Как «Клиника Фомина» изменила подходы в бизнесе и увеличила сотрудникам премии в два раза

Основатель медицинского холдинга Дмитрий Фомин — о том, что такое пациентократия и почему бизнесу нужны помогающие компании, а не управляющие.

У медицинского холдинга «Клиника Фомина» сейчас 20 разных центров в 12 регионах России. Это многопрофильная компания, которая сфокусирована преимущественно на репродуктологии и женском здоровье, а также генетических тестах.

Несмотря на масштаб бизнеса и количество сотрудников, врачи редко переходят на работу в другие частные клиники, рассказывает ее основатель Дмитрий Фомин. Предприниматель строит бизнес по своей особенной методике, которую он назвал пациентократией — компания фокусируется в первую очередь на пациентах, а не на бюрократии.

«Мы хотим объединить медицинское сообщество ради того, чтобы медицина в России стала одной из лучших в мире», – так Дмитрий определяет миссию своей компании.

Он занимается медицинским бизнесом с 2011 года и его подход отличается от других российских медицинских бизнесов. Как предприниматель выстраивает отношения между клиниками и управленцами и к каким изменениям это привело, рассказывает Дмитрий Фомин.

Дмитрий Фомин

Новый подход к бизнесу

Я всегда был за открытые горизонтальные взаимоотношения в командах и между сотрудниками: мне кажется, так люди могут лучше показать, на что они способны. Последние четыре года я тесно общался с основателем «ВкусВилл» Андреем Кривенко и основателем «Агамы» Юрием Алашеевым — у нас схожие взгляды о нестандартном управлении компаниями.

Через время я узнал, что Андрей с командой создали новую компанию, которая помогает бизнесу системно создавать новый, более человечный подход к менеджменту — Beyond Taylor. Принял решение, что пойду учиться — и взял с собой команду. Сейчас обучение в Beyond Taylor прошли уже девять человек из «Клиники Фомина» и на следующий поток планируем отправить ещё четверых.

Что такое Beyond Taylor

Beyond Taylor — это компания, которая помогает бизнесам внедрять современную модель управления. Подход Beyond Taylor к управлению строится на клиентократии — структуре управления, в которой все сотрудники работают на внешнего клиента или внутреннего заказчика, а не на начальника и не для выполнения каких-то установленных сверху правил и требований.

Работая по принципам клиентократии, компании рустут, максимизируя ценность для клиента и раскрывая потенциал сотрудников. По системе Beyond Taylor уже работают «ВкусВилл», «Агама», «Сравни» и другие российские компании.

Помогать, а не управлять

Полноценно внедрять систему от Beyond Taylor мы начали в конце осени 2022 года. Сначала мы внедрили систему менеджмента Beyond Taylor в нашей управляющей компании. Теперь распространяем новую систему менеджмента на клиники — проводим эксперимент в четырёх регионах.

Распространять неклассическую систему ведения бизнеса сложно. Внедрение – вещь не одномоментная, сотрудников нужно заразить идеей, вдохновить, дать людям возможность самим подумать об этом. Мы не хотим ничего навязывать сверху — это не наш метод. Как головная компания, мы говорим нашим клиникам: «Мы живем по такому принципу, а по какому принципу жить вам, решать только вам». Какие-то клиники быстро подхватили идею и сказали, что им это нравится, а некоторые клиники, наоборот, пока не спешат внедрять новую систему менеджмента.

Первые значительные изменения произошли у нашей управляющей компании. Самое важное — мы переименовали её в «помогающую компанию». После обучения мы поняли, что клиникам не нужны управленцы, а нужны помощники.

Первый результат

  • В первом квартале 2023 года мы создали прозрачную, понятную систему мотивации для совета управляющих. Этого совета у нас раньше не было — его мы также создали в процессе обучения в Beyond Taylor.
  • У нас прозрачные финансы — открытая отчетность о доходах и расходах для всех сотрудников. Любой врач может увидеть, сколько он может заработать, и принять участие в управлении компанией.
  • Система мотивации — финансовая. Мы определили среднегодовую прибыль по итогам 2022 года, и определили бонус в размере 20% от прибыли, которую получилось заработать сверх этого среднего числа. И сотрудники смогли увеличить прибыль. Получились впечатляющие цифры — некоторые менеджеры заработали х2 и х3 к своим окладам. Что касается окладов — мы не стали их сокращать, оклады остались на нормальном уровне, однако теперь сотрудники знают, что могут заработать гораздо больше.
  • Помимо системы мотивации, сотрудники и команды проговорили обещания, которые у нас есть перед внутренними заказчиками, то есть перед другими сотрудниками. Это важно сделать перед тем, как утвердить систему мотивации, чтобы ожидания сотрудников не расходились с их результатами.
  • Сотрудники стали более самостоятельными и вовлечёнными. Работа в компании кардинально изменилась — люди сами инициируют диалоги, приносят новые идеи, собираются в команды. Они просто начали брать и делать, и перестали кого-то ждать. У сотрудников появилась мотивация делать лучше и больше.
  • Первоначально, сотрудники относились с недоверием: наблюдали, насколько руководитель готов отвечать за свои слова и действительно ли он выплатит обещанный бонус. Я заметил такую тенденцию: многие руководители, когда дело доходит до управления, обещают всё, чтобы люди хорошо работали, а вот когда приходит время за это платить, меняют поведение. Однако я рад за своих сотрудников и спокойно выплатил обещанные бонусы. Меня самого это вдохновляет — ведь успех сотрудников напрямую связан с успехами компании.

Нужно заметить, что мы только начали внедрять систему Beyond Taylor и с каждым месяцем глубже понимаем ее нюансы.

Сегодня я продвигаю подход Beyond Taylor через пациентократию в нашей сети и за её пределами. Я активно представлен в социальных сетях и 1 июля собрал большое профильное мероприятие для врачей в Москве. На это меня вдохновил Андрей Кривенко со своей методологией, которую я адаптировал под медицинский бизнес и теперь сфокусирован на этой отрасли.

0
33 комментария
Написать комментарий...
Платон

Так значит счастливые сотрудники все-таки существуют

Ответить
Развернуть ветку
Любовь

Существуют! И сейчас есть возможность попасть на осенний набор школы Beyond Taylor, лично перенять опыт у Андрея Кривенко и внедрить принципы клиентократии у себя в компании :)

Начало уже 29 сентября https://beyond-taylor.com/ssl

Ответить
Развернуть ветку
Лев Иваныч

«Система мотивации — финансовая. Мы определили среднегодовую прибыль по итогам 2022 года, и определили бонус в размере 20% от прибыли, которую получилось заработать сверх этого среднего числа. И сотрудники смогли увеличить прибыль. Получились впечатляющие цифры … теперь сотрудники знают, что могут заработать гораздо больше.»

Красиво написано, да. Уточнить бы только, какой ценой/способами сотрудникам удается это делать? В чем фишечка волшебной «методологии, которую я адаптировал под медицинские услуги»? Гипердиагностика и навязывание неграмотным пациентам/-кам объективно необоснованных процедур/исследований и пр мед услуг?

Ответить
Развернуть ветку
Adelia Likhacheva

в клинике Фомина на сколько я знаю, таким не занимаются и проповедуют док мед.

Ответить
Развернуть ветку
Лев Иваныч

Приму к сведению ваше авторитетное независимое мнение)
Платная медицина, особенно вот такие впечатляющие цифры и результаты без раскрытия подробностей «волшебной методы», всегда вызывают много вопросов. Бизнес и медицина, их совместиместимость с тз этики - интересная штука)
Вот пришел пациент. Есть определенные алгоритмы постановки диагноза и конкретный, объективно оправданный ОГРАНИЧЕННЫЙ список назначений к этому д/з. Откуда вдруг берется «впечатляющая» доп прибыль после лечения?

Так-то мы вроде на сайте, где делятся секретами успешного успеха бизнеса. А в статье секрет не раскрыт.

Ответить
Развернуть ветку
Francesco Pazolini

Давай я один (из десятков) секрет раскрою:
на первом скрининге на УЗИ на полмиллиметра смещаем курсор и опа, у нас выросла толщина воротникового пространства.
Забили данные в программу и опа у нас высокий риск трисомии (синдром Дауна) - надо срочно бежать к генетику. Перепроверить измерения практически нет возможности, т.к. временное окно на скрининг очень короткое.
Генетик назначает чудо-анализ "НИПТ" за 24 500 руб., который в государственных ЖК в Москве делают бесплатно, кстати, или сразу расширенный НИПТ до 60 000 рублей, чтобы уж и остальные риски исключить.
Тест конечно же отрицательный, беременную в очередной раз развели на бабки, но все счастливы. Врачам - премия.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Фомин

Ваше описание ситуации не совсем корректно! Это пренатального скрининга по узи и генетического теста разная чувствительность и специфичность! И одно не исключает другого. Надо делать и узи и НИПТ! Это цивилизованно! А делать бесплатно или платно - решать только вам! Поверьте, у всего есть своя цена

Ответить
Развернуть ветку
Francesco Pazolini

Эмм, что? Вы меня пугаете.
Пренальный скрининг не делается по УЗИ, а включает в себя УЗИ. На основании данных скрининга и принимается решение для расширенной диагностики и дорогостоящего НИПТа в том числе.

Надо делать и узи и НИПТ! Это цивилизованно!

Кому надо? Вам? Расширенный НИПТ всем беременным или только богатым делать надо, а бедным только базовый?

Ответить
Развернуть ветку
Лев Иваныч

Прикольно. А мне божились, что «в клинике фомина ничем таким не занимаются!» И вообще, у них жеж крестик на шее: «Мы - за док мед!»
Как можно их в чем-то эдаком неправильном подозревать!

Интересно, какой посыл-то у этой рекламной статьи подразумевался? Для кого/чего ее тут разместили))
Повеселили ЦА канеш, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Разгуляев

Раскрыт. Система управления - клиентократия - когда сотрудники работают не на начальника или выполнение правил или процедур, а на клиента - давая ему нужную тому ценность. Например, отсутствие лишних назначений - явно таковой ценностью является, что очень нравится клиентам, и они с радостью пользуются услугами именно этой клиники сами, и рекомендуют другим.

Ответить
Развернуть ветку
Francesco Pazolini

Поведайте нам как часто врачи Фомина сообщают своим пациентам, что приём генетика и НИПТ в ЖК бесплатные?
Разница с платным в 2-3 днях ожидания, но экономия 30000 рублей.

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Разгуляев

Я не являюсь: ни пациентом, ни сотрудником "Клиники Фомина" - поэтому не подскажу. А был опыт такого общения и соответствующий облом именно там?

Ответить
Развернуть ветку
Francesco Pazolini

Я имею опыт врача (не в этой шараге, конечно) и знаю как устроена система. Все частные клиники - это в разводняк в большей или меньшей степени и нужно просто понять на сколько он сильный.
Там ниже (и выше) сам Фомин отписался. Думаю, теперь всем понятна их бизнес-модель и уровень знаний.

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Разгуляев

Как только я читаю "все", сразу ищу враньё. Спасибо за частное мнение, основанное на генерализации своего опыта обращения во все частные клиники! Лично у меня он разный, в том числе и очень позитивный, когда врач отговаривал меня от лишних расходов, и даже - О, Боже! - что-то делал бесплатно, несмотря на платность всей клиники и его услуг. Поэтому я бы не стал хаять каждого, не попробовав лично воспользоваться его услугами.

Ответить
Развернуть ветку
Francesco Pazolini

Вы читали ответы "Фомина"? У вас возникло сомнениий в чистоте помыслов автора данных ответов? Он даже не стал оспаривать тот вопиюще дикий способ развода на деньги, который я описал. Хотя это моë обвинение можно отмести довольно легко.
Пишу "все" потому что, реально во всех частных клиниках зп врача зависит от количества консультаций и назначений - это простая и очень порочная практика. И нет ни одно частного медцентра, где премируют за экономию денег пациентов.
Врачи - это такие же люди, им тоже сложно устоять от соблазнов, особенно когда желание быть честным напрямую бьëт по твоему кошельку. И я не хаю врачей, в государственных клиниках плохих ещё больше, я хаю саму систему частной медицины, которая мотивирует врачей быть плохими.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Фомин

Наши пациенты априори не готовы получать помощь в бесплатных консультациях и сдавать бесплатные тесты! Это на уровне ценностей!

Ответить
Развернуть ветку
Francesco Pazolini

Какие интересные пациенты у вас - не хотят ничего бесплатно. Надеюсь, воду из кулера и бахилы вы им тоже не бесплатно даёте, чтобы не идти в разрез с их ценностями.

Ответить
Развернуть ветку
Katia S

Представьте себе, люди иногда готовы заплатить за комфорт, удобство, максимально бережное отношение и максимально подробное описание врачом всех его действий, когда на УЗИ перед тобой висит экран и можно смотреть, что там врач смотрит и описывает тебе. И я, как медик из семьи медиков только за то, чтоб компетентные врачи, со своей стороны, получали хорошую зп.

Ответить
Развернуть ветку
Лев Иваныч

Эм. Это у частников - «отсутствие лишних назначений»? Вы серьезно?

Единственная ценность, кт я вижу в частной медицине - это возможность приема пациента «прямщаснемедленно», без очередей.

Бизнес частной медицины не выживет без лишних назначений. У коммерческой медицины нет цели быстрее вылечить и отпустить пациента))

Пример. У меня откололась часть 7-ки. Запись к стоматологу только чз месяц. Еду мимо известной частной стоматологии: дай, думаю, зайду, узнаю, что как почём.
Насчитали аж 83000 на ремонт зуба (моделирование осколка в какой-то сложной компьютерной программе, создание прототипа-фиготипа, потом целая операция по вживлению в ткань зуба и прочая «док мед» 🫠 прелесть).

Говорю: ладно, всё оч круто, но я подумаю. И на выход собрался.
А врачебная мадам разволновалась очень, не выпускает, бумажками какими-то трясет: «Нужно оставить залог хотя бы 5000, чтобы мы материал для вас забронировали!»

В итоге записался и сходил потом в районную. Чекнуть их док мед, таксзть. Там предложили на выбор: обычную бесплатную или фотополимерную пломбу. Поставил самую дорогую, какая только была у них в ассортименте - за 2500. Хожу который год и радуюсь. И качеству работы спеца в бесплатной стоматологии, и качеству пломбы, и отстутствию на*балова (пардон за мой французский)

Выводы делайте сами в соответствии со своими «ценностями»)

Ответить
Развернуть ветку
Adelia Likhacheva

Прошу не применять ко мне своих огульных выводов

вы допускаете как минимум несколько фатальных ошибок логического мышления:
1. Аппеляция к моей личности (мне если честно посрать каким вы считаете мое мнение)
2. Аппелируете к своему опыту посещения платной клиники

https://habr.com/ru/companies/otus/articles/747938/

Но хочу написать в защиту клиники Фомина, что они классные. Как и док мед клиника, да и Чайка.
Наверное, мой личный топ.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Фомин

Это табу в нашей клинике! Мы не назначаем лишних анализов и обследований! Чтобы достичь этого мы создали специальную IT систему, которая помогает врачам и контролирует их работу! Если вам действительно интересно как это работает вы можете посмотреть большую презентацию обо всех наших IT системах: https://youtu.be/AhOjHPVV8h0?si=ODJoNHZC7wooyK_0

Ответить
Развернуть ветку
Katia S

Я являюсь пациентки этой клиники. И ещё несколько моих коллег, мы медики по образованию и работаем в сфере клинических исследований. Никаких лишних назначений нет, все чётко по делу и именно то, что нужно. Описывать приём и его результаты я, естественно, не буду, говорю сразу.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Уварова

Правильная система мотивации - это основа. Помогает снизить текучку, повысить эффективность и сохранить позитивную атмосферу в компании

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Фомин

Да и вообще как-то честно решить вопрос работы по найму

Ответить
Развернуть ветку
Окси

Классно когда работодатели и владельцы уделяют внимание удобству и комфорту сотрудников

Ответить
Развернуть ветку
Лев Иваныч

Какой интересный коммент у вас, Оксана) Где вы в статье нашли доказательство тесиза, что «Ко заботиться о св сотрудниках»?
Или вы комментнули для получения лайка от представителей К?)

Читатель видит в статье следующую подразумеваемую «заботу»:
допустим, я врач, и хочу к ним. Они мне:
- Привет, дружок! Настрадался, небось, в своей бюджетной медицине?) Понимаем! Щас мы о тебе позаботимся, не реви! Значитца так! Наше ноухау - фин мотивация сотрудников! Мы тебе даем 2 крутых плюшки:
1. Светлый кабинет и отсутствие скандальной очереди за дверью.
2. Минимальную фиксированную ставку, на кт твоя семья не выживет.
А дальше - крутись как хошь) Всё зависит от твоих «ценностей» и твоего подвешенного языка. Мы тебе пригоняем пациента, желающего расстаться с деньгами на уровне его !базовых ценностей! - не будь дураком, ДОКажи, что у нас тут есть, куда их потратить!

Чем это «ноу-хау» отличается от других частных контор? Кто о ком заботится в этой «впечатляющей прибыльностью» докмeд схеме?

А вообще, конечно, интересный у компании копирайтер. Текст вода водой в стиле «Смарите, какие мы молодцы - скока прибыли на лохах делаем!»
Почему пиарщики решили тиснуть статью на сайте для владельцев бизнеса? Странная какая-то ЦА выбрана для продвижения. Что конкретно в тексте хотели сказать-то? И кому вообще?

Похвалиться, что мед услуги за деньги - действующая и очень прибыльная для хозяина бизнес-модель, но какгрица с «ценностным» душком для всех участников цепочки? Дык это грамотные люди и так знают.

Ответить
Развернуть ветку
Francesco Pazolini
Почему пиарщики решили тиснуть статью на сайте для владельцев бизнеса? Странная какая-то ЦА выбрана для продвижения. Что конкретно в тексте хотели сказать-то? И кому вообще?

Скорее всего идёт разогрев для очередного раунда инвестиций. Почитайте за чей счёт там банкет. В сети есть информация.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Фомин

Это основа любой органичной и здоровой компании)

Ответить
Развернуть ветку
Heather Morris

как показывает опыт это довольно часто временная вещь

Ответить
Развернуть ветку
Waves Rays

Вообще изначально концепция докмед-клиник основывалась на том, что пациент платит за прием больше, чем в среднем по городу, но зато его не разводят и лишнего не назначают. Но в Клиниках Фомина, как я посмотрю, ценники не сильно высокие, даже в Москве. Неужели вам удалось найти заградительные цены, позволяющие не превращать поток пациентов в аналогичный госмеду с 15 минутами на прием? Сколько времени у вас длится прием гинеколога? За какое время в среднем проводят УЗИ брюшной полости?

Ответить
Развернуть ветку
Francesco Pazolini

"Доказательная медицина" не зависит от цены приёма, это просто показатель честности мед учреждения. А "держите вора" и "доказательная медицина" громче всех кричат примерно одни и те же люди.
У каждой клиники свой сегмент рынка и своя модель под этот сегмент. Можно работать с бедными пациентами и ничего им не впаривать, но за счёт 100% загрузки что-то зарабатывать. Как пример - киргизские клиники "для своих" или армянские стоматологии в Москве.
С клиниками Фомина секрет простой: "ТилТех Капитал" инвестировал в их сеть более 2 млр. рублей и не собирается возвращать их, т.к. цель - конкурировать с "Мать и дитя". Получать прибыль без возврата инвестиций, гораздо проще))

Ответить
Развернуть ветку
Katia S

Отвечу как пациентка, приём длился больше часа. УЗИ около 30 минут, может меньше, так как я опоздала.

Ответить
Развернуть ветку
Elena Yakovishina

Не удержалась, напишу. Клиникой Фомина еще не пользовалась, но пользовалась другой, тоже работающей по принципу доказательной медицины (название говорить не буду, чтоб не подумали о рекламе). Но построено также судя по описанию в клинике Фомина. И цена похожая. И разница колоссальная по сравнению с дешевыми клиниками, с ФМБА (Барназяна) и тем более поликлиниками. В основном закладывается 45-60 минут на посещение (в зависимости от врача. Окулист был 45 мин, остальные 60 мин). Да, иногда можно и управиться за 15 минут, а иногда было что и чуть больше часа. Зато мне спокойно разжевывали все и вся, отвечали подробно на все вопросы, тщательно обследовали. Сами же уточняли скрупулёзно, что когда и где проходила, если есть какие то анализы, снимки, то принести, показать. Чтобы не тратить лишний раз мои же деньги на анализы. Когда делала вакцинацию, сказали что от гепатита А могу спокойно сделать по ОМС и не тратить деньги, что такая же вакцина у них. Маме моей сказали что может по гинекологии спокойно делать по ОМС в Москве одну процедуру, что ее точно делают хорошо и правильно. Да платно можно было сделать, но предлагают альтернативу, если можно бесплатно и при этом быть уверенным что сделают правильно. А с ЛОРом так вообще отдельная история, я столько денег потратила до доказательно медицины, с тем чтоб разораться что с ушами. ЛОР пинал к дерматологу, дерматолог к ЛОРу, каждый писал про грибок мол. В доказательной клинике ЛОР объяснил что это не грибок, а серборейный дерматит, объяснил почему, показал на камере и плюс дополнительно позвал дерматолога (за которого не пришлось платить), чтобы подтвердить диагноз и план лечения. Короче от доказательной медицины у меня одни плюсы. Вроде стоит дороже прием, но по бюджету глянуть скок в год тратила раньше и сейчас, то вышло даже дешевле за счет экономии на лекарств (не назначают пустышек, либо сомнительных травок за бешенные деньги), анализов. p.s. траты на врачей, на аптеку и анализы у меня все в категории Здоровье.

Ответить
Развернуть ветку
30 комментариев
Раскрывать всегда