{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как зарабатывать деньги на темноте: пример музея «Сенсориум»

Владелец интерактивного музея «СЕНСОРИУМ» Дмитрий Тейбаш рассказал, как развивать бизнес, работая с незрячими людьми. А также о дауншифтинге из инвестора в управленцы с переоценкой ценностей.

Предыстория

Прежде я занимался вполне однозначными и понятными для рынка продуктами: интернет-магазин по продаже кофе и чая, затем салон красоты и обучающая студия с курсами по всей стране. Потом было консультирование.

Мой партнер Екатерина, также стоявшая у истоков «СЕНСОРИУМА», имеет больший опыт работы с социальной сферой: у нее был просветительский проект «Люди вне профессии», до сих пор она ведет проекты по озеленению, флористике и декору.

Старт в кризис

«СЕНСОРИУМ» начался с пустующего помещения на Арбате в конце 2021-го года. Начинал я с партнерами, у которых, как позже оказалось, были свои трудности и не было возможности развивать проект, как они того изначально хотели. В итоге в августе 2022-го года мы разошлись. До этого момента я весь год занимался ремонтом и готовил музей к открытию.

Как помните, прошлый год – это симбиоз пандемии, мирового политического кризиса, резкий рост цен на стройматериалы. Пришлось хлебнуть сполна. Хотя были в этом и плюсы: например, соседние съезжающие кафе продали нам дорогостоящие системы вентиляции с большой скидкой.

В августе мы сделали техническое открытие музея. Почти сразу нас ждал ребрендинг из-за расставания с партнерами. В итоге в сентябре уже с обновленной командой мы собрали варианты названий, которые нам нравились, и в конце месяца утвердили «СЕНСОРИУМ»: хотелось названия, связанного с ощущениями)

Тогда же мы продумали концепцию, согласно которой темнота – это не черный цвет, а всплеск ярких красок тех эмоций, которые раскрываются, когда пробуждается ранее «спящий» на свету потенциал человека.

Дмитрий Тейбаш

Теперь наш фирменный стиль похож на бесконечный праздник Холли, и наши гости всегда отмечают разрыв их собственного шаблона, связанного с темнотой. Это не считая социального контекста, в котором мы в абсолютной темноте поменяли местами незрячих (гиды музея - тотально незрячие и слабовидящие) и людей с обычным зрением. Так вторые начинают лучше понимать, как живут первые.

Когда случилось разделение с партнером, мы столкнулись с тем, что у нас ценнейший, вдохновляющий, яркий живой проект в самом центре Москвы, уникальные программы в эталонной темноте, лучшие незрячие профессионалы в этой сфере, но совсем слабые, молодые каналы продвижения, а сайта и вовсе нет. В сентябре мы провели экскурсии всего для 20 человек, и это при аренде помещения… Ну это Арбат, сами понимаете)

Выдохнули-вдохнули и начали перестраивать процессы:

Команда: привыкла работать расслабленно на входящий поток. Пришлось перестраивать мышление. Мы также пересмотрели компетенции внутри команды, внесли кадровые изменения. Расстались с несколькими сотрудниками, не готовыми к серьезным изменениям - поняли, что это нормально, и это тоже любовь и профессионализм.

Реклама: проработали крутую концепцию – продвижение через клиентские отзывы и сарафан. Люди выходили в восторге, они не испытывали ничего подобного ранее. Многие отмечали чувство благодарности, которое было настолько мощным, что некоторые плакали, обнимая гидов. Все ощущали яркие чувства от (наконец-то) знакомства с собой, восторг и желание о нас говорить. Они просто возвращались к нам с друзьями и семьями.

Кафе Blackout при музее: переобучили всех бариста, наладили выгодные отношения с новыми поставщиками.

Деньги: пересобрали скидки и цены на продукты, правила, переоформили кредитные обязательства в банке (стало легче дышать).

Продукты: причесали все предложения по продуктам в фойе, перенесли их на сайт, запустили сайт-визитку по основному продукту - сенсорной экскурсии в темноте.

На клиентском примере поняли, что самое прибыльное и лакомое для бизнес-клиентов это арендовать весь музей под корпоратив, и нам стоит сделать конструктор из программ в темноте. Отработали эту гипотезу на крупных компаниях, оформили и начали продавать.

Так мы собирали по крупицам новую бизнес-модель для стартапа, а не бизнес-старичка рынка. Количество посетителей из месяца в месяц постепенно росло, и мы с командой работали бок о бок и вместе росли до того уровня, которым обладаем сейчас.С января 2023 года у нас стабильный рост выручки, в среднем, на 20% ежемесячно. Нам рукой подать до самоокупаемости, и у нас огромный список задач на развитие, одна другой серьезнее.Сейчас мы стремимся подключить мощного корпоративного спонсора, который усилит наш бренд и поможет нам двигаться в развитии быстрее и выше. Это видение у нас сформировал один бизнесмен, который увидел ценность тех программ и возможностей, которые мы можем предложить крупной компании, а она станет сопричастна к нашей миссии и деятельности.

Основные выводы:

  • Все оформляйте на бумаге максимально четко, фиксируйте любые шаги и договоренности в партнерстве. Такой подход позволит сохранить это партнерство надолго.
  • Сразу фиксируйте свою интеллектуальную собственность. Во избежание некорректных действий со стороны экс-партнеров.
  • Нельзя стесняться предъявлять конкретные требования к команде. Всегда есть смысл вести с сотрудниками диалог и передоговариваться о новом витке роста. Кто к нему не готов, уйдет сам, и это нормально.
  • Любите свой продукт. Если вы видите его ценность, ее увидят и другие. Просто верьте и идите вперед.
0
2 комментария
Михаил Балакин

все здорово у вас получилось ,главное менять свое мышление и сотрудников ,которые не готовы к глобальным переменам в бизнесе

Ответить
Развернуть ветку
Ilnur Mustafin

мне нравится ваша бизнес -модель ,круто придумано

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда