{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Мошенничество в IT: как вычислить аферистов в сети?

Веб-разработка — это не только коды, языки и фреймворки, это еще и финансовая часть договоренностей, люди и мошенничество! В этой статье мы опишем популярные схемы интернет-аферистов, которые встретились в нашей работе. А также поделимся лайфхаками, как распознать мошенника в сети и противостоять его уловкам.

Работа на прямом контракте (без посредников) — это всегда риск. Нет никакой гарантии, что вы не нарветесь на недобросовестного клиента, который откажется платить по окончании сделки даже при наличии договора на руках. Приятного в этом ничего нет, но шанс добиться справедливости законным путем есть всегда. Рычаги воздействия на недобросовестного клиента при вас. Иная ситуация, когда до подписания контракта вы еще не дошли, а материальный ущерб уже получили. Именно так и работают сетевые аферисты.

Интернет-мошенничество особенно популярно среди индийских и африканских представителей. Есть даже отдельное понятие, именуемое “нигерийские письма”. Как можно понять уже из названия, аферисты, действующие по этой схеме, выманивают средства через почтовые рассылки и у физических, и у юридических лиц.

“Нигерийские письма” — спам, нацеленный на получение прибыли незаконным путем. Как правило, содержит историю, в основе которой получателя рассылки ждет многомиллионная прибыль от сотрудничества с отправителем. Аферисты выманивают деньги под видом желания заключить выгодный контракт; рассказывают байки о наследстве, которое ждет “жертву”; или под иными заманчивыми предлогами. Мошенники втираются в доверие и просят получателя оказать денежное содействие (для оплаты пошлины, оформления бумаг и подобного), обещая приличные проценты по окончании сотрудничества.

Зародилось это явление еще до масштабного распространения интернета, в середине 80-х годов в Нигерии. Глобальной цифровизации тогда еще не было, и преступники действовали через обычные почтовые отправления. С приходом интернета в нашу жизнь методы работы “осовременились” — аферисты переключились на email-рассылки, а схемы остались те же.

Подобные подозрительные письма мы получаем регулярно, несколько раз в месяц точно. В последнее время они чаще приходят не на официальный email-адрес Fusion Tech, а через платформу Behance, где размещены дизайн-работы нашей компании.

КАК ВЫЧИСЛИТЬ МОШЕННИЧЕСТВО?

Год от года интернет-мошенники становятся все изобретательнее, что мы видим ежедневно из новостной повестки. Но вычислить самые распространенные случаи можно, опираясь на наши лайфхаки:

1. Предлагаемые условия противоречат общепринятым либо вовсе незаконны.

2. Схемы оплаты или сервисы сомнительны.

3. Количество контактов, с которыми клиент взаимодействует по проекту, слишком масштабно (на бирже Upwork, к примеру, можно посмотреть количество фрилансеров, задействованных для создания продукта).

4. Предложение несет больше выгод для подрядчика, чем для клиента (или заказчик ничего не понимает в бизнесе, или пытается вас “нагреть”).

5. Домен или имя отправителя выглядят подозрительно (например, случайный набор букв и цифр).

ПРИМЕРЫ ИЗ НАШЕЙ ПРАКТИКИ

Пример № 1. Чаще всего мы наблюдаем мошенническую схему, связанную с оплатой работы по чеку. Как это работает? Клиент говорит, что собирается перевести вам средства, но часть гонорара следует передать другому подрядчику. Речь идет о привлекательных суммах, от которых сложно отказаться, а также о полной или частичной предоплате, чтобы сделать предложение более заманчивым. Вы получаете чек, а часть оговоренных средств направляете мифическому подрядчику, которого не существует в действительности. Как, впрочем, и реального чека — присланная бумажка оказывается всего лишь фикцией. На таких клиентов у нас уже наметан глаз. Лучшее, что можно сделать — прекратить общение, как только разговор заходит о подобном способе оплаты.

Пример № 2. Другой случай: клиенты делали вид, что являются сотрудниками известной крупной компании. В подтверждение своих слов они поставили фирменный логотип в качестве аватаров, чтобы вызвать больше доверия у потенциальной жертвы. Каким-то шестым чувством мы поняли, что впереди нас ждет не выгодное сотрудничество, а простой обман. Спустя время к нам обратились еще несколько разных “заказчиков” с абсолютно идентичным текстом письма, что лишь подтвердило наши догадки.

Пример № 3. Самый интересный и сложный случай произошел с нами не так давно. Мы получили отклик от клиента на Upwork и принялись выяснять детали будущей работы. Заказчику требовалось реализовать выпуск приложения, кодовая база которого частично уже была готова. Наша задача заключалась в том, чтобы скачать ее, запустить и посмотреть, что и как функционирует.

К делу подключился техлид компании. Он открыл репозиторий с кодом и обнаружил там довольно подозрительный файл, судьбой которого настойчиво интересовался клиент. От заказчика то и дело поступали вопросы: скачали мы этот файл или нет, запустили код или только собираемся это сделать и тому подобное. Почему он был так в этом заинтересован? Скачивание или открытие файла вызывало работу встроенного скрипта, который собирал данные об электронной почте, логинах и всех паролях на том устройстве, на котором запущен. Другими словами, крал личные данные.

Мы сразу же написали в поддержку Upwork. К тому времени мошенник уже взаимодействовал с более чем сотней фрилансеров на этой площадке. Сколько из них стали в итоге его жертвой, остается загадкой.

КАК НЕ ПОПАСТЬ НА КРЮЧОК АФЕРИСТА?

1. Скажем, возможно, банальную фразу, но всегда нужно сохранять бдительность, всегда! Запомните, как правило.

Не ведите дела с сомнительными заказчиками, которые предлагают нетипичные способы перевода денег, полную предоплату в кругленькую сумму и прочие подозрительные вещи, особенно выходящие за рамки закона.

2. Второй момент — вы должны понимать, как устроена площадка, через которую вы ищите заказы и работаете с клиентами. Так будет легче сориентироваться, где ждет обман, а где — выгодное сотрудничество.

3. Доверяйте своей интуиции и внимательно читайте все предложения, обращая внимание на словесные маркеры.

Вот некоторые выдержки из полученных нами электронных писем мошенников:

“Банк строго предупредил, что у меня возникнут проблемы с налоговой службой США, если я попытаюсь поступить иначе.”

“Менеджер по работе с клиентами может отправить вам чек только от моего имени.”

“У консультанта есть необходимый контент, логотип и т.д. для нового веб-сайта. Он свяжется с вами, как только будет заключено соглашение об оплате/контракте.”

“Мой бюджет $2000-$7500 на веб-дизайн. Частным консультантом по проекту уже подготовлены текстовый контент и логотипы. Пожалуйста, покажите пример сайта.”

“Я могу выдать депозитный платеж в виде чекового платежа на ваше имя, отправленного по почте, это мой единственный доступный способ оплаты прямо сейчас:

1. Полное имя на чеке.

2. Почтовый адрес с Apt/Rm #, если необходимо (без почтового ящика).

3. Ваш прямой номер мобильного телефона.

4. 70% суммы депозита к оплате.”

Какие словесные маркеры и фразы сразу бросаются в глаза:

  • обилие слов “мой персональный менеджер/консультант”;
  • все мошеннические проекты имеют “большой бюджет”;
  • аферисты пытаются узнать, являетесь вы владельцем бизнеса или нет.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ, ЕСЛИ ВАС АТАКУЕТ МОШЕННИК?

Лучшая защита — нападение. Но только не в этом случае. Если у вас не украли деньги, не делать ничего — самый оптимальный вариант. Найти концы, если мошенник находится в другой стране или даже на другом континенте, будет сложно.

Алгоритм действий при получении подобных “заманчивых предложений” прост:

  • ни в коем случае не отвечайте аферистам;
  • удалите все подозрительные электронные письма/тексты;
  • обратитесь в поддержку платформы, чтобы заблокировать аккаунт преступника;
  • предупредите коллег и по возможности специалистов из сферы о подобном мошенничестве.

ВЫВОДЫ

Мы всегда строим отношения с клиентами на доверии для успешной реализации сотрудничества. Понимая, что заказчики так же, как и мы, заинтересованы в собственной безопасности. К сожалению, мошенники встречаются и с той и с другой стороны. И сразу вешать ярлыки в большинстве случаев не стоит. Внимательно вчитывайтесь в предложения потенциальных партнеров и изучайте их способы ведения дел. Из деталей строится общая картина и реальный портрет клиента или исполнителя.

Новости из мира IT-технологий, о трендах индустрии, бизнес-сервисах и не только — в ТГ-канале или на сайте Fusion Tech.

Читайте также:

Экономия на качестве или почему не все подрядчики одинаково эффективны

Погоня за низким ценником — неоправданный риск или разумная экономия средств? И чем она может обернуться при разработке цифровых продуктов? Поговорим сегодня на актуальные темы: о качестве услуг IT-компаний и как среди множества вариантов подобрать именно тот, который выведет ваш бизнес на новый уровень.

0
2 комментария
Михаил Колмаков

в цифровой век , сложно вычислять мошенников ,они очень изобретательны в своих идеях ,и порой настолько реалистично выглядят их предложения ,что становиться очень трудно отличать их от честных людей

Ответить
Развернуть ветку
Fusion Tech
Автор

Совершенно верно, мошеннические схемы очень разнообразны. Надеемся, наши советы помогут разбираться в них чуть лучше, чтобы не попасть на крючок к аферистам.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда