Типичные ошибки бизнес-проектов

Типичные ошибки бизнес-проектов

Начиная свой первый бизнес (может и не первый, а просто в другой сфере), основная масса предпринимателей, образно говоря, наступает на одни и те же грабли, которые, исходя из моего опыта, можно свести в две группы:

- чрезмерное усложнение;

- чрезмерное упрощение.

И та и другая крайность мешает нормальному развитию проекта, а то и вовсе приводит к его закрытию. При этом обеим группам свойственна недостаточно качественная разработка экономической части бизнес-плана (о ней отдельно в дальнейших статьях).

Для начала рассмотрим первую группу – слишком усложняющих.

Типичные ошибки бизнес-проектов

Ключевые ошибки слишком заморачивающихся:

1) попытка создания идеального продукта (правильного производства, правильного оборудования и прочих идеальностей). Этот процесс может затянуть открытие бизнеса до исчерпания всех финансовых и душевных ресурсов предпринимателя. Такие люди не могут остановиться на хорошем варианте, хотя и не идеальном, а пытаются отшлифовать все мелочи, хотя для потребителей они могут быть вообще не значимыми. В итоге и идеальный продукт не получился, и вышел на рынок (хорошо если вообще вышел) уже поздно;

2) готовность принять неоправданно высокие расходы ради «правильного» помещения и его оформления. Так, перфекционисты зачастую ищут помещение, которое просто сложилось в их воображении, зачастую под воздействием рекламы «успешных успехов» от разных блогеров. Однако такие локации обычно стоят существенно дороже и в основе своей не по карману начинающим предпринимателям, бессмысленно растрачивая их финансовые ресурсы и не оставляя пространства для развития;

3) недостаточный анализ рынка. Обычно предприниматели-перфекционисты считают, что их продукт должен быть невероятно востребован, так как сами бы они его с удовольствием купили. Однако, может оказаться, что ниша продукта в таком виде недостаточно велика для прибыльного бизнеса.

Наглядным примером таких ошибок является опыт одних моих знакомых. Они открывали центр обучения робототехнике детей дошкольного и младшего школьного возраста. Центр решили организовать в одном из спальных районов достаточно крупного города. Однако этот район был новым и отличался дефицитом офисных площадей и высокой ставкой аренды. По видению основателей, помещение должно было соответствовать ряду требований – достаточно большая площадь, первый этаж, обилие естественного освещения, собственный санузел и пр. В итоге искомое помещение было найдено, но его цена фактически была равна выручке. Ресурсы на активное развитие и продвижение быстро исчерпались и центр был вынужден закрыться. При этом, как оказалось, родители были готовы возить детей в другой район, где ставки аренды даже соответствующих помещений были вдвое ниже, а конкуренты и вовсе без проблем размещались в помещениях без столь взыскательных требований к свету и локации. И хотя к рассматриваемому Центру наблюдался интерес и имелся существенный потенциал роста, перфекционизм его основателей привел проект к закрытию и потере денег.

Конечно, это лишь наиболее распространенные ошибки предпринимателей-перфекционистов, но в конечном итоге они наиболее разрушительны для бизнеса.

Теперь перейдем к ошибкам слишком легкомысленных предпринимателей. Данные ошибки связаны как с общим легким отношением к делу (это, конечно, отлично, но в бизнесе может вредить), так и с наличием доступа к определенным финансовым ресурсам.

Типичные ошибки бизнес-проектов

Итак, ключевые ошибки слишком незаморачивающихся:

1) вывод на рынок слишком сырого продукта: основной лозунг – «главное начать, а остальное по ходу дела допилим». Однако очень часто тем самым они разрушают свою репутацию, и когда продукт становится хоть сколько-нибудь качественным, покупатели уже не рискуют с ним связываться. Кроме того, конкуренты-то тоже не дремлют – отличную, но очень уж криво реализованную идею могут легко подхватить, создав не идеальный, но и не сырой продукт;

2) желание как можно больше функций перебросить на аутсорсинг (с этим сложно бороться, когда все вокруг пестрит рекламой крутой экономии с помощью аутсорсинга всего, чего только возможно). Однако, в условиях ограниченности ресурсов (а это почти каждый начинающий, а во многих случаях и не начинающий бизнес) это приводит к неоправданному увеличению себестоимости продукта, фактически лишая проект маржинальности;

3) легкомысленное отношение к анализу рынка и разработке общей концепции бизнеса (особенно в финансовой части), а также в целом к реализации проекта. Такие примеры, я уверен, среди знакомых есть у каждого, – когда предприниматели запускают один проект, через месяц бросают, начинают другой и т. д. При таком подходе устойчивый проект может получиться лишь по счастливой случайности.

Прекрасным примером таких ошибок является кейс одной из кофеен. Основатель проекта – не прозябающая в нищете супруга владельца бизнеса и собственника ряда офисных помещений, гордо именуемых «бизнес-центром» (часть коммерческих площадей на первом этаже нового жилого дома в густонаселенном районе с преобладанием жилья класса «комфорт плюс») . Кофейня располагалась в небольшом помещении (разумеется, собственном) с видом на оживленный проспект и должна была в первую очередь предлагать кофе на вынос. Когда кофейня открылась, то оказалось, что единственной «фишкой» этого места является несколько постеров классиков фэшн-фотографии на стенах – ни какого-либо интересного кофе (пара-тройка условно авторских напитков) , ни уж тем более, каких-либо интересных десертов там не оказалось. Т. е. базовый продукт был фактически на уровне кофемашин в двух соседних супермаркетах. Кроме того, пешеходный трафик был нецелевой – офисов и учебных заведений рядом практически не было, а обеспеченные жители соседних домов предпочитали посещать кофейни поблизости от места работы, а не около дома. Пару месяцев кофейня существовала, а потом, как водится, стала сдаваться в аренду как потрясающий бизнес по цене аренды кофеен на гораздо более выгодных локациях. В итоге оборудование распродали на Авито, а помещение сдали.

От ошибок не застрахован никто, но ни слишком легкомысленное, ни слишком серьезное отношение к планируемому проекту не идет ему на пользу. В следующей статье я рассмотрю основные моменты, на которые не следует слишком отвлекаться, и моменты, которым стоит уделить серьезное внимание, чтобы не оказаться в сложной ситуации.

Начать дискуссию