Мы открыли 14 филиалов йога-студий за 2 года. Вот решения, после которых все пошло в гору

Привет, я Владимир Старков, сооснователь Mobifitness. В этом блоге я пишу о развитии студийного бизнеса и часто приглашаю предпринимателей, делиться опытом.

Герои этого материала — Ариадна Волченко и Владимир Коробанёв, основатели сети йога-студий на Юге России Yogasana с оборотом 50.000.000 рублей в год.

При этом на старте никакой большой бизнес они не затевали. Просто арендовали зал на 40 кв. м., где Ариадна тренировала в частном порядке после увольнения из фитнес-клуба. Потом семья узнала о том, что будет ребенок, а чуть позже, что не один, а двойня. Старшему сыну при этом только 1,5 года и какой бизнес с тремя детьми? Дальше пандемия….

Тем не менее, они — владельцы сети-вундеркинда, которая разрослась с 1 до 14 филиалов всего за 2 года (!).

Мы открыли 14 филиалов йога-студий за 2 года. Вот решения, после которых все пошло в гору

Как это произошло?

В этой истории много про мотивацию и любовь в бизнесе. Лирическую часть мы рассказывали 14 февраля в нашей статье-валентинке.

Здесь же будут только рациональные выводы. Мы попросили Владимира перечислить управленческие решения, которые превратили самозанятость в бизнес и помогли масштабироваться в такой короткий срок.

Он выделил 4 основных.

1. Начали делегировать от безвыходности методом тыка и это был ключ

Стандартная боль малых предпринимателей — быть многоруким многоногом и думать, что никто лучше тебя не справится с тем, что ты затеял. Конечно, при таком подходе угождаешь в ловушку ограничения собой. Ты можешь развиться ровно настолько, насколько хватает твоего ресурса.

Мы не имели амбиций на какой-то большой бизнес и страдали примерно тем же самым. Начали делегировать почти принудительно и это сорвало шаблоны в голове.

Эпизод 1. Мы узнали, что ждем двойню. Старшему сыну на тот момент было 1,5 года. Поэтому нужно было максимально разгрузить Ариадну, которая была в маленьком зале за всех: тренера, администратора, уборщицу и маркетолога. Я занимался своей работой.

Она нашла еще одного тренера на подмогу, а я стал думать, как организовать запись на тренировки, чтобы избавиться от звонков, блокнота и ручки.

Рождение девочек заставило делегировать
Рождение девочек заставило делегировать

Искал удобное онлайн-расписание. Поработали на том, что первое попалось под руку, не сильно разбираясь. Поняли, что дьявол в мелочах. Решение, которое мы выбрали, использовалось салонами красоты и функционал был ориентирован на их специфику.

Нам нужно было записывать людей на групповые занятия, привязывать абонементы к расписанию и посещениям. Поэтому мы перешли на виджет, заточенный для спортивных клубов и студий. Это сняло рутину с записью: не нужно было в ручном режиме следить за тем, сколько записалось, отменилось и т. д.

Мы открыли 14 филиалов йога-студий за 2 года. Вот решения, после которых все пошло в гору

В итоге, перед рождением девчонок, Ариадне практически ничего не приходилось делать руками. Клиенты записывались онлайн, а занятия вел наемный тренер. Она могла приезжать только на персоналки.

Ощутив, что студия может приносить доход без тотального участия в ней, мы впервые подумали, почему бы не запустить еще одну? Тогда мы получали около 100 000 рублей с одной локации.

Не знаю, сколько бы мы шли к этому намерению и родилось ли оно у нас, если не пришлось бы так оперативно решать вопросы с делегированием.

Эпизод 2. Нашли помещение под вторую студию. Мы боялись потратить лишнего и делали ремонт своими руками. Приходили ремонтировать по очереди, брали детей с собой по возможности. Затянули запуск. Очень устали! В итоге, не вывезли аренду в центре города, и в конце концов съехали из этой локации.

Ремонт нашей второй студии
Ремонт нашей второй студии

Но извлекли урок: ремонт нужно отдавать на подряд.

Для следующего филиала мы уже нашли бригаду. И удивились, как это развязало руки. Деньги, потраченные на работу специалистов, которые делают все 2-3 раза быстрее, окупаются. Запуски перестали быть проблемой.

За первые два с небольшим года существования проекта открыли 14 студий. События 2022-го года дали замедление. Мы приняли решение о закрытии 2-х филиалов. Работали на восстановление показателей. На май 2023-го у нас: 13 студий в Краснодаре и одна в Сочи.
За первые два с небольшим года существования проекта открыли 14 студий. События 2022-го года дали замедление. Мы приняли решение о закрытии 2-х филиалов. Работали на восстановление показателей. На май 2023-го у нас: 13 студий в Краснодаре и одна в Сочи.

4-ю и 5-ю локацию мы уже одновременно готовили к открытию. Бригада выехала с четвертой студии и сразу все инструменты повезла на пятую. У нас одни и те же подрядчики. Еще на первой локации договорились на нормальные цены.

Дальше можно перечислять много. Постепенно мы делегировали ведение социальных сетей smm-специалисту, наняли менеджера по продажам, нашли таргетолога и т. д. На сейчас у нас 70 человек в команде.

Часть команды Yogasana
Часть команды Yogasana

Главное, что мы весьма случайно методом тыка, просто стали это делать и наши мысли заработали совершенно иначе.

2. Нейтрализовали хаос на старте с помощью автоматизации

Этот пункт во многом вытекает из предыдущего. Делегирование связано с автоматизацией.

Обычно решение о внедрении ИТ-инструментов происходит от обратного: предприниматель захлебывается в рутине и начинает искать, как это исправить. У нас получилось, что не планируя, мы нейтрализовали много хаоса на самом старте. Конечно, это дало воздух для развития.

Мы открыли 14 филиалов йога-студий за 2 года. Вот решения, после которых все пошло в гору

Начали с простого виджета онлайн-расписания, о котором писал выше. В его внедрении нет ничего обременительного. Поэтому страха перед ИТ не сформировалось. Зато мы сходу смогли ощутить пользу, сориентировались в решениях на рынке и довольно быстро стали подключать дополнительные инструменты:

  • Со второй студии подключили полноценную систему автоматизации и CRM для спортивных проектов от того же разработчика, чтобы вести клиентскую базу, финансовую отчетность, учет услуг.
  • Отдельно подключали amoСRM для фиксации входящих заявок и ведения их по воронке. Сейчас в нашей системе появились автозадачи и автоворонки, от amo отказались, работаем в одном решении.
  • И еще чуть позже — мобильное приложение для коммуникации с клиентами.
Мы открыли 14 филиалов йога-студий за 2 года. Вот решения, после которых все пошло в гору

В чем конкретный профит?

Рост количества филиалов незначительно отражается на количестве нашей рутины. При открытии новой студии мы фактически по шаблону копируем бизнес-процесс и запускаем работу. При этом мы не покупаем каждый раз комплект программы, а частично доплачиваем. Настройки переносятся копипастом за час.

Приложение Yogasana
Приложение Yogasana

Например:

  • Мы видим, независимо от того, сколько у нас клиентов, кто на каком этапе находится (новый, заканчивается абонемент, уснул и т. д.) и вовремя работаем с каждым сегментом.
  • Можем настроить автоматические действия, например — уведомления об окончании абонемента. И знать, что любому нашему клиенту за две недели до окончания карты придет push с напоминанием о продлении.
  • У клиента (в приложении), тренера (в приложении), менеджера и руководителей (в учетной системе) перед глазами нужная информация: покупки, посещения, оплаты и т.д. В итоге возникает круг ответственности друг перед другом. Ни у сотрудников, ни у клиентов нет лишних вопросов. Есть атмосфера доверия.
  • Аналитика. Благодаря отчетам я вижу общую картину по сети: какие филиалы успешны, где требуются доработки. Использую, прежде всего финансовые отчеты, отчеты по продажам, по реализации услуг.
  • Нет узкого горлышка «зависимости от сотрудника». Если на ресепшн меняется администратор, то вся информация остается в системе, новому сотруднику просто дается доступ, а освоить программу можно за пару часов.

Автоматизировать все в одной локации и масштабироваться дальше, намного проще, чем приступать к цифровизации, когда ты большой и везде воцарился хаос. Не затягивайте.

3. Изменили систему мотивации инструкторов

В самом начале было простое желание платить людям больше. Ариадна — сама тренер и исходила из того, что наши инструкторы должны достойно зарабатывать. Поэтому мы, не сильно анализируя, просто решили, что 50% от оплаты клиента достается тренеру. То есть сразу установили максимально возможный для поддержания рентабельности студии предел.

Но мы стали крупнее, затрат стало больше (аренда, автоматизация, реклама). Стало больше и самих тренеров. Появились вопросы:

  • если пришел новичок, он тоже зарабатывает сразу 50% от оплаты?
  • а если один тренер круто конвертирует из пробного занятия в покупку, а другой нет, они оба получают по 50%?
  • а если к одному ходит 5 человек, а у другого полный зал, тот же подход?
Мы открыли 14 филиалов йога-студий за 2 года. Вот решения, после которых все пошло в гору

Желание платить больше осталось. Но мы создали систему KPI. Как все выглядит в деле?

  • В учетной системе можно настроить расчет зарплат с привязкой к количеству клиентов на занятии, к конверсии из пробного в покупку и т. д. Мы используем как раз эти два параметра при расчете KPI.
  • В нашем плане собеседования инструкторов отдельно прописан этап объяснения пути клиента и того, какую роль играет в нем тернер.

Маркетинг (создание интереса у клиента).
Продажи (вовлекают прийти на занятие).
Тренер (производит изменения в теле человека, тренер производит продукт).

  • Мы рассказываем об ответственности за наполняемость групп и конверсии. Мотивация привязана к количеству человек в группе:

- если на занятие пришел 1 человек — оплата 300р.;

- если от 2 до 5 человек — 500р.;

- с каждого последующего + по 50р.;

- проведение мероприятий — оплата 200% стандартной ставки;

- конверсия из пробного составила больше 70% (но не менее 10 человек в месяц) — отдельный бонус.

На практике выходит, что при хорошей работе инструкторы получают как раз на тот высокий уровень заработной платы, который мы хотели обеспечить.

Мы открыли 14 филиалов йога-студий за 2 года. Вот решения, после которых все пошло в гору

При этом мы поменяли сам смысл отношений и вовлекли тренеров в продажи. Мотивация опирается на понимание, что тренер — командный игрок и четко осознает свою роль в компании.

Это очень существенно повлияло на нашу выручку.

Сами KPI — вопрос объемный. Есть запись нашего эфира на эту тему и схема в комьюнити собственников студий Академия Mobifitness.

4. Поняли, как делать трафик и продажи

Кажется, мало кто из предпринимателей любит продавать. Мне это очень понятно. Гораздо приятнее оттачивать продукт: делать тренировки интереснее, студию внутри красивее. Когда локация одна, этого может быть достаточно. Студия, особенно в регионе, может жить на сарафане.

Но, если не научиться работать с трафиком и продажами, масштабирование точно невозможно. Мы это очень четко осознали, когда запустили вторую локацию. Выбрали помещение больше и в центре города, но не смогли наполнить его клиентами и в итоге закрыли.

Мы, собирающие вещи из 2-го зала, который долго ремонтировали своими руками и в итоге оставили.
Мы, собирающие вещи из 2-го зала, который долго ремонтировали своими руками и в итоге оставили.

В нашем случае все полетело сильно быстрее, когда я сам разобрался с таргетинговой рекламой: читал, тестировал, настраивал. Сначала прямо с трудом тратил деньги на это, постоянно зудело: «Сейчас вложим и неизвестно, отобьются они или нет». 10000 рублей казались очень большим бюджетом.

Помню, летел в самолете в Москву по работе (тогда я еще занимался перепродажей машин), настраивал объявления, запустил. А через несколько часов Ариадна звонит со словами: «Останови это!». Мы почувствовали, как это может работать.

Когда разобрался сам, можно делегировать и ставить правильные задачи.

Чуть позже Ариадна прошла обучение по продажам и мы начали нанимать администраторов и обучать на берегу продажам. В третий зал собеседовали людей уже по нормальной схеме. Эта схема у нас в принципе появилась. Понимали, что от них хотим.

Ариадна проводит обучение для сотрудников
Ариадна проводит обучение для сотрудников

Когда ты сеть, тебе нужно наполнять свои филиалы клиентами. Если ты умеешь это делать, ты можешь расти. Нам удалось наладить бесперебойную поставку лидов в студии, пока работал Инстаграм*. Месячный бюджет на рекламу составлял около 300 000 рублей.

В 2022-м эта возможность пропала и мы сфокусировались на перестройке маркетинга: стали плотнее работать с клиентской базой, запускать рекламу в ВК, работать с контекстом. Главное, что система и понимание было построено, мы меняем лишь инструменты.

Мы из тех, кто много проходит всяких обучений. Это касается не только продаж. Ходим в том числе на тренинги личностного роста. Я начинал с Бизнес молодости. Можно по-разному относиться к таким проектам. Но рабочее правило одно: услышал что-то полезное — внедри, тогда это имеет смысл.

Последнее про масштабирование и что для этого нужно?

На мой взгляд, важно, чтобы у собственника компании было бешеное желание. Нужно этого зачем-то для себя хотеть. Потому что это желание сталкивается в итоге с реальностью: плохая конверсия, мало заявок, внезапно уволился сотрудник, повысилось аренда и т.д. Каждый день случается много всего.

Подготовка к открытию нашей первой студи в Сочи (май 2023)

По нашему опыту: чем сильнее трясет, тем больше мы растем. Если перестанем через это проходить, то бизнес перестанет развиваться. А у нас большие планы.

Миссия компании — 500 студий йоги по всему миру. В этом году делаем ставку на франшизу и хотим открыть 20 студий в других городах за пределами Краснодара.

4545
27 комментариев

Как здорово, когда люди делятся опытом, очень интересно было читать. Успехов и удачи вам!

10
Ответить

Благодарим вас. Всегда рады поделится опытом.

1
Ответить

Даже не думал увидеть тут наших соседей ))
На фотках же ваша новая студия в парке Горького ?

2
Ответить

Да верно! Рады знакомству 🙋‍♀️

1
Ответить

умеете, могёте

2
Ответить

😎😎😎

1
Ответить

Нужно больше фоток

2
Ответить