрии от WMF, Franke, Thermoplan и пр. заканчивается. Для российских корпоративных заказчиков немаловажным негативным фактором является то, что им приходится заливать информацию на иностранный облачный сервис, что не приветствуется корпоративными структурами безопасности.
Теперь обратимся к упомянутой вами "телеметрии Газпромнефти", т.е. разработке BMS Coffee Control.
Прежде всего, это не "телеметрия", а технологическая платформа для управления корпоративным кофейным бизнесом, которая помимо всего набора статистической информации о состоянии неограниченного количества подключенных кофемашин, управляет вашим кофейным бизнесом с помощью 4-х модулей:
Операционный модуль - круглосуточный диспетчеризированный аудит работы оборудования и действий персонала, связанных с обслуживанием всей кофейной зоны. По сути, это техподдержка, которая имеет возможность оперативно связываться с точками продаж, чтобы напомнить сотрудникам о необходимости совершить те или иные действия как с кофемашиной, так и контролируемыми участками кофейной зоны (пополнение диспенсеров, расходных емкостей, опорожнение контейнеров для мусора, твердых и жидких отходов). В этом же модуле реализованы задачи удаленной загрузки видеоконтента мониторов кофемашин, мониторов кофейных зон и торговых залов, транслируемого аудиоконтента, контроля за рецептами кофенапитков, температурных режимов холодильников, режимах работы сиропных станций и станций водоподготовки. "Живая" диспетчеризация значительно эффективнее push-уведомлений, на которые персонал магазинов обычно не реагирует. Естественно, push-уведомления также генерируются системой, их можно конвертировать в задачи с автоматическим открытием и закрытием задач. Для этого и нужен корпоративный блок, функционал которого приведу ниже. Через диспетчерский центр проходят все заявки на вызов сервисных механиков, такой порядок открытия заявок значительно (до 50%) снижает количество выездов и сокращает время простоев кофемашин.
Сервисный модуль осуществляет все виды взаимодействия с сервисными компаниями, обслуживающими кофемашины через сервисное мобильное приложение и диспетчерский центр. Все заявки, сервисные акты, чек-листы, заказ запчастей, расходных материалов и прочие сервисные документы ведутся по стандартным электронным формам и хранятся в единой базе заказчика. Закрытие сервисных актов происходит через электронную подпись ответственных сотрудников в точках продаж. Для заказчика доступна оперативная аналитика соблюдения сервисным подрядчиком условий контракта по обслуживанию кофемашин и другого оборудования торгового зала (при комплексном сервисном обслуживании).

3
Ответить

"Какие нестандартные решения находят АЗС" - а просто бодяжить топливо не пробовали?

Ответить