Не можете найти школу ребенку? Постройте свою

Меня зовут Елена Аралова, я 12 лет строю компанию ED Architecture, что придумывает, проектирует и обустраивает лучше в стране школы. Дешевые и дорогие, частные и муниципальные, городские и сельские – разные, но всегда инновационные, прогрессивные и опережающие время. Так мы учимся угадывать будущее.

За последние 6 лет нам удалось запустить 19 выдающихся школ, в которых мы участвовали как архитекторы и инженеры. Еще порядка 30 находятся на этапе проектирования или строительства. Инициаторами всех этих проектов выступают частные инвесторы, которые в большинстве своем передадут школьные здания на баланс государству (такие школы бесплатные для граждан), но есть и такие, кто оставят актив себе, запустив частную школу. Таким образом, только через наши руки прошли проекты пяти десятков людей, которые решили вложить от 1,5 до 20 миллиардов рублей в строительство новых школ.

В этой статье я хочу подробнее рассказать, как построить современную школу и что для этого нужно.

Школа «Формула» по проекту ED Architecture. Фото: Артем Поликарпов
Школа «Формула» по проекту ED Architecture. Фото: Артем Поликарпов

Зачем нужна своя школа

Что движет школостроителями? Почему они решили вынуть весьма внушительные средства из своего бизнеса и передать их в очевидно социальный проект? Самый распространенный ответ — собственные дети. У наших заказчиков есть очень внятный запрос на качественное образование и развитие субъектности ребятишек, и не всегда они находят подходящую для этого школу. Помучавшись с репетиторами и зарубежными пансионами, они решаются на создание собственного экстраординарного, амбициозного школьного проекта.

Вторая причина — отношения с властями. Современное, накаченное технологией школьное здание — весьма мощный аргумент в переговорах с администрацией региона, позволяющий получить привилегии по основному бизнесу. Или в конце концов «социальный налог», который неплохо бы заплатить, чтобы снизить уровень критичности властей к работе предприятия в регионе.

Но есть и такие, что строят школу по велению души, чтобы оставить «след», наладить жизнь в своем городе или отдать долг месту, где родился. Стараются вложиться по полной, создавая, как правило, не только хорошее здание, но и привлекая в него талантливых, сильных учителей.

Школа «Адымнар» по проекту ООО «Татгражданпроект» и ED Architecture. Фото: ED Architecture<br />
Школа «Адымнар» по проекту ООО «Татгражданпроект» и ED Architecture. Фото: ED Architecture

План действий

Задумав школу, надо подготовиться к 2-3-м годам очень хлопотной, изматывающей работы. Редко, когда получается делегировать эту задачу внешней команде (профессиональных школостроителей на рынке почти нет). В большинстве случаев требуется личное участие, высокая вовлеченность почти во все процессы.

  • Шаг №1 — понять, про что ваша школа? Идея, концепция, ценности? Ваша сверхзадача? Чем школа отличается от тысячи других? Для каких ребятишек ваша школа? Что именно вы хотите добиться лет через 10, когда можно подвести итоги? Исходя их этих размышлений, вы сможете определить базовые технические требования: (1) место строительства школы (2) вместимость (3) ожидаемую площадь здания (4) финансовую модель проекта. Сверив амбиции со своими возможностями, можно двигаться дальше.
  • Шаг №2 — собрать команду запуска школы. Не факт, что эти люди будут потом работать в школе, но они точно должны суметь ее построить, допридумать, заполнить детьми и взрослыми, уложиться в сроки и деньги, и, наконец, открыть ее каким-то ближайшим 1-м сентябрем.

    Как правило, это пять ключевых людей: условно, образованец (тот, что про содержание), руководитель проекта (про процессы), финансист, строитель (про здание) и человек, принимающий все ключевые решения.

    Понятно, что команда обрастет подрядчиками (желательно, умными и порядочными). Конечно, в школьном проекте большую роль играют и деньги, и время, и дисциплина, и налаженность процессов… Но наибольший вес имеют люди. Их искренняя вовлеченность, человеческая заинтересованность, отчаянная борьба за лучшие решения, экстремальное, педантичное внимание ко всякой детали этого сложного пути.

«Качественные» люди компенсируют все: и недостаток денег, и традиционную бестолковость всех вокруг, и злодейство согласующих организаций. Толковые люди – наш главный волшебный инструмент.

  • Шаг №3 — спроектировать и построить школьный дом. Здесь самыми, на мой взгляд, критическими факторами являются Технологическое и Техническое задания. В первом документе перечислен состав помещений и их параметры, связи между собой; дано задание на «интеллект» здания. Во втором – подробные требования к конструктивным, архитектурным, инженерным решениям. Обычно эти документы носят сугубо формальный характер, в 99% случаях их копируют из интернета. И это, конечно, супер-ошибка. Потому что на самом деле это — тонны внутренней работы, насмотренности, экспертизы всего рынка, изобретательно упакованные в 50 листов.

    Дальше еще страшнее. Слова и мечты нужно конвертировать в объемно-планировочное решение школьного здания. Придумать логику его устройства. Заложить через объем все образовательные инновации и прогнозы будущего. Встроить «социальный» ген в ДНК железобетонного каркаса. И, желательно, не нарушить нормы проектирования. В нашей компании работает 50 человек, и только один архитектор умеет это делать. Специалист экстра-класса, каждый день решающий невероятные головоломки: как «собрать» в этом чудо-здании нормы, образование, инженерный и технологический интеллект и сделать это экономически целесообразно.

    Это самый важный этап проектирования. Потом, конечно, можно скорректировать шахты, колонны и отделку стен. Но точно не получится исправить примитивно собранное школьное здание.

    После к работе подключается три десятка инженеров, конструкторов, архитекторов, которые 7-9 месяцев кропотливо «отращивают» модель дома, проходя множество инстанций, главная из которых – Экспертиза проектной документации, выдающая разрешение на строительство.

    Вы же помните, что культура проектирования в России невероятно низкая, чертежи плохого качества и с низкой детализацией, что создает щедрую почву для разгульного произвола строителей на площадке? Так что тут уместно было бы появление беспощадного надзирателя за качеством проектной документации. В России таких почти нет. Среди всех наших заказчиков только одна компания отрастила в себе эту редкую компетенцию – это отдел социальных проектов группы компаний «А 101». Несколько лет работы с ними обрекли нас на «стокгольмский синдром»: люто ненавидим, но летаем благодарно под их бессердечным взглядом, как мухи.
  • Шаг №4 — запуск школы. Во время проектирования и строительства здания команда зря времени не теряет. Решает административные вопросы (ввод здания в эксплуатацию, лицензирование, аккредитация), а, главное, размышляет, как будет устроен образовательный процесс.

    Если школа уходит городским властям, эту задачу можно снять. Но если инвестор оставляет здание и сам занимается образовательной составляющей, то здесь он встает на первую развилку: нанять «оператора» (стороннюю компанию, которая за вознаграждение организует в здании образовательный процесс) или создать образовательную и управленческую команды самостоятельно, чтобы от своего имени запустить школу.

    В мире распространен первый подход, через оператора. В России такая практика крайне редка. Сильных, добросовестных операторов можно пересчитать по пальцам одной руки, в том числе, например, Heritage International School. Впрочем, чаще всего российский амбициозный инвестор решает самостоятельно управлять образовательной составляющей проекта. И это объяснимо: он хочет влиять на жизнь школы, не намерен отдавать контроль, верит, что только он знает, как лучше.

    Человек, вложивший огромные средства, и вправду имеет полное право управлять результатом, рассчитывать, что к его мнению относятся уважительно. Но, может быть, в этой «ловушке» и причина того, что в стране практически нет самостоятельных образовательных команд. Образованцы уже давно не инициируют школы, не совершают революций в школьном обучении – драйвером основных изменений на рынке частного школьного образования выступает исключительно инвестор, благотворитель. В сообществе просто неоткуда прорасти семенам образовательных инноваций, экспериментов; их плотненько утоптали под давлением власть держащих. Каждый учитель, методист, управленец теперь знает свое место и инициативу особо не проявляет.

    За год до открытия школы проектная команда начинает подбирать директора школы, заведующих кафедрами, одним словом, формировать самый важный актив школы — штат педагогов. Параллельно ведется большая дискуссия про образовательные приоритеты, методологию, в общем, волшебная пора творчества и споров, из которых родится, собственно, сама школа. Коллеги начинают думать про главных действующих героев: как набирать учеников, как создавать сообщество одних ценностей, как работать с родителями. Финансисты считают бюджет, строят экономическую модель, определяют цену за обучение (или находят в себе силы создать бесплатную школу с поддержкой благотворителя). Администраторы готовятся к приемке здания. Запуск близок!
Школа «Снегири» по проекту ED Architecture. Фото: Данила Горюнков<br />
Школа «Снегири» по проекту ED Architecture. Фото: Данила Горюнков

Сколько стоит запуск школы

Ну что же, пора посчитать деньги. Разделим бюджет на две составляющие: капитальные расходы и операционные затраты.

Первое — стоимость земли, на которой построена школа, и технические условия для подключения к городским сетям нам придется оставить за скобками. Эти расходы определяются локацией, трудно прогнозируемы, но всегда известны на старте проекта.

Второе — цена проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию школьного здания.

Бюджет зависит от площади объекта (соответственно, ее вместимости и изобретательности архитектора). В среднем, в России на 1 ребенка приходится 20-22 м2, но талантливые архитекторы умеют более эффективно пользоваться площадями, доведя этот показатель до 12-16 м2, без ущерба для инфраструктуры, образовательной составляющей (за счет экономии на коридорах, трафиковых зонах и пр.). Таким образом можно посчитать «вилку» площади здания, исходя из ее вместимости.

Предположим, у вас 800 учащихся, соответственно, площадь здания будет варьироваться от 11 до 16 тыс. м2. Цена проектирования — 1-2% от общего бюджета строительно-монтажных работ, ею можно на таких масштабах пренебречь (здесь разбег цены зависит от квалификации вашего проектировщика и составит от 1,5 до 6 тысяч рублей \ м2). Цена строительства, в зависимости от региона, от 80 тыс. рублей за 1 м2 в Тюмени, 180 тыс. рублей в Москве, и до 300 тыс. рублей в Салехарде — при весьма экономном подходе. Верхняя граница бюджета может быть больше, но не в три раза, конечно: разбег между дешевым и дорогим зданием школы в пределах 30-50%. Кстати, примерно половина наших заказчиков приходят со словами: «Ну давайте, наконец, построим лучшую школу в России» — и мы, конечно, невероятно вдохновлены таким подходом. Таким образом, на строительство школы в 800 ребятишек в Москве уйдёт, минимум, 2 млрд. рублей.

И третье — оснащение. Мебель, оборудование, инвентарь, все это и вправду сильно зависит от амбиций заказчика и бюджет может отличаться в разы. Ученическая парта в России стоит, максимум, 13 тыс. рублей, а финская парта — минимум, 30 тыс. рублей. Кабинет биологии, укомплектованный отечественным оборудованием, обойдется в районе 7 млн. рублей, а немецким – не меньше 30 млн. рублей.

Да, разница в качестве отечественного и импортного оснащения по-прежнему колоссальная. Изготовить долговечный, легкий, без выпирающих шурупов, с удобной спинкой стул в России все еще невозможно.

Точнее, умельцы могут постараться и сделать 10 приличных стульев, но когда речь идет о регулярном конвейерном производстве на 1000 стульев, то шансов нет, нам не удалось найти таких примеров. Оснащение «под ключ» для школы на 800 учеников обойдется от 200 до 600 млн. рублей.

Посчитаем операционные затраты. Себестоимость на 1 учащегося школы варьировалась по итогам 2022 года в диапазоне от 1 до 1,5 млн. рублей. Подавляющая часть расходов (до 60%) ложится на ФОТ, вторая по размеру статья – аренда недвижимости и оборудования (до 25%). Таким образом, основной инструмент управления затратами – расходы на педагогический и административный состав школы.

В среднем, в России на 1 педагога приходится 12 учащихся. Но в частных школах показатель доходит до 1:2: например, в Новой школе 550 детей и 250 сотрудников. Это и понятно, школа активно вкладывается в человеческий капитал, движется в сторону персонализации образования, что тянет на себя растущую нагрузку на фонд оплаты труда.

Итого, на запуск своей школы, например, вместимостью 800 учащихся, хорошо бы зарезервировать сумму в 3,5 млрд. рублей на строительство и первый год жизни (и это еще очень оптимистичные цифры). Можно скромнее? Конечно! Запустить небольшую школу, человек на 150… Но вряд ли при таком масштабе стоит рассчитывать на окупаемость операционных затрат.

Прогнозируемый доход школы складывается из (1) платы за обучение, которую взимают с родителей. (2) Субсидий государства, (но только при условии, что школа смогла получить аккредитацию), в Москве эта цифра составляет 140-180 тыс. руб. на 1 школьника. (3) Доходов за дополнительные услуги: сдача актового зала в аренду; организация курсов, в том числе для взрослых; продажа онлайн обучения; проведение платных экскурсий и пр. (4) Благотворительных взносов от учредителя или сообщества (например, выпускников или родителей учащихся).

В большинстве случаев работает логика: чем больше школа, тем меньше плата за обучение, тем больше шанс привести в школу разных ребятишек (а не отобранных по уровню благосостояния семьи), тем богаче социальное устройство школы и выше качество образовательного результата – и, как бонус, эффективнее экономическая модель.

Школа «Снегири» по проекту ED Architecture. Фото: Данила Горюнков<br />
Школа «Снегири» по проекту ED Architecture. Фото: Данила Горюнков

Можно ли построить сильную школу в условиях операционной окупаемости?

Конечно, если это школа, жестко заточенная на понятные узкие KPI (например, нужный результат IB экзаменов, или ЕГЭ). Но не верю, что это возможно, если ценности школы опираются на творчество, поиск, эксперимент, исследования, уважение субъектности, персонализированное образование. Можно построить великолепную результативную школу-конвейер и при этом обеспечить позитивный P&L. Но я пока не видела в России аналогичных примеров «прибыльных» школ про счастье, про людей будущего, про поиск новых моделей образования. Да и школ таких, прямо скажем, немного: среди них точно «Новая школа» и Международная школа «Летово». В общем, социальные амбиции непременно потребуют мощной и регулярной финансовой поддержки благотворителя. Мы с надеждой ищем таких «образовательных революционеров», они точно меняют жизнь людей, с ними у нас есть шанс на позитивные перемены в невероятно консервативной сфере школьного образования.

«Новая школа» по проекту ED Architecture. Фото: Данила Горюнков<br />
«Новая школа» по проекту ED Architecture. Фото: Данила Горюнков

Причины взлетов и падений

Несколько чисто практических наблюдений. В каких случаях получаются инновационные, выдающиеся школьные здания? Почему иногда случается магия, и школа оказывается живой, бурлящей, настоящей, а иногда она остается просто «дорогим зданием»? Для себя мы вывели несколько условий, предшествующих появлению замечательных школьных зданий:

  1. У всех таких школ была сильная, амбициозная педагогическая команда, которую собирали и готовили заблаговременно, включали в проектирование школы (ярчайший пример — школа «Летово»).
  2. Лидер проекта хорошо подготовился к работе: лично осмотрел все прогрессивные школьные здания, обсудил плюсы и минусы с людьми, их эксплуатирующими, хорошо осведомлен и компетентен (Надежда Гарниш, руководитель Инженерного корпуса школы №548 — великолепный пример такого лидера).
  3. Бюджет строительства школы формировался и утверждался до, а не после проектирования, и регулярно анализировался, уточнялся по ходу развития проекта.
  4. У школы всегда один «заказчик»: конкретное лицо, плотно включенное в проект. Такой человек быстро принимает решения, обладает полномочиями, лично контролирует проект (мы под большим впечатлением от подобной работы Ивана Мальцева, управляющего строительством школы WunderPark).
  5. В проектировании участвовали компании, имеющие опыт работы с прогрессивными школами (знают нормы и специфику эксплуатации объектов).
  6. Проектная документация была максимально полная, предельно высоко детализированная, и по-настоящему, а не фиктивно выполненная в BIM.
  7. В ходе строительства был организован независимый и жесткий, а не формальный, как обычно, авторский и технический надзор.

И в обратную сторону: почему случается, что амбициозный школьный проект оборачивается весьма посредственным зданием?

  1. Высокая инертность команды («проектируем так, как проектировали всегда — все же учились в школе когда-то, знаем»), низкая толерантность к рискам, эксперименту, некомпетентность в образовательных технологиях.
  2. Типовое техническое и технологическое задание, скопированное из интернета.
  3. Форсированное, спешное проектирование.
  4. Строительство «с листа», без законченного проекта.
  5. Бедный «ассортимент» проектных решений.
  6. У заказчика нет компетентных специалистов, способных содержательно и педантично проверить проектную документацию, осуществить технический надзор на стройке, принять законченный объект.
  7. Слабый менеджмент проекта.
  8. Немотивированные, неспециализированные проектировщики.

Ed Architecture: мы придумываем, проектируем, управляем строительством и оснащаем необычные, инновационные школьные здания. В течение десяти лет нам повезло работать с сильнейшими образовательными командами страны, участвуя в строительстве их зданий, и мы многому у них научились. Это инженерный корпус школы №548 в Совхозе им. Ленина, «Новая школа», Международная школа «Летово», «Точка будущего», школа «Адымнар», «Снегири», WunderPark, школа Шокана Уалиханова и многие другие. Все свои наработки, наблюдения и аналитику мы открыто публикуем в блоге EdDesign Mag.

1212
20 комментариев

ого! вот это школы! Процветания вам! Как здорово, что есть такие организации по проектировки школ

4

Школа будущего, совместить частное финансирование с государственными деньгами тоже нужно уметь

2

Согласна. У нас есть такой формат: государственно-частное партнерство. Но пока это просто форма для реализации нац. проектов, инициированных все тем же государством. Интересно посмотреть на тех, кто рискнем сделать настоящее ГЧП (например, инвестор построил школу и сохраняет ее управление за собой, чтобы иметь возможность "влиять" на ее развитие).

3

В таких проектах без энтузиастов-идеалистов точно не обойтись, это ж всё по новой создавать

2

Спасибо за материал, даже не представлял, сколько стоит построить школу 🤯Такой вопрос возник: а часто ли инвесторы передают школу в государственное управление?

1

Да, в большинстве случаев такие инвесторы (но точнее их назвать благотворители) отдают здание на баланс городу. Здание за собой оставляют только частные школы, которые строят здание для себя.

Создание своей школы? Это вы, конечно, замахнулись. Но нет ничего невозможного, главное инициатива и энтузиазм, ну и вера в свои силы, которых придется немало потратить...