{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

«Сидите в своем Новосибирске» - как фестиваль осознанного потребления покоряет Сибирь, несмотря ни на что

Основательница "Гаражки" Александра Терентьева

В 2019 году одна очень молодая девушка Саша весной открыла магазин одежды. Всё шло прекрасно - одежда продавалась, бизнес развивался. А осенью у Саши осталось очень много вещей с летнего сезона, которые были никому не нужны. Саша пошла на доски объявлений, чтобы дать вещам новую жизнь хотя бы по себестоимости, но потерпела неудачу и задумалась: “А есть ли в Новосибирске какие-нибудь гаражные распродажи, где можно легко и быстро продать вещи?”. Оказалось - нет.

Точнее как - конечно были, маленькие местечковые, которые проводились раз в год инициативными творческими ребятами. “А что если, провести свою гаражную распродажу? Можно добавить маркет, DJ, лекции…” - подумала Саша в паре с еще одной девушкой. И провели. Провели так, что спустя 4 года Garazhka (такое было дано название) стало самым масштабным фестивалем осознанного потребления в Сибири, который можно посетить уже не только в Новосибирске, но и в Томске, Барнауле, Кемерово, Иркутске… и ребята не планируют останавливаться.

Фест Garazhka - это коммерческий проект с глобальными ценностями, такими как - вторичное потребление, поддержка локальных брендов, переработка отходов, творческое самовыражение, который проводится каждые 2 месяца и охватывает от 2000 до 7000 гостей за два дня. В 2020 году Саша разошлась с партнером, пережив ковидное время и начала набирать команду. Два, четыре, десять - команда росла и сейчас ребята работают в составе 16-ти человек, запустили франшизу и формируют новые продукты на базе бренда.

Как фестиваль может быть бизнесом?

А: Понимаю, звучит непривычно. Когда четыре года назад мы провели первое мероприятие, то поняли, чего не хватало тогда Новосибирску — у нас был огромный спрос от участников, гостей и даже площадок. Все писали нам: “Когда следующее мероприятие (тогда это еще не было фестом)? ”. И в тот момент я поняла, где кроется основная проблема — все подобные события нерегулярны. А организаторы не могут сделать из этого систему, работающую ежемесячно и при этом понятную для клиента. Тогда мы направили свой фокус на технологичность всех процессов и регулярность. Сейчас, если у тебя, например, накопилось много ненужных вещей, которые ты хочешь быстро распродать, подарив им вторую жизнь или ты начинающий мастер (это могут быть как услуги, как и творчество) и ты не знаешь, с чего начать свой путь — у тебя всегда есть Garazhka. Сейчас чтобы участвовать в фестивале, тебе достаточно зайти на сайт, выбрать город, даты и оплатить свое участие через онлайн-кассу, за месяц до фестиваля ты через нашего чат-бота получишь карту, где можно будет выбрать место своего расположения на площадке. Практически также легко, как купить билеты в кино.

Ой, а зачем так сильно заморачиваться?

А: Мы считаем, что создавать и масштабировать сложный продукт намного труднее. Мы итак работаем в сегменте, которого не существует по факту — сегменте регулярных фестивалей. Сейчас мы проводим в каждом городе мероприятие каждые 2 месяца, то есть в одном месяце у нас может быть 3 или 4 города. Поэтому если еще и взаимодействие с нами будет непонятным, то либо будет нужна команда в разы больше, чтобы помогать на каждом этапе организации, либо мы не сможем расти. Технологии помогают упрощать и развиваться. Мы до сих пор единственное мероприятие подобного плана (базирующееся не в Москве), имеющее сайт, ботов и онлайн-оплату.

Вы так сильно фокусируетесь на тех, кто участвует в фестивале, по-видимому на этом строится ваша бизнес-модель.

А: Отчасти да, точнее — так было изначально. Когда я пришла в эту сферу, то была абсолютно без какого-либо видения, как здесь всё должно быть устроена. Есть каста людей — "ивентщики”, я к ней не принадлежу, поэтому не имею даже базовых навыков в организации мероприятий. По этой причине мы всегда мыслили нестандартно этой сфере и на момент создания "Гаражки” выбрали для себя модель B2B, где мы работаем с участниками. Но сейчас, можно сказать, бизнес-модель уже смешанная — мы много работаем с гостями и запускаем новые продукты с нацеленностью на конечного потребителя. Мне очень важно иметь возможность доносить наши ценности до больших масс людей.

На нашем летнем фестивале, к примеру — было собрано более 300 кг вторсырья

Ценности — это про экологию?

А: Да, и не только. Осознанное потребление, осознанное отношение к себе и своей жизни — темы, проходящие красной нитью через всё, что мы создаем. Каждая локация фестиваля, каждый продукт — отражение этой темы. Зоны "гаражной распродажи”, “свопа” и "ресейла”, где люди продают, покупают, обмениваются вещами, бывшими в потреблении — про вторичное потребление; зона маркета — про приобретение продуктов и товаров местного производства, вещей, которые прослужат дольше, чем “с алика”; зона сортировки отходов — говорит сама за себя и направлена на знакомство с темой переработки (на фестивале можно сдать вторсырье и познакомиться с переработчиком, чтобы узнать, что делают из переработанного пластика, стекла, жести — в Новосибирске например, из переработанного пластика с добавлением песка делают тротуарную плитку), на нашем летнем фестивале, к примеру — было собрано более 300 кг вторсырья; а такие зоны как "бьюти”, "быстрые свадьбы”, "созидательная”, "сцена” — направлены на познание и модернизацию себя, ну и конечно на веселье и хорошее настроение. Мне кажется, наша основная ценность в том, что мы очень мягко и нативно призываем общество обращать внимание на глобальные проблемы, а благодаря тому, что мы смогли сделать это своим бизнесом и не имеем финансирования от кого-либо, мы можем это делать в комфортной для нас форме (конечно, в рамках приличия).

Почему вы решили выйти за рамки Новосибирска?

А: Как я уже сказала выше — мы работаем в специфическом сегменте рынка. И не только потому, что мы регулярный фестиваль, но и потому что продвигаем тему вторичного потребления — пока это не близко массам людей. В какой-то момент мы поняли, что хотим расти, а в рамках Новосибирска был достигнут “потолок” (сейчас нам так не кажется, с каждым годом аудитория Новосибирска растет и прошлый фест посетило более 7000 гостей). Но летом 2022 было решено попробовать провести фестиваль в Томске.

Почему именно в Томске?

Это очень молодежный город, а это значит, что там много нашей потенциальной аудитории. Плюс он недалеко от Новосибирска, 2-3 часа на машине — было удобно смотреть площадки и работать с людьми напрямую. К слову, фест в Томске тогда прошел феерично, мы сразу полюбились местной аудитории, даже несмотря на то, что почти всё блогерское сообщество и сообщество "ивентщиков” нас не приняло: "Сидите в своем Новосибирске” — такой посыл читался между строк. Но на данный момент мы в Томске уже год и провели 8 фестивалей, не всегда удачных, конечно, но с такой регулярностью — промахи это норма.

Тогда мы стояли на пороге запуска франшизы и Иркутск стал первым городом, запущенным в таком формате.

В скольких городах вы сейчас проводитесь?

А: Уже в 5-ти — Новосибирск, Томск, Барнаул, Иркутск, Кемерово. Причем, последние два были запущены даже не по нашему желанию, а по входящим запросам. Даша, нынешняя управляющая Иркутска, обратилась к нам в начале года с желанием проводить “Гаражку”. Тогда мы стояли на пороге запуска франшизы и Иркутск стал первым городом, запущенным в таком формате. Наша команда помогала организовывать фестиваль полностью удаленно и лишь съездила в командировку на открытие. Сейчас в Иркутске был проведен уже третий фест, собравший уже больше 2500 человек — довольно неплохо для города не миллионника.

Как вы думаете — почему есть спрос на фестиваль?

А: Думаю, это совокупность факторов. Первое: мы сформировали продукт и у нас понятные ценности — достаточно зайти на наш сайт или любые соцсети и вы сразу поймете посыл и “вайб”. Второе: у нас есть, казалось бы, базовые вещи, которых нет у других и мы делаем на это ставку — сайт, активные соцсети, чат-боты, удобные коммуникации с менеджерами, не так давно мы даже выиграли Акселератор в новосибирском Технопарке, создавая приложение (сейчас это направление на паузе). Третье: мы думаем, планируем в долгосрок — конечно бывают периоды, когда вопросы решаются в моменте, но мы знаем к чему идем и периодически калибруемся с глобальными задачами. Четвертое: мы смогли объединить ценностный продукт и коммерцию без видимого перекоса. Пятое: мы имеем очень близкий контакт с нашей аудиторией — я помню как при проведении первого или второго фестиваля, нам написала девочка, сказала, что у нее есть небольшие психологические проблемы и она не может находиться в местах большого скопления людей — попросила сообщить, когда будет меньше поток, чтобы к нам прийти, мы конечно сообщили — но эта и множество других подобных ситуаций, заложили нашу ценность — держать близкий и теплый контакт с гостями и участниками. Шестое: мы удачливые и нам правда много где везло — “слабоумие и отвага” это про нас.

Захотел на "Гаражку"? Стань участником или гостем фестиваля в своем городе:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда